Багдадская батарейка
Примерная датировка: 2500 год до н. э.
Этот неоднозначный артефакт позволяет предположить, что понятие «батарейка» могло быть известно человечеству за четыре тысячи лет до рождения Алессандро Вольты и Луиджи Гальвани. В начале прошлого века немецкий археолог Вильгельм Кениг описал найденный недалеко от Багдада глиняный сосуд любопытной конструкции. Непримечательный снаружи и закрытый битумной пробкой, внутри он содержал металлические пруты, окруженные медным цилиндром.
После Второй мировой войны был проведен эксперимент: банку заполнили виноградным соком (естественным электролитом) и выяснилось, что багдадская батарея способна производить ток — правда, в ничтожных количествах (напряжение не превышало двух вольт). Каких только теорий и вопросов не породило это открытие: использовали ли древние парфяне электричество, не освещали ли египтяне свои пирамиды лампами, питающимися от подобных устройств (так, в частности, пытались объяснить отсутствие копоти в пирамидах). Естественно, большая часть этих предположений — мифы и домыслы. Слишком уж ничтожна мощность этих «батареек» — одной вряд ли хватит, чтобы зажечь современный светодиод. Чтобы произвести с их помощью яркий свет, таких нужно было производить сотнями, а значит, и находок должно быть больше. Так что сосуд из Багдада вряд ли предназначен именно для энергетических целей.
Существует и другая любопытная гипотеза. С помощью такого слабого источника электричества можно покрывать металл другим металлом, например золотом или серебром. В воду опускается мешочек с благородным металлом, нужная металлическая деталь и пускается ток — в результате ионы серебра оседают на детали. Вот только ни одной позолоченной подобным методом («гальванизация») древней находки археологи так и не обнаружили. Зато в соседней Селевкии было найдено огромное количество схожих сосудов, про которые доподлинно известно, — в них отлично сохраняются свитки.
Багдадской батарейке был посвящен один из выпусков шоу «Разрушители легенд».
Колесница, указывающая на юг
Примерная датировка: 2600 год до н. э.
В третьем тысячелетии до нашей эры могли существовать изобретения, достойной замены которым не находилось аж до конца Средних веков. В ту эпоху в Древнем Китае уже знали нечто похожее на компас. Правда, скептичные историки утверждают, что такая датировка взялась от легенды про императора Хуан-ди — именно прапредку всех китайцев приписывают изобретение устройства. А первое упоминание в источнике о чудо-колеснице датируется только 1115 годом до н. э. Что, впрочем, все равно звучит впечатляюще, поскольку до археологических открытий считалось, что дифференциальные передачи (лежащие в основе работы механизма) были изобретены только в XIX столетии.
На знакомый нам компас этот прибор совсем не походил: во-первых, он указывал на юг, а не на север, во-вторых, работал без магнита и исключительно при помощи механики. Небольшая колесница, увенчанная деревянной фигуркой наездника, была снабжена сложной системой колес и направляющих, заставляющей статуэтку всегда смотреть в одну сторону. Занимательно, что в Китае этот навигационный прибор использовался не на кораблях, а в степях и пустынях. Независимо от направления движения самой колесницы, она всегда указывала южное направление. Это устройство неоднократно переизобреталась в различные эпохи, но ни одной исторической модели не сохранилось. Зато существует множество посвященных ей текстов и полноразмерные современные копии.
Антикитерский механизм
Примерная датировка: I век до н. э.
Еще одно чудо древней механики, рабочие принципы которого основаны на дифференциальных уравнениях. За ним закрепилась репутация, ни много ни мало, «античного компьютера». И у этого есть свои основания.
Найденный на корабле, затонувшем недалеко от греческого острова Антикитера, прибор приписывается самым разным возможным создателям: учителю Цицерона Посидонию, астроному Гиппарху и даже знаменитому Архимеду. Сложнейшее устройство бронзовыми шестеренками (из было не менее 30), винтиками, стрелками и циферблатами рассчитывало движение небесных тел (Луны, Солнца и всех известных тогда планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), вычисляло их положение в конкретный день, определяло фазу Луны, предсказывало затмения. Конечно, таким механизированным календарем мог пользоваться не каждый.
Находка была поднята со дна в 1900 году греческим водолазом Ликопантисом. А через 76 лет Жак-Ив Кусто помог датировать устройство, обнаружив на том же затонувшем корабле монеты. Интересно и то, что антикитерский механизм — единичная находка, хотя в позднеантичных текстах встречаются десятки описаний схожих устройств.
Эолипил
Примерная датировка: I век
Герон Александрийский, рожденный в подчиненном Риму Египте, незаслуженно обойден вниманием на фоне Архимеда или Леонардо да Винчи. В Средние века его труды были практически забыты, и сейчас его имя не ассоциируется с великими математическими или физическими открытиями. А он посвятил свою жизнь изучению механики, оптики и прикладной математики.
Перечислять устройства, придуманные Героном, можно долго: самоперезаряжающийся арбалет, военные машины, автоматические двери, измеритель расстояния, водяной насос и даже автомат по продаже воды. Однако самым интересным из них можно назвать эолипил — первый в истории прототип парового двигателя. Да, изобретение, ассоциирующееся у многих с различными чудесами позднего Нового времени и стимпанком, было известно еще в Древнем Риме.
Эолипил представлял собой деревянный закрытый котел, над которым был установлен вращающийся шар, соединенный с основной конструкцией двумя трубками. В котле закипала вода, пар поступал по трубкам вверх — и шар начинал вращаться. Конечно, из-за неполной герметичности соединений частей КПД у этого прототипа турбины был не очень велик, но главная неприятность заключалась не в этом. Никто из современников Герона не оценил в должной мере паровую машину. Большинству эолипил казался забавной, но бесполезной игрушкой. Ждать своего второго рождения паровому двигателю пришлось больше 15 веков, пока в XVIII веке венгерский ученый Сегнер практически не изобрел эолипил заново — Сегнерово колесо.
Сейсмограф Чжан Хэна
Примерная датировка: около 110 года
Примерно в то же время на другом конце земли, в Китае, жил чиновник и советник императора Чжан Хэн. Он вошел в историю как астроном, географ и математик и, кстати, тоже занимался доработкой и усовершенствованием колесницы, указывающей на юг. Ему же принадлежит создание первого в мире сейсмографа — особенно важного прибора для Китая, где часто происходят землетрясения. Документально подтверждено, что как минимум одно крупное землетрясение с помощью устройства Чжан Хэна было предсказано.
Сейсмограф работал одновременно очень просто и красиво. Внутри большого полого металлического сосуда находится маятник. К маятнику присоединены восемь (по числу сторон света) рычагов, выведенных наружу в форме голов дракона. В пасти каждого дракона был небольшой шарик, под каждой из них по одной фигурке жабы с разинутым ртом. Даже легкого толчка было достаточно для того, чтобы маятник качнулся, задел один из рычагов и вытолкнул шарик в пасть жабы. По тому, в какую из жаб падал шарик, выяснялось направление, в котором произойдет землетрясение.
Римский додекаэдр и неуместные артефакты
Римский додекаэдр
Египетский диск Сабу
Линза из Нимруда
«Неуместные» в данном случае — это не наша строгая оценка целого ряда археологических находок, а современный научный термин. В эту категорию попадают в основном предметы необъяснимого с точки зрения истории происхождения. Собственно, большая часть этого списка и есть «неуместные» артефакты, природа и назначение которых в целом объяснима. Но у историков остается много загадок.
Например, металлические додекаэдры эпохи Римской империи II–III веков. Это небольшие двенадцатигранные и довольно изящные предметы из бронзы или камня. Для чего они использовались — непонятно. Притом что найдено таких додекаэдров было огромное количество, не было обнаружено ни одной записи, им посвященной. Это позволяет предположить, что вещица эта не несла какой-то значительной функции, которой бы древние авторы решили уделить им место. С другой стороны, источников могло просто не сохраниться. В любом случае, исследователям остается только гадать: это часть сложного инструмента, игральная кость, подсвечник или некий религиозный символ.
Схожая ситуация с египетским диском Сабу. Единственное, что это находка уникальная. Странная каменная то ли тарелка, то ли часть светильника, то ли колеса, впрочем, больше похожая на деталь космического корабля из сайфая. Да колесом она и быть не могла, его изобрели значительно позже.
Есть также проблема с пониманием назначения оптической линзы, созданной в VIII века до н. э. и обнаруженной на руинах древнеассирийского города Нимруд. Она была изготовлена из горного хрусталя, и предполагается, что могла служить украшением сосуда или увеличительным стеклом. В любом случае все эти находки иллюстрируют одну простую истину: мы еще очень многого не знаем о прошлом.