Миф № 1: Комары кусали еще динозавров
Да, так и есть. Имеются доказательства того, что комары кусали древних рептилий: в 2008 году в испанской провинции Кантабрия были найдены ископаемые насекомые с кровью динозавров в желудках. Первые комары появились на Земле более 100 миллионов лет назад и достигали 5 сантиметров в длину. Современные особи намного меньше, но достаточно миллиона комаров, чтобы лишить человека всей крови. Правда, погибнет он скорее от токсического шока. В Сибири в давние времена даже существовал такой вид казни — заключенных привязывали к дереву и оставляли на съедение гнусу, а в Персии преступников отправляли к болотным комарам на лодке.
Миф № 2: У комаров есть жало
Нет, это не так. Но чисто технически он именно прокусывает кожу. Хоботок комара — это вытянутые в желоб челюсти, за которыми скрыты примерно 50 мелких зубов и язык, проводящий слюну в кровеносную систему человека. Сытая самка откладывает яйца каждые 2–3 дня, и при недостаточной влажности они могут замереть в развитии на пару лет, пока условия не улучшатся. Взрослые комары пережидают некомфортные обстоятельства в диапаузе, то есть в спячке.
Миф № 3: Чесать место укуса опасно
И да и нет. Если почесаться машинально, что многие и делают, это не грозит ни заражением крови, ни сепсисом. Главное — не усердствовать, чтобы на коже не появилась открытая рана, которая подвержена заражению. Непреодолимое желание расчесать комариный укус знакомо каждому, а вызывает его антикоагулянт — специальное вещество, которое внедряет насекомое, чтобы кровь не свертывалась.
Миф № 4: Малярийный комар больше обычного
Нет, он примерно такой же. Насекомое с длинными ногами, от которого все боятся заразиться малярией, — это долгоножка, или карамора, совершенно неопасная для человека. Она питается нектаром и растениями. А вот малярийный комар, известный как анофелес, — кровью, в которую может занести опасную инфекцию. От своих собратьев он отличается не размером, а внушительными усами, темными пятнами на крыльях и задними ногами, которые намного длиннее передних, отчего комар может сесть на жертву только с сильным наклоном корпуса вперед. Всего в мире есть более 440 видов анофелесов, в России распространены 10 из них.
Миф № 5: Комары вызывают нервные расстройства
Нет. Максимум, что вам грозит, — крайнее раздражение от того, что насекомое не дает вам заснуть. Особая ненависть к комарам наступает в полнолуние, когда их активность вырастает на 500%. К сожалению, полностью истреблять комаров нельзя: они служат пищей для птиц и грызунов, опыляют растения и обогащают почву. Но некоторым удалось избавиться от назойливых насекомых. Например, в Сингапуре их нет вообще — и там даже штрафуют тех, кто оставляет воду в блюдцах под цветами, потому что это привлекает комаров.
Миф № 6: Комарам нравятся блондинки
Не только они. Самкам комаров для продолжения рода нужен изолейцин. Эта аминокислота чаще имеется в крови молодых женщин, беременных или спортсменов. Идеальная мишень для комарихи: девочка с кровью первой группы. Только одной капли достаточно, чтобы комариха смогла дать жизнь сотням особей. Человеческую кровь пьют только самки. Самцы же питаются нектаром, потому что их челюсти не приспособлены для укусов. Всего же в мире более 3000 видов комаров, и живут они везде, кроме Антарктиды.
Миф № 7: Комары боятся рассады томатов
Нет, это не универсальное средство. Запах веточек томата им и правда не нравится, но избежать укусов можно, только если спать на грядке с молодыми помидорами. Дым, вопреки распространенному мнению, комаров тоже не пугает, ни сигаретный, ни костровой. Помочь избавиться от назойливых насекомых может сжигание в аромалампе масел эвкалипта, апельсина, кедра, ромашки, аниса, мяты или герани. Для защиты от насекомых можно нанести на кожу масло ванили. Ее нежный аромат комарам почему-то очень не нравится, зато для людей вполне приятен — в отличие от запаха большинства репеллентов.
Миф № 8: Комары мутируют
Это правда. Городского комара выделили в отдельный подвид после блокады Ленинграда, где насекомые мутировали из-за специфических условий выживания. Комары очень хорошо приспосабливаются практически к любым условиям, а благодаря глобальным экологическим изменениям они теперь быстрее размножаются, не боятся холода и пестицидов. В мире появляются все новые и новые виды кровососов. Так, в 1998 году в метро Лондона было обнаружено несколько уникальных колоний, причем ДНК отличались в зависимости от ветки подземки, где обитали комары.
Миф № 9: От комаров защищает ультразвук
Нет. В этот миф уже более 40 лет верят миллионы людей. Хотя высокочастотный звук в 15 килогерц вообще не влияет на комаров — это доказали десятки исследований. Но новые средства не перестают изобретать. В 2010 году американский ученый Натан Мирволд, глава Intellectual Ventures Laboratory, представил комариную «Звезду смерти» — автоматическую пушку с видеокамерой, которая может уничтожать кровососов инфракрасным лазером в радиусе 33 метров. Впрочем, для избавления от ночного писка можно выбрать способ и попроще: например, включить настольную лампу, чтобы комары слетелись на ее свет и дали вам спокойно поспать.
Миф № 10: Комары могут быть смертельно опасны
Это правда, причем очень неприятная. Комары беспрепятственно путешествуют между континентами по туристическим и торговым путям, а вместе с ними едут вирусы Зика и чикунгуньи, малярия и лихорадка денге. Угроза касается не только жителей Африки и Азии, как принято думать: по данным Всемирной организации здравоохранения, только малярией рискует заразиться почти половина населения планеты. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, еще в 2009 году на конференции TED Билл Гейтс выпустил в зал рой комаров со словами «Чувствовать это должны не только бедняки», и сейчас разработка антималярийной вакцины — одна из главных задач благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Средствам борьбы с малярией, а также другими вирусами, которые переносят комары, посвящен проект Discovery Channel «Москиты».
Документальный фильм «Москиты», который рассказывает, почему комары стали не просто надоедливыми соседями, а реальной угрозой человечеству, выйдет 6 июля, в 23.00, на Discovery Channel.