Если вы когда-нибудь работали в большом офисе, то хотя бы один раз подходили к кулеру с водой. Скорее всего, вы подходили к нему несколько раз в неделю. Вспомните, как это было, подумайте, что вас раздражало. Возможно, вы попали в неловкую ситуацию, когда пытались поставить тяжелую бутыль с водой наверх? Или вам не нравилось, что к кранику с водой нужно наклоняться? Или воду приходилось наливать двумя руками (держать стаканчик и нажимать на кнопку) — и это казалось неудобным?
Зачем нужно переделывать офисный кулер
Владимир Алексеев и Алексей Галкин вместе занимались интерьерными решениями для офисов, например, придумали деревянные настенные панели Prokk, которые скрывают розетки, лампы, провода, полки и делают интерьер опенспейса красивее. Однажды заказчик попросил их каким-то образом интегрировать кулер в офис — он считал, что существующие модели некрасивые и не вписываются в обстановку. Владимир решил найти готовое решение — красивый кулер — и очень удивился, когда понял, что его нет. «У дизайнеров всегда проблема, как вписать кулер в интерьер, потому что ни один офис не обходится без кулера, но ни одного красивого кулера нет, — объясняет он. — Кто-то их зашивает в ниши, кто-то пытается спрятать от глаз». Оказалось, что с такой проблемой столкнулся не только он: коллеги тоже говорили, что хотели бы найти удачное решение, но его просто не было.
Все кулеры одинаково неинтересные и совершенно не вписываются в интерьер квартир и офисов. «Такая же ситуация с кондиционерами — они ужасно выглядят», — говорит Алексей.
«В одном офисе все заразились простудой от одного человека через кулер. Он, видимо, попил и той стороной стакана, с которой пил, нажал на кнопку, чтобы набрать воду».
Самое распространенное неудобство — у большинства кулеров бутыль ставится сверху.
Иногда для этого нужны две руки: одной рукой придерживают стаканчик, другой зажимают кнопку. «Мама с ребенком на руках не может пользоваться таким кулером у себя дома», — приводит пример Владимир.
«В одном дружественном офисе за выходные вытекла бутыль и подтопила несколько квадратных метров. В понедельник ждал неприятный сюрприз. Пришлось поднимать пол, сушить, перекладывать — серьезные издержки».
«Никто толком об этом не знает и уж тем более никто за этим не следит. Почти невозможно вспомнить, что вам в октябре нужно отдать кулер на чистку».
Краник с водой в кулере находится низко, примерно на уровне пояса. Это сделано из-за особенностей конструкции. У некоторых краник располагается так низко, что кулер ставят на тумбочку.
Вероятно, вам не приходилось доставать новый кулер из коробки, устанавливать его и запускать в первый раз. «Нужно нажать одну кнопку, подождать, пока наполнится один бак, нажать другую кнопку, третью, нужно включить охлаждение, нагрев и так далее. Это не коробочное решение, когда достали, включили — и оно заработало».
Сложился бизнес-пазл: на рынке есть запрос на красивый кулер, но нет ни одного предложения. Они начали с большого исследования: Алексей сел изучать дизайн кулеров, Владимир занялся технической частью. «Мне кажется, я посмотрел все, что касается кулеров, в интернете, — рассказывает Алексей, — и не нашел ни одного интересного проекта. Были какие-то космические, уродливые концепты на Behance, но они остались нереализованными, а основные моменты были такие же, как в старых кулерах».
В этом время Владимир ездил по сервисным центрам, общался с мастерами, которые оставили объявления на Avito, и осматривал старые сломанные кулеры. Ремонтники не слишком охотно шли на контакт, и за два десятка звонков найти общий язык получилось только с одним мастером по имени Петр. Они общаются до сих пор. После десяти сервисных центров он обнаружил, что никаких интересных технических решений в кулерах нет: все были одинаковыми по архитектуре. Иногда попадались попытки сделать что-то необычное, но это были полумеры, например, не квадратный кулер, а круглый или восьмигранный. Но даже они работали с той же архитектурой и были такими же страшными, как и все остальные.
Запомнился только один аппарат, который отличался от всего, что тогда было на рынке. Это был английский кулер Ebac начала 2000-х годов, который Владимир нашел на складе в Санкт-Петербурге. Устройство лежало там больше 10 лет, поскольку его так и не смогли продать.
«Это самый технологичный продукт из всех, что я видел. Не знаю, сколько денег потратили на его разработку, но по сравнению с современными кулерами там все было иначе: где в обычном кулере был один элемент, в этом было порядка пяти. Он был настолько сложный, что не работал. Например, когда вы ставите бутыль в обычный кулер, нужно на нее поставить колпак с трубкой, который забирает воду. А в том кулере спускалась некая пластиковая трубка-иголка, которая протыкала пробку — и через нее подавалась вода. Но пробки бывают разных производителей, разной жесткости. В России тогда были дешевые китайские пробки из плохого пластика — игла просто-напросто ломалась, и 80% кулеров возвращались дистрибьюторам в первый же месяц».
Владимир выкупил кулер, отвез его в мастерскую и разобрал, чтобы понять, как он работает. Часть деталей потерялась, но он до сих пор стоит в небольшом музее кулеров вместе с первыми прототипами Monolith.
Какими кулеры были 50 лет назад
Кулеры, похожие на современные — бутыль, краник внизу, — появились в начале XX века. В них вместо системы охлаждения был большой кусок льда, а вместо пластиковых бутылок использовали стеклянные. «Их ставили в офисах, в кабинетах для совещаний, — говорит Владимир. — Они были имиджевым элементом декора». В 1980-х годах, когда научились делать тару для воды из термопластика, производство кулеров стало расти: пластиковую упаковку легче перевозить, удобнее хранить и утилизировать. Она повлияла не только на производство кулеров, но и на распространение любой воды в бутылках.
Но архитектура кулеров с того времени не изменилась: бутыль по-прежнему наверху, а краник — низко. Внешний вид за 30 лет тоже мало поменялся: кулеры такие же белые и неинтересные. Дело в инерции. Потребители не просят, чтобы им поставили технологичный кулер, который украсит офис, а производители не хотят ничего менять, чтобы не тратить деньги на разработку нового продукта. Владимир вспоминает судьбу Nokia: компания была главным производителем телефонов до 2010 года и до конца не верила, что кому-то нужны телефоны без кнопок, но уже через три года доля Nokia на рынке телефонов упала до 3%.
«В бытовой технике есть эволюционная спираль, — объясняет Владимир. — В первую очередь приборы наделяли только функционалом, они решали утилитарные задачи: кондиционер делал холодно, кулер наливал воду, стиральная машина стирала. С ростом рынка и спроса добавлялись надстройки, первой надстройкой стал дизайн, второй — возможность управлять с телефона и подключение к интернету. Если мы посмотрим на бытовую технику, то увидим, что она сильно изменилась за последние 15–20 лет, и сейчас уже есть красивые кондиционеры, красивые камеры наблюдения, дизайнерские стиральные машины. Происходит трансформация, но это долгий процесс, до кулеров он еще не дошел — это довольно консервативная индустрия, где почти не происходит никаких нововведений».
Когда Владимир только начинал изучать кулеры, он думал, что есть очень много разных моделей. Но оказалось, что почти все работают с одной архитектурой и отличаются только частностями: моделями компрессоров, моделями насосов, материалами баков и геометрией краников.
На Behance мало концептов с кулерами. Самые свежие — от начала 2016 года. Некоторые выглядят как холодильники, другие так, будто они уже несколько лет стоят в офисе. У концептов есть общая черта — они все низкие, если такой поставить в офисе, людям все равно придется наклоняться.
Владимир связался с дистрибьюторами и узнал, согласны ли они покупать такие кулеры, если они появятся на рынке. Им было интересно. «Игроки рынка понимают, что клиентов не устраивают существующие кулеры, к ним поступают запросы на что-то новое, но они просто не могут ничего предложить».
На разработку дизайна Владимир и Алексей потратили около полугода, на техническую часть — где-то 10–11 месяцев.
Первый прототип был очень простым: Владимир купил электрическую помпу для перекачки воды и подключил датчик, реагирующий на движение, он активировался и включал помпу.
Он был сложнее. Его сделали из обычного кулера: его разобрали, что-то убрали, что-то добавили. «Мы все сделали по канонам — взяли существующий объект и попытались его минимальными средствами довести».
Метод не подошел. Кулер перебрали, поставили датчики, но архитектура осталась той же. Главный минус архитектуры — краник располагается низко, поэтому людям приходится наклоняться. «Когда копируете чье-то решение, вы помимо положительных сторон копируете и ошибки».
Они привязались к двум важным параметрам — среднему росту человека и размерам бутылки — и по этим числам сделали масса-габаритный макет из картона, первый макет построили из фанеры и алюминиевого композита.
Алексей за полгода разработал около 70 моделей. В одном варианте не было лотка для воды — поверхность была наклонной. Неудачное решение: вода падала на уклон и разлеталась в стороны. В другом варианте вместо лотка был испаритель. Это слишком сложно, но от идеи до сих пор не отказались.
Тестировать прототипы в офисах не стали — опасно. В кулере есть электричество и вода — если что-то пойдет не так, люди могут пострадать. Но тесты все равно нужны, поэтому прототипы тестировали с гостями в мастерской.
Пока ни разу не было ситуации, чтобы человек подошел к кулеру и не понял, что с ним делать, но Владимир уверен, что в будущем это обязательно произойдет. Когда в общественных туалетах появились краны с датчиками движения, люди сначала тоже не могли понять, как ими пользоваться.
Скорее всего, все кулеры, которые вы видели, были белыми, этот — черный. Это рабочий вариант, «бланковый цвет», «семпл», который можно вписать куда угодно: в интерьер квартиры, в интерьер офиса, считает Алексей. Позже выпустят корпуса других цветов, но пока об этом говорить рано.
Если аппарат напомнил монолит из фильма «2001 год: Космическая одиссея», вам не показалось — Алексей признает, что отсылка к фильму есть, но получилась она случайно. «На подкорке нравится эта история и эстетика, и мы решили, что черный цвет сам напрашивается».
Окончательный дизайн получился именно таким в том числе в силу технических условий — датчики, которые видят, что человек поднес стакан, должны располагаться по бокам, поэтому в кулере сделали нишу. Когда датчики устанавливали сверху, они ошибались и включали насос из-за бликов на воде.
Черная колонна Monolith. У нее нет ни одной кнопки — чтобы налить воду, нужно поднести стакан в нишу, датчики его увидят и включат насос. Monolith высотой примерно с барную стойку и выше любого другого кулера, поэтому за водой не нужно наклоняться, достаточно просто вытянуть руку.
Почему с кулерами нужно быть аккуратнее
Как мы теперь знаем, в кулерах нет системы, которая предупреждает, что их пора чистить. Значит ли это, что пить воду из них небезопасно? «Когда кулер стоит в публичном пространстве и через него в течение дня проходят десятки, а то и сотни человек, надеяться на то, что все будет стерильным, довольно оптимистично», — говорит Владимир и рассказывает про хитрости, которыми люди пользуются, чтобы безопасно налить воды: кто-то нажимает на рычаг рукой, кто-то — ручкой от кружки. Ухаживайте за кулером — и все будет в порядке. Если чистить его хотя бы один раз в три-пять месяцев, то среда в нем будет здоровой. «У микробов есть инкубационный период роста, и он составляет несколько месяцев: за день там ничего не разовьется, за неделю — тоже, но если не заниматься этим полгода, то начнет скапливаться какая-то живность», — объясняет Владимир. Проблема в том, что люди обычно забывают о том, что кулер пора чистить.
Кому интересно следить за потреблением воды
Всю современную технику подключают к смартфонам, кулер не исключение. Он синхронизирует свои данные с приложением — поэтому человек пьет воду, а в конце дня смотрит, сколько он выпил.
Возможно, вы слышали, что нужно пить около восьми стаканов или 2,5 литра воды в день. Это не совсем так. Педиатр Аарон Кэрролл писал, что этот миф родился из рекомендации, которую в 1945 году дала Национальная академия наук США. В ней говорилось, что в день человеку нужно около 2,5 литра любой жидкости. То есть не обязательно выпивать восемь стаканов воды, чтобы выполнить норму, ведь мы получаем жидкость, когда пьем чай и кофе, едим фрукты и супы. Например, в США люди вместе с едой получают около 20% дневной нормы воды, в Европе, где люди чаще едят фрукты, этот показатель выше.
Есть простая рекомендация о том, сколько воды пить, чтобы чувствовать себя хорошо, — пейте, когда этого хочет организм (конечно, если у вас нет другой рекомендации от врача или тренера). Владимир считает, что людям будет интересно следить за тем, сколько воды они выпили за день. «Есть куча людей — спортсмены, модели, беременные или худеющие женщины, — для которых вопрос потребления воды стоит достаточно остро, — рассказывает он. — Еще давным-давно я обратил внимание на девушек, которые ходят со своими бутылочками из-под лимонада». Чтобы кулер разобрался, сколько воды выпил конкретный человек в офисе, у каждого сотрудника должна быть метка на чашке: когда он наливает себе воду, кулер считывает метку, фиксирует количество воды и отправляет данные в приложение.
Пока в приложении нет серьезного алгоритма, который, например, соотнес бы количество выпитой воды с данными фитнес-трекера и сказал: «Вчера вы выпили мало воды, ночью сон был плохой». Но есть идея привлечь людей из здравоохранения и подключить кулер к эпловскому пакету HealthKit. «Вы прошли четыре километра пешком, данные поступили на телефон, кулер их подтянул и при наличии геометки рядом предлагает попить столько, сколько нужно», — объясняет Владимир будущую схему работы.
Когда мы увидим этот кулер в офисе
К Monolith относятся не как к кулеру: разработчики не считают его бытовой техникой, и гаджетом тоже не считают, и мебелью тоже. «Это точка притяжения, которая должна быть местом силы, потому что если уж смотреть совсем вглубь, то люди всегда селились у источников воды, — объясняет Владимир. — Водопой — сакральная вещь и в живой природе, и среди людей. Например, раньше собрания зачастую проходили вокруг колодца или скважины, а к родникам относились с особым трепетом».
Кулер готовят к выпуску, а про его себестоимость говорят, что приведут ее к приемлемой. Apas пока не раскрывают, где и когда их кулер появится в первую очередь, но настаивают, что создают не просто кулер, а целую инфраструктуру для потребления питьевой воды.