Гид по Чеховскому фестивалю: самые громкие спектакли и нашумевшие имена

2 ноября 2016 в 18:09
XII Театральный фестиваль им. Чехова, который пройдет в Москве с 24 мая по 20 июля, объявил программу и открыл предварительную продажу билетов. Ввиду того что в программе неслыханная концентрация шедевров, «Афиша Daily» публикует путеводитель по главным события заблаговременно.

XIII Театральный фестиваль им. Чехова

Чеховский фестиваль проходит раз в два года в Москве, заполняя собой летнее межсезонье. Программа представляет собой бессистемное собрание драматических, танцевальных и цирковых спектаклей со всего мира. Среди них обязательно попадается несколько шедевров. Афиша 2017 года — явление поразительное, здесь почти исключительно великие и громкие имена, нашумевшие спектакли и обреченные на успех премьеры. Один за другим: живая легенда мирового театра Питер Брук, маэстро гипнагогических иллюзионов Филипп Жанти, технологический волшебник Робер Лепаж, животный хореограф Акрам Хан, эксцентрик Джеймс Тьерре, ретрофутуристы «1927» и под занавес — первый за бог знает сколько лет в России спектакль Анатолия Васильева. С покупкой билетов лучше поторопиться, они традиционно расходятся примерно за полгода до начала фестиваля.

«Волшебная флейта» театральной компании «1927»

Веселая опера Моцарта как оживший старый мультфильм

Трейлер спектакля «Волшебная флейта». Компания «1927»

На самый большой спектакль английской команды «1927» уже два года съезжаются ценители всего нового и вечного — в берлинский театр «Комише опер». Это «Волшебная флейта», самая известная опера Моцарта, сыгранная буйно загримированными артистами на фоне живой мультипликационной картинки в духе раннего Диснея. Принц Тамино, волшебник Зарастро, попугай Папагено и вся сопутствующая фауна прекрасно чувствуют себя в ретрофутуристических обстоятельствах, куда по привычке поместили их режиссер Сюзанн Андраде и аниматор Пол Барритт.

Когда

24–26 мая

Где

Большой театр

«4×4: эфемерная архитектура» компании Gandini Juggling

Жонглеры танцуют балет

Трейлер спектакля «4×4: эфемерная архитектура». Компания Gandini Juggling

Короткий балет английской труппы «Гандини Джагглинг» с живым оркестром имеет одно принципиальное отличие от всех других балетов — в нем танцуют жонглеры. Танцуют и жонглируют. Редкое сочетание жанров, иллюзион высокого класса.

Когда

4 — 6 июня

Где

Театр им. Пушкина

«Зимняя сказка» компании Cheek by Jowl

Эстетский современный Шекспир

Трейлер спектакля «Зимняя сказка». Компания Cheek by Jowl

Одна из самых странных пьес Шекспира — про дурного короля, понапрасну обвинившего беременную жену в измене; все летит в тартарары с самого начала. Получившаяся дочь вырастает в итоге среди пастухов под именем Утрата. Но в конце концов все сказочным образом сложится хорошо. В решении Деклана Доннеллана, хорошо известного в России режиссера, «Зимняя сказка» превращается в стильную современную драму о человеческой потере.

Когда

4–6 июня

Где

Театр им. Пушкина

«Внутренние пейзажи» Филиппа Жанти

Безумной красоты сюрреалистический фантазм

Филипп Жанти, будучи кукольником по образованию, в 1980-х постепенно перешел к большой форме и занялся созданием бесконечной красоты иллюзионов. В его спектаклях на сцену стали выползать громоздкие богомолы под управлением нескольких кукольников, надуваться и мутировать какие-то пузыри, перепутываться масштабы, из кукольных туловищ принялись вырастать человеческие головы, и все это само собой превращается не то в один сплошной танец, не то в почти эротический сон. Абсурдистские, сюрреалистические полотна Жанти приезжают в Россию довольно часто — фестивальная публика может помнить его «Край земли» или «Болилок». «Внутренние пейзажи», по сути, новая часть одного большого фантазма Филиппа Жанти.

Когда

5–9 июня

Где

Театр им. Моссовета

«Чистый разум/Укуси меня» театральной компании Nii

Очень смешные танцы

«Pure mind» для эстонцев читается двояко. По-английски это значит «Чистый разум», а по-эстонски — «Укуси меня». Режиссер и хореограф Ренате Кеэрд, по всей видимости, решила поставить равно между двумя смыслами, поскольку получилась высококлассная безответственная дичь. На пустой сцене несколько человек в глупых костюмах ведут себя странно. Добротный хипстерский плейлист плюс всякие бессюжетные глупости равно главному хиту эстонской команды Nii. Очень смешно и бесконечно трогательно.

Когда

6 и 7 июня

Где

Театр наций

«Пионовая беседка» шанхайского центра оперы Куньцюй

Отточенная пекинская опера под открытым небом

Традиционная пекинская опера, роскошно костюмированная, исконно мужская и эстетически герметичная уже много веков, — зрелище, завораживающее само собой. В случае с «Пионовой беседкой» из Шанхая впечатление имеет все шансы умножиться в условиях показа в парке Горького под открытым небом.

Когда

10–12 июня

Где

парк Горького

«Лягушка была права» театра «Компания майского жука»

Новая вещь всеми любимого эксцентрика-лирика Джеймса Тьерре

Трейлер спектакля «Лягушка была права». «Компания майского жука»

Спектакли Джеймса Тьерре, внука Чарли Чаплина, неизменно вызывают ажиотаж на российских гастролях (а привозит их исключительно Чеховский фестиваль). Причиной тому — всепобеждающая лирика, помноженная на неуемную фантазию Тьерре как режиссера и эксцентрика; он сам играет центральные роли в своих полуцирковых полупантомимах. «Лягушка была права» — ломкая фантасмагория, снова напоминающая культовую «Симфонию майского жука» 1988 года, только более интимная. Мир чистой поэзии, пьяных фантазий и ноющей любви.

Когда

26–30 июня

Где

Театр им. Моссовета

«Поле битвы» театра Bouffes du Nord

Новая версия «Махабхараты» от Питера Брука

Главная книга индийского эпоса в легендарной постановке Питера Брука «Махабхарата» на Авиньонском фестивале в 1985 году длилась более девяти часов. Сегодня великому реформатору и уже, в общем-то, классику современного театра 91 год, и его новая версия «Махабхараты», поставленная в парижском Bouffes du Nord, умещается в час с небольшим. На сцене несколько сосредоточенных людей, несколько полотен ткани и барабан; диалоги о царях и конфликтах древности звучат про сегодня.

Когда

28–30 июня

Где

Театр наций

«887» театральной компании Ex Machina

Трогательный и технологичный моноспектакль Робера Лепажа

Трейлер спектакля «887». Компания Ex Machina

В Москве Робера Лепажа могут помнить по фантастическому девятичасовому «Липсинку» или по моноспектаклю (и по фильму) «Обратная сторона Луны»; и еще в Театре наций идет его «Гамлет. Коллаж» с Евгением Мироновым, помещенным в огромный куб из экранов и играющим все роли шекспировского «Гамлета». Канадский француз ставит по всему миру аккуратные высокотехнологичные спектакли, не вызывающие, а, наоборот, лирические, интимные: таков его новый сольный выход под названием «887», тихое макетно-кукольное путешествие в потерянное детство.

Когда

3–7 июля

Где

Театр наций

«Тайная сила» компании Toneelgroep Amsterdam

Эффектное полотно голландца Иво ван Хове о предрассудках, которые все портят

Под струями воды взвинченные люди произносят взвинченные сцены из романа голландского писателя Луи Куперуса «Тайная сила». Действие происходит в Индонезии, мачеха влюбляется в пасынка, а тут еще имеют по этому поводу что сказать древние духи и оккупанты из Нидерландов. Новая вещь одного из самых смелых европейских режиссеров Иво ван Хове следует букве автора, чем завоевала любовь всех фанатов писателя и голландской театральной критики заодно.

Когда

4–7 июля

Где

Театр им. Моссовета

«Пока львы молчат» Компании Акрама Хана

Пластические джунгли

Трейлер спектакля «Пока львы молчат». Компания Акрама Хана

Хореографию британского бангладешца Акрама Хана ни с чем не спутать: его танцовщики (и часто он сам) превращаются в зверей на сцене. «Пока львы молчат» еще и довольно редкая для современного танца ситуация: в основе имеется литературный материал — книга Картики Наир «До тех пор, пока львы: Эхо «Махабхараты». Автор взяла под прицел женских персонажей индийского эпоса, то есть традиционно второстепенных. А хореограф признается, что ему всю жизнь не дает покоя эта недорассказанность женских историй в эпосе. Поэтому на сцене (изображающей колоссальный пень) — только женщины.

Когда

11–14 июля

Где

Театр им. Моссовета

«Старик и море» Анатолия Васильева

Первый за долгие годы спектакль Анатолия Васильева в России

В 2017 году — 100 лет со дня рождения Юрия Любимова. Того самого, что создал Театр на Таганке, вдохновил своей свободой режиссерской мысли и мощью авторского жеста едва ли не всех современников. Одним из вдохновленных стал другой мэтр — создатель особого театрального метода и театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев. Почти пятнадцать лет Васильев не ставит спектаклей в России, и вот — в качестве посвящения «Великому творцу протеста» — заручившись поддержкой Чеховского фестиваля, маэстро готовит к постановке спектакль по повести Хемингуэя «Старик и море». Музыку пишет Владимир Мартынов (правда, в живом исполнении ансамбля Opus Posth ее можно будет услышать только осенью). А на сцене в центре внимания — Алла Демидова.
Про то, как это будет выглядеть, Васильев говорит: «За год до премьеры разве можно сказать, что получится из Хема».

Когда

19 и 20 июля, 30 сентября, 1 октября

Где

Театр им. Вахтангова