Проникновение России на Северный Кавказ началось еще во второй половине XVI века, когда сыновья кабардинского князя Темрюка были посланы в Москву и приняли крещение, а Иван Грозный женился на их сестре Кученей. Тогда же, в начале 1560-х годов, на месте впадения в Терек реки Сунжи русские стрельцы основали Терский город. Завоевание Северного Кавказа в полной мере началось в 1760-е годы со строительством Моздокской укрепленной линии. Долгая и кровавая колонизация Северного Кавказа закончилась только через век. Однако до сих пор этот регион остается самым проблемным в составе Российской Федерации, а история имперского завоевания раскрывается не в полной мере.
Американский историк Майкл Ходарковский, закончивший университет в Элисте и начавший академическую карьеру в Чикаго, на основе архивных документов реконструирует жизнь русского офицера Семена Атарщикова (1807–1845). Сын чеченца и ногайки, Атарщиков родился в казацкой станице, с восьми до пятнадцати лет, согласно кавказской традиции, воспитывался в чужой семье кумыкского бека. Прослужив несколько лет на Кавказе, в 1830 году Семен был переведен в Черкесскую гвардию Петербурга в качестве переводчика — он владел русским, арабским и двумя кавказскими языками. В возрасте 34 лет офицер неожиданно бежал к адыгам, однако вернулся, получил помилование от императора и назначение в казачий полк в Финляндию. До отъезда на север Атарщиков снова дезертировал, принял в горах ислам и позже был убит своим слугой. Биография Семена Атарщикова занимает менее половины книги. Через призму метаний русского офицера кавказского происхождения, разрываемого между двумя мирами, Ходарковский рассказывает о колонизации Северного Кавказа, описывает экономическое, культурное и политическое многообразие региона в переломную эпоху.
Что нужно знать об имперском завоевании Северного Кавказа
Роль ислама в сопротивлении колонизации
Имамат Шамиля стремился заменить племенные идентичности раздробленного Северного Кавказа исламским государством. Война Шамиля была направлена как на внедрение истинного ислама и превращение северокавказского населения в правоверных мусульман, так и на сопротивление российскому вторжению. Для Шамиля и его сторонников ислам и шариат должны были отделить мусульман от христиан, верующих от неверных, жертв от угнетателей и местные народы от чужаков. Колонизация Северного Кавказа ускорила исламизацию не одного коренного народа и явилась косвенным импульсом к развитию суфизма среди чеченцев и ингушей.
Обычай взятия заложников
Взятие заложников являлось стандартной практикой в отношениях России с нехристианским пограничным населением. Обычно заложником (аманатом) становился один из наследников вождя по мужской линии. Его отправляли в пограничный русский город и селили на специально построенном «аманатном дворе». Заложники жили в нищенских условиях, фактически на правах заключенных. Считалось, что эта мера позволяла предотвратить враждебные действия местных вождей в отношении России. Ближе к концу XVIII века российское правительство понемногу стало переходить к более тонким методам управления нехристианскими народами. Оно по-прежнему брало заложников, но под другим предлогом: теперь сыновья местной аристократии и дворянства направлялись в Россию с учебными целями. Знатных заложников часто отсылали к императорскому двору в Петербург, где они получали образование, приличествовавшее владетельному наследнику.
Дезертирство
Проблема дезертирства, всегда серьезная для русской армии, к началу 1840-х годов стала особенно жгучей. Военные успехи горцев и падение духа царских войск привели к постоянному нарастанию числа русских военнопленных и дезертиров. Каждодневная тяжесть жизни в русской армии — двадцать пять лет обязательной службы, рутинные злоупотребления, жестокая муштра, тяжелый труд, лишения и телесные наказания — заставляла сотни казаков и солдат бежать за границу. Неудивительно, что российские власти постоянно пытались договориться о возвращении русских пленных, то категорически требуя их возврата, то предлагая выкуп.
Гарем генерала Ермолова
За десять лет, проведенных на Кавказе, он приобрел себе гарем — факт малоизвестный, который старательно скрывали и сам Ермолов, и те, кто впоследствии о нем писал. Каждый его брак регистрировался местными муллами как кебинный, то есть временный, формальный, который мог быть расторгнут в любой момент при полном возвращении приданого. Эта и другие формы брака, подразумевающие выкуп за невесту, были широко распространены в регионе. Три жены Ермолова родили ему четверых сыновей и одну дочь. Сыновья были отправлены в Россию, получили образование в военных школах и стали армейскими офицерами. Спустя много лет после отъезда с Кавказа Ермолов несколько раз посылал деньги одной из своих бывших жен и дочери и всегда проявлял интерес к сыновьям. Похоже, что знаменитый русский полководец, почитаемый как герой Кавказа, был вместе с тем и восточным сатрапом.
Кавказская гвардия
Имперские власти первоначально надеялись сформировать кавалерийский гвардейский эскадрон из 100 отборных кабардинских князей и дворян. Гвардейцы должны были сменяться каждые три-пять лет. В январе 1812 года Александр I издал соответствующие инструкции, заверив кабардинскую знать: бойцы нового гвардейского подразделения будут наслаждаться теми же преимуществами, что и другие гвардейцы империи. Существенную часть дня гвардейцы проводили в делах обыденных: занимались боевой подготовкой, верховой ездой, парадами, конными скачками и изучением русского языка. Одним из важнейших событий был императорский парад — Николай I, как и русские императоры до и после него, обожал такие мероприятия. Они часто организовывались, для того чтобы впечатлить высокопоставленных гостей военной мощью империи. В то же время парады демонстрировали многогранность Российской империи: различные этнические группы, участвовавшие в великолепном представлении, показывали свою верность и преданность императору.