Современные классики

«iPhuck 10» Виктора Пелевина: вы не гаджет

26 сентября 2017 в 14:56
Сегодня в продажу поступила новая книга Виктора Пелевина. О том, как понимать роман под названием «iPhuck 10», рассуждает Игорь Кириенков.

Вторая половина XXI века. На политической карте мира — европейский Халифат, ЕС, состоящий из России и нескольких бывших советских республик, сразу две Америки и еще пара крупных государственных образований. Досуг просвещенного человечества занимают девайсы с дополненной реальностью. Интеллектуальный мейнстрим — ультралиберальный дискурс, приравнивающий среди прочего физический секс к изнасилованию. Литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович — плодовитый прозаик и великолепный сыщик — заступает на службу к куратору Марухе Чо, специализирующейся на гипсовом веке — то есть современном нам искусстве.

Год назад мы с осторожным оптимизмом предсказывали возвращение прежнего Пелевина — в сравнении с другими его поздними произведениями «Лампа Мафусаила» казалась не вовсе усталой вещью, нет-нет да напоминающей о былом, может быть, даже вагриусовской поры величии автора. В этом отношении «iPhuck 10», скорее, не удался — это такой же безнадежный романоид, как, скажем, «S.N.U.F.F.» или там «Любовь к трем цукербринам»; зубодробительное по большей части чтение, сродни изучению инструкции к утюгу: «это выведенная прямо на огменты программа-eraser с собственным интерфейсом, оформленным в виде ручного фонаря» — и так примерно 300 страниц из 416.

Конвенциональный нарратив, однако, никогда особенно не давался этому художнику: сюжет всегда был довольно служебной конструкцией в его текстах — и «iPhuck 10», метящий чуть ли не в детективы, конечно, никакое не откровение; не Флобер и даже близко не Кристи. Традиционная пелевинская стихия, поле его уникальной писательской экспертизы — приключения языка, подвижность и проницаемость речевых стилей, использование непривычных дискурсивных моделей для объяснения «проклятых вопросов»: «iPhuck 10», перебирающий многие жаргоны, включая искусствоведческий, не раз дает возможность подивиться пелевинской гуттаперчевости. Пора признать: противопоставление — во всяком случае, на лингвистическом уровне — писателей П. и С. все же надуманное, тем более что вышедшая весной «Манарага», как и «iPhuck 10», — роман, сочиненный мимо, невпопад, «не про то».

Ведь что такое сезон 2016–2017 для сатирика (а нынешний Сорокин, безусловно, сатирик) — зайти не с козыря решительно невозможно. Между тем оба тенора эпохи показательно, если не сказать в лоб, игнорируют хайп, бит и флоу ради собственных, не совпадающих с конъюнктурой фантазий. Бук-энд-грилл и киберсекс (а iPhuck — это в первую очередь умное дилдо; аналог «живого уда» из «Теллурии») — контрповестка, которую высокая (или формально почитаемая за таковую) русскоязычная беллетристика предлагает русскоязычному читателю; именно здесь, по версии главных местных провидцев и вероучителей, стоит искать дух времени — даже если лента раз за разом подсовывает новую протестную весну или выходки нового американского президента.

Об этом желании сыграть против рынка и ожиданий публики — пожалуй, самые звучные страницы «iPhuck 10»: Пелевин — что бы вы думали — внимательно читает критику на себя и отвечает здесь сразу всем в македонской, с двух рук, манере: взволнованному монологу Порфирия Петровича — довольно обаятельному автошаржу, который уподобляет рецензента вокзальной минетчице, — чуем, суждена долгая жизнь в соцсетях.

Что «Афиша» писала о книгах Виктора Пелевина

Что еще: самый яркий со времен «t» акт саморазоблачения — «я» — не писатель, а корпус русской классики, машина-доводчик, мимикрирующая под настоящего, из-плоти-и-крови, автора; обнажение приема — вероятно, единственное эхо юбилея революции-1917, которое позволяет себе Пелевин, некогда заявивший, что назначение российской цивилизации — «переработка солнечной энергии в народное горе». Много шуток — как правило, посвященных анусу и его сфинктерам (см. рецензию на выдуманный фильм Антуана Кончаловски). IT-буддизм, который автору впору преподавать где-нибудь в Калифорнии. Очень хороший — и намертво въедающийся в память — афоризм «Жить ой. Но да», скрашивающий вторую половину романа. Исполненный высокого трагизма финал: «Ибо труден путь, темна ночь и бездонно черное небо. Но есть в нем, конечно, и высокие редкие звезды».

Виктор Олегович, вы не гаджет.

Издательство

«Эксмо», Москва, 2017

«iPhuck 10» Виктора Пелевина
Расскажите друзьям