Что такое Tango
Главное, что позволяет эта технология, так это составлять объемные карты помещений. Каждый объект, к примеру кресло, на такой карте будет объемным. И эту 3D-модель можно использовать другими приложениями. Чтобы понять суть, лучше посмотреть видео выше.
Сканы составляются с помощью нескольких датчиков в устройстве: камеры, сенсора глубины изображения, акселерометра и гироскопа, которые отслеживают перемещение смартфона. Данные обрабатываются в видеопроцессоре Myriad 2 (он как сопроцессор M10 в iPhone 7, но для обработки графической информации) и корректируются на основе прошлых построений. Видеопроцессоры с разных смартфонов обмениваются информацией с облаком, поэтому постоянно обучаются и имеют доступ к другим сканам.
Tango начали разрабатывать еще в 2014 году в лаборатории продвинутых технологий Google. Проектом руководит Джонни Ли, инженер, который ранее работал над приставкой Wii и датчиком движения Kinect. Первый (и пока единственный) смартфон с Tango — Lenovo Phab 2 Pro. Он очень большой, имеет диагональ экрана 6,4 дюйма (для сравнения: у iPhone 7 Plus — 5,5 дюйма), три камеры. Cтоит чудо техники 500 долларов. Возможно, в январе на выставке CES 2017 покажут новые устройства с Tango.
В чем технологический прорыв?
Tango решает два важных вопроса. Во-первых, она дает устройствам ориентироваться в пространстве. Для человека это не проблема, но для техники — сложная операция: машине нужно объяснить, как определять препятствия и границы помещения, если она находится в нем впервые. Джонни Ли сравнивает Tango с GPS: в сотовых телефонах навигация впервые появилась в 1999-м, и только спустя годы она повлияла на то, как люди стали ориентироваться в городе, привела к появлению Uber и других полезных сервисов.
Во-вторых, Tango работает на мобильных устройствах. Те же функции можно было бы реализовать и по-другому (например, через айпэд и большую приставку), но это хлопотно. А видеопроцессор Tango маленький, выполняет сразу несколько функций и потребляет очень мало энергии (по сравнению с аналогами). Конечно, это заслуга не Google, а небольшой компании Movidius, которая занимается технологиями компьютерного зрения.
Что умеет Tango
Пока с технологией работает только 21 приложение, и большинство из них выглядят как демонстрация возможностей. Но Tango можно применять по-разному: что-то уже используется, что-то только разрабатывается.
Обычные карты не подходят для навигации внутри помещений: в зданиях есть стены, несколько этажей, лестницы и лифты. А объемная карта помещения поможет найти нужные ворота во Внуково, отвести в интересующий зал Эрмитажа или проводить до магазина в большом торговом центре. Google может договориться с организациями о сотрудничестве, прислать человека с планшетом, а потом нанести на карту информацию о заведениях.
Хотя Google ничего не говорил о рекламе в дополненной реальности, но если реклама есть на их обычных картах, то, скорее всего, на 3D-карте здания можно, например, подсветить ресторан, который заплатил за продвижение, или сообщить человеку со смартфоном о проходящей акции.
Одна из главных проблем, которую решают инженеры дронов, — как сделать аппараты автономными. Два года назад научная группа из Университета Пенсильвании установила прототип Tango на самодельный дрон, чтобы посмотреть, поможет ли это ориентироваться. Ученые задавали базовые координаты, а потом уносили дрон в разные стороны — каждый раз он возвращался примерно в одну и ту же точку.
Дрон с чипом для ориентирования уже есть на рынке — видеопроцессор Myriad 2, который лежит в основе Tango, помогает аппарату DJI Phantom 4 избегать столкновения с препятствиями.
Конечно, можно сделать дрон, который ориентируется в комнате и без Tango, но для этого нужно дополнительное оборудование или на стенах, или на корпусе аппарата. В Швейцарском технологическом институте построили свою систему ориентирования, но она была настолько тяжелой, что сократила длительность полета в два раза.
Это самая фантастическая идея о Tango, и она уже в работе. В 2014 году на МКС отправили набор 14-гранных роботов Spheres с установленными прототипами Tango — в NASA хотели узнать, смогут ли они ориентироваться на космической станции. У американского агентства уже был подобный проект: робота пытались научить ориентироваться в невесомости по ультразвуку. Все получалось, но только в очень маленьком помещении. В NASA надеются, что скоро Spheres будут летать по станции, помогать космонавтам и осматривать космические корабли снаружи.
На многих новых смартфонах, например iPhone 7 Plus, LG G5, Huawei P5, установлены двойные камеры. Они нужны, чтобы снимать широкоформатные фотографии с насыщенными цветами и низким уровнем шума в сумерках. Камеры для Tango могут владеть похожим набором функций и, кроме того, будут иметь датчик глубины изображения. Это позволит менять область фокусировки на уже сделанном снимке.
У Tango есть карта помещения, к которой можно привязать игру. Это большой плюс. Если Pokémon Go выйдет с поддержкой технологии, то покемон появится не по центру экрана на фоне изображения с камеры, а спрячется за конкретным диваном прямо в вашей комнате. Его пришлось бы искать по-настоящему. Пока большинство игр для Tango используют одну идею — игровые объекты, например гоночная трасса, небоскреб, динозавр, могут как бы стоять на реальных предметах в комнате. Самые интересные примеры — песочница автора Katamari Damacy и головоломки в сюрреалистическом мире.
Самые полезные приложения для Tango составляют схему квартиры, позволяют расставить в интерьере виртуальную мебель, чтобы понять, как она смотрится и поместится ли на свободное место. В обоих случаях смартфон, во-первых, избавляет от необходимости делать замеры, во-вторых, работает с настоящими площадями.
В случае с расстановкой мебели Tango переносит что-то из виртуального мира в реальный. Но это сработает и в обратную сторону — смартфон может отсканировать объект, чтобы перенести его в виртуальную реальность или в редактор 3D-моделей. Поскольку разработчики Tango и платформы для виртуальной реальности Daydream работают вместе, их проекты наверняка пересекутся.
Какие проблемы есть у технологии
Неизвестно, насколько затратной Tango станет для аккумулятора. Pokémon Go тратит заряд быстрее, если играть с включенной камерой, а ведь игра не использует датчик глубины изображения и видеопроцессор. В Phab 2 Pro стоит очень емкий аккумулятор на 4050 миллиампер-час, это на тысячу миллиампер-час больше, чем у аккумулятора в Galaxy S7.
Работа с Tango требует 4 гигабайт оперативной памяти, дополнительный процессор и два новых датчика. Они увеличат и стоимость, и размер смартфонов. Но для Tango пока нет интересных приложений, и это нормально — технология существует не так давно, а у многих разработчиков еще не было к ней доступа. Пока у Google не появится полезного сервиса, например внутренней навигации, у производителей не будет причин ставить дополнительную электронику. Вероятно, Tango на некоторое время останется нишевой технологией.