«Жанлу Сьефф. Мэтр высокого стиля»
Друг Картье-Брессона и Лартига, участник культового агентства Magnum был знаменит своими фривольными работами — а также универсальностью таланта: он занимался репортажами и портретами, снимал для модных журналов и фотографировал обнаженную натуру. Жанлу Сьефф работал по 18 часов в сутки, особенно любил фотографировать красивых девушек, но снимал и великих мужчин — от Нуриева до Трюффо. МАММ покажет первую его ретроспективу в Москве — из почти семидесяти работ — с участием узнаваемых лиц на снимках: Хичкоком, Готье и Сен-Лораном.
«Рэймонд Петтибон. Облако ложного прочтения»
Постмодернистские 80-е в США стали с новой силой критиковать фундаментальные для культуры установки — желание мирового лидерства, стремление к «американской мечте», — но теперь уже используя языки субкультур. В этот ряд можно поставить Барбару Крюгер с ее коллажами, провокационные скульптуры Пола Маккарти, инсталляции Майка Келли — и обязательно панк-графику Рэймонда Петтибона. В мире Петтибона живут призраки Сталина, Рейгана и Супермена, а ретроспектива в «Гараже» поможет разобраться с тем, как на протяжении жизни менялось мировоззрение художника. Если его ранние работы кажутся едкими и злыми, то более зрелые произведения оставляют впечатление более медитативных и поэтических — с цитатами Рескина и Пруста.
«Сергей Шнуров. Ретроспектива брендреализма»
Совершенно невероятная выставка — уже одним своим фактом: Сергей Шнуров выступает как художник, а за качество проекта отвечает куратор проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков. Общая идея художественного проекта, как следует из названия, связана с тем, что миром правят бренды, в том числе и миром художественным. Как серьезный арт-критик, Сергей Шнуров задается вопросом о том, стало ли современное искусство частью общей теории брендов и какое место в искусстве сегодня занимают вдохновение и профессиональная работа с материалом.
«Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»
Итальянское Возрождение — огромная тема в искусстве, о которой можно говорить бесконечно, и Венецианская школа в ней играла особую роль со своим исключительным чувством цвета, декоративностью и поэтичностью этого цвета. Для этой выставки Пушкинский привезет 25 произведений трех главных венецианских мастеров Ренессанса: Тициана, Тинторетто и Веронезе. Они родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование, выполняли заказы для церквей и возглавляли семейные мастерские. Принято оценивать их отношения как соперничество, но выставка в ГМИИ ставит своей целью обратить внимание на то, как они дополняли друг друга. Здесь можно будет увидеть и алтарные образы, и работы для частных заказчиков, и обращение к мифологическим сюжетам — крайне важным для Тициана, Тинторетто и Веронезе. Стоит добавить, что среди шедевров будет «Саломея» Тициана, которая почти никогда не покидает Италии, а в роли куратора выступит великая Виктория Маркова, один из ключевых мировых экспертов по итальянской живописи.
Выставка-интервенция группы Recycle
Группа Recycle в этом году представляла Россию на Венецианской биеннале, так что Пушкинский отдает ей дань почета — и показывает больше десятка произведений группы по соседству с постоянной коллекцией. Это продолжение долгого музейного проекта, посвященного художникам, которые в своих работах обращаются к классической традиции: в прошлом году, например, Нахова в своих медиаработах показывала, как правильно нужно смотреть портреты классиков. Какие именно произведения группы Recycle появятся в окружении постоянной коллекции, музей пока не рассказывает, но, учитывая, что группа знаменита своими витражами с героями «Южного парка», а также монументом логотипу Facebook, смотреться их постмодернистские работы в залах с классикой должны как минимум интересно.
Питер Хейли
Еще один важный художник из 1980-х, абстракционист Питер Хейли, относится к почти забытому движению холодной неоабстракции под лозунгом нео-гео. Американский аристократ и сын сенатора, он учился в лучших американских университетах — и много писал о современном искусстве. В середине 1980-х он опубликовал программное исследование «Кризис геометрии», в котором содержались все его ключевые идеи — критика абстракции за оторванность от современной жизни. Абстракции Хейли всегда конкретны: иногда в них находят влияние минимализма и поп-арта, но сам художник хотел прежде всего отобразить в них социальные схемы, городские пейзажи и простые предметы: архитектурные пиктограммы он называл «тюрьмами» и «камерами», а связки между ними — «трубопроводами».
«За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»
Знаменитый британский ученый, коллекционер и филантроп Нассер Халили собирал произведения эпохи Эдо и Мэйдзи — эмали и кимоно, вышивки шелком и фарфор — от лучших мастеров, которые создавали шедевры для двора японских императоров, участвовали в международных выставках, а их работы часто преподносили в качестве стратегических дипломатических подарков, которые должны были укрепить экономические и культурные связи между странами. На выставке будет около 90 экспонатов, треть из которых — редкие кимоно для женщин, мужчин, детей и даже младенцев — до этого никогда не показывались публике.
Менно Оттен «Face to Face/Лицом к лицу»
Голландский режиссер, художник и фотограф Менно Оттен последние пять лет снимал портреты жителей Амстердама на одной трамвайной остановке — крупным планом, приближаясь к стилистике живописных полотен голландских мастеров. Его художественные проекты-исследования удивительного голландского света были показаны в музее Присенхоф в Делфте и московском ГМИИ. В галерее «Триумф» кроме 50 фотографий ожидающих своего трамвая голландцев будут представлены три видеоинсталляции, герои которых тоже чего-то ждут — участвуют в пасхальном шествии, сидят в очереди в парикмахерской или едут в общественном транспорте.
V-A-C Live: Тино Сегал
Тино Сегал — то ли великий гений, то ли великий обманщик. Он ненавидит общество потребления (и как-то весь год ничего не покупал), летать на самолетах и фотографироваться. Поэтому борьба с материальностью у Тино достигает крайности — его выставки могут работать без постеров, каталогов и объяснений. А главное, от них не остается никаких следов, кроме рассказов очевидцев: снимать «сконструированные ситуации» Тино Сегала строго-настрого запрещено, и это одно из главных условий его работы. Все его работы — про совместное участие художника и зрителя. В одном из них смотрители озвучивали заголовки свежих газет, в другом — как будто случайные посетители начинали рассказывать о том, как долго не могут получить визу. У Тино Сегала есть работы, где зритель должен наблюдать за происходящим на расстоянии (например, «Поцелуй» (2003), исполнители которого в течение нескольких часов повторяли отрепетированные позы с известных картин и скульптур, включая скульптуры Родена и Джеффа Кунса), — но, как правило, посетитель музея становится главным участником событий. В перформансе «О чем это» (2003) музейный сотрудник показывает выставку посетителям и задает, собственно, этот же вопрос. Сам художник называет то, что он делает«конструированием ситуаций», но при этом делает акцент на том, что происходящее имеет меньше отношения к миру театра, где зритель, как ни крути, пассивен. И работы Тино Сегала — о зрителе, о материальном мире и, конечно же, роли современного музея и месте искусства в нем. Организатор выставки фонд V-A-C, партнеры — Государственная Третьяковская галерея, Государственная галерея на Солянке, ImPulsTanz Vienna, о других деталях на момент публикации пока ничего не известно.
«Музыка на костях»
Что в советское время пластинки подпольно переписывали на рентгеновские снимки — факт довольно известный. Вдохновленный подпольной «музыкой на костях» английский проект X-Ray Audio посвятил «рентгениздату» целое исследование. Контрабандные технологии, культурное сопротивление и дерзкое предпринимательство вдохновило музыканта Стивена Коутса и фотографа Пола Хартфилда из X-Ray Audio создать специально для «Гаража» инсталляцию из предметов и документов 1940–1960-х инсталляцию, где вместе с оригинальными записями прозвучат рассказы людей, которые эти пластинки изготавливали и распространяли. Отдельного внимания стоят фотографии этих пластинок — со случайной эстетикой, как нетрудно догадаться, проступающих костей.