Классики конструктивизма братья СтенбергиСлева — Владимир, справа – Георгий известны прежде всего как мастера киноплаката. В 1923 году они приступили к работе в «Совкино» и успели создать больше 300 работ — в том числе плакаты к фильмам «Броненосец «Потемкин» и «Человек с киноаппаратом». В то же время — с 1928 по 1932 год — Владимир и Георгий Стенберги занимали должность главных художников парка Горького. Они придумали для него световое оформление, в том числе и напоминающие цветы фонари Ландышевых аллей, и устраивали массовые празднества. В 1933 году Георгий Августович погиб в автокатастрофе. А Владимир Августович работал оформителем Всероссийской выставки сельского хозяйства и — вплоть до 1962 года — главным художником-оформителем Красной площади.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/a1/ca1a0e8d66ed4241b2d9a38a87892de0.jpg)
Воинственные скворцы, 1926. Офсетная печать
Фильм: США, 1924. Режиссеры Фред Гиол, Тед Уайлд
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/e2/2e25f36f2df34d64b3e1176168feeec9.jpg)
Паровоз «Генерал», 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1926. Режиссеры Клайд Брукман, Бастер Китон
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/f1/7f19272f638e465fad9268b30da6b983.jpg)
Дело уличного торговца, 1922. Офсетная печать
Фильм: Франция, 1922. Режиссер Жак Фейдер
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/73/f735a77cf628420f89c333b5e32dfa30.jpg)
Зарэ, 1928. Офсетная печать
Фильм: СССР, 1926. Режиссер Амо Бек-Назаров
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/39/83912ec506f846aa8362623a98ab3851.jpg)
Паровоз «Генерал», 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1926. Режиссеры Клайд Брукман, Бастер Китон
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/2c/62cb856171c34d28840ee4d5cddc3702.jpg)
Который из двух, 1927. Офсетная печать
Фильм: Германия, 1926. Режиссер Нунцио Маласомма
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/5d/05d4e18e3f8445b6af663dbe1ec93d82.jpg)
Мулен Руж, 1929. Офсетная печать
Фильм: Великобритания, 1928. Режиссер Эвальд Андре Дюпон
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/ec/2ec5d152ebc44fbd9a2b27651372387b.jpg)
Ниниш, 1927. Офсетная печать
Фильм: Германия, 1924. Режиссер Виктор Янсон
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/b2/cb279191831d404aa90352f17b287372.jpg)
Таинственная гациенда, 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1925. Режиссер Артур Россон
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/b1/cb1749d2bf8045d5b9266726af7e5fb2.jpg)
Третья Мещанская, 1927. Офсетная печать
Фильм: СССР, 1927. Режиссер Абрам Роом
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/ce/1ceedf5cca09407b8b1afc7a2dd13446.jpg)
«На выставке будут плакаты с гастролей Камерного театра в Париже в 1923 году. Тогда братья Стенберги только начали работать в Камерном театре Таирова, где остались на десятилетие. История их плакатной деятельности в кинематографе тоже начиналась с 1923 года и длилась фактически до бесконечности — до конца жизни и одного и другого. Меня продолжает удивлять, насколько современными выглядят их работы: Стенберги не просто опередили свое время, но весь XX век предсказали в эстетике и монтаже своих невероятно ярких плакатов. Но не только в области плаката многое сделано впервые — они занимались оформлением города, сотрудничали и дружили с великим архитектором Константином Мельниковым. Это молодое время, когда они занимались парком, стало самой счастливой эпохой в их жизни.
Работали Стенберги очень быстро: я вот считаю, что талант у художника есть, когда он работает быстро. Вечером они смотрели фильм, а утром решение было готово. Люблю вспоминать одну семейную историю: мой дед Владимир Стенберг подходил к моей бабушке Надежде и говорил: «Мамочка, благослови». Жена целовала ватман — будущий плакат, — и только тогда братья начинали работать. Это благословение срабатывало: их плакаты принимали почти всегда без переделок. Стенберги вообще любили работать без переделок, не допускали никакого руководства и цензуры».