«А собаку я возьму себе» Алисии Хименес Бартлетт

Лев Данилкин: «Простое на первый взгляд дело об избитом до полусмерти неизвестном, которое инспектор Петра Деликадо и ее помощник самонадеянно собираются раскусить за вечер, превращается в двойное убийство с собаками в роли второстепенных героев. Не обошлось и без ветеринаров, дрессировщиков, хозяек лавок с собачьей литературой, ученых из лабораторий, где ставят опыты над животными, которые, кстати, и стали главными героями книги. Детектив можно смело назвать социальным — наблюдательная Петра так и не научилась полицейскому цинизму, сочувствует происходящему и ни на секунду не перестает быть женщиной, которая не прочь отвлечься от расследования, чтобы пококетничать с симпатичным ветеринаром».
«Вернувшиеся» Джейсона Мотта

Л.Д.: «Начало в духе Стивена Кинга — но, по сути, очень некинговский детектив. В маленький американский городок в дом своих родителей возвращается человек, погибший полвека назад — тогда ему было 8. Родители таращат глаза, ФБР бьет тревогу — а читатель ломает голову, что будет, если николай-федоровский проект — воскрешение мертвых — действительно осуществится. Может, это и есть апокалипсис? Разумеется, роман уже экранизирован, и по его мотивам снят сериал «Воскрешение».
«Грешники и праведники» Иэна Рэнкина

Л.Д.: «Приятная встреча со старыми знакомыми: детективы, отшлифованные до занудного совершенства, где ни в одном деле не обходится без политики, стремительное движение сюжета тормозится неторопливыми диалогами, где никогда нет черного и белого — и читатель все время оказывается вынужден совершать свой собственный моральный выбор. Но «Грешники и праведники» — это еще и немного ностальгический экскурс в 80-е годы, когда сами детективы и их авторы еще помнили, какая хитроумная штука — правосудие, и по-стариковски вершили его кулаками и дубинками».
«Девушка, которая застряла в паутине» Давида Лагеркранца

Л.Д.: «Черновик четвертого романа Стига Ларссона приобрел завершенный вид к 11-летней годовщине смерти автора; та же модель бизнеса, что с бондианой Флеминга. Сюжет строится вокруг главной фобии эпохи — одержимости прослушками и шпионажем. Откиньтесь в кресле: «Дело в том, что Россия представляет собой ненамного больше, чем бензоколонку с флагом». Роман кишит Юриями, Иванами и Владимирами — депутатами Госдумы, сутенерами, киллерами, хакерами; здесь даже упоминается Никита Михалков. О том, как отнесся бы сам Ларссон к тому, что его книги превратились в оружие холодной войны, остается только гадать».
«За гранью» Микаэля Катца Крефельда

Л.Д.: «На мусорных горах под Стокгольмом один за одним появляются женские трупы, а детектив из Копенгагена Томас Раунсхольт возвращается из отпуска и депрессии, чтобы найти пропавшую русскую девушку. «За гранью» тщательно следует букве скандинавского детектива, авторская старательность кажется почти пародийной, а образы русских гангстеров и проституток — знакомыми, будто позаимствованными из отечественных криминальных сериалов. Книга Крефельда нашпигована ужасами и холодящими сердце подробностями до отвала: убийства, избиения, море крови, русские бандиты и прочие кошмары. Которые, как считает любой тихий северный европеец, подстерегают его по ту сторону обычной жизни».
«Подлинная история носа Пиноккио» Лейфа Г.В.Перссона

Л.Д.: «Процедурный скандинавский детектив с нарочно неудобным главным героем — и фокусирующийся на отношениях с еще более неудобной соседней страной Россией. Эверт Бекстрем, стокгольмский комиссар полиции, специализирующийся по насильственным преступлениям, во-первых, сам нечист на руку, а во-вторых, горячий адепт русской водки; такого мало чем смутишь. И совсем неудивительно, что в финале российский президент планирует вручить Бекстрему за его феноменальные успехи в расследованиях медаль Пушкина — «самую высокую награду, которой Россия может наградить иностранного гражданина».
«Пока ты не спишь» Мишеля Бюсси

Валентина Филиппенко: «Новый роман одного из перспективных и молодых авторов Франции возглавил списки детективных бестселлеров 2015 года. Бюсси запомнится читателю совершенно не прямолинейными сюжетами, романтической атмосферой Нормандии, которая, по словам автора, не уступает Лазурному Берегу по красоте, а также изощренным психологизмом. Помимо прочего, «Пока ты не спишь» расскажет, каково это — слышать от трехлетнего сына, что у него есть другая мать, где в интернете собрать сотни лайков за план убийства и как устроена загадочная детская память».
«Приказчик без головы» Валерия Введенского

Л.Д.: «Кудряво написанный, имитирующий «старинную» литературную манеру ретродетектив отправляет читателя в Петербург 1860-х. Там в Неве плавают обезглавленные тела, сами головы приходится искать в районе Малой Невки — город терроризирует хитроумный изверг. Интрига технично выстроена, автор — еще по «Старосветским убийцам» было ясно — человек начитанный; только бы он не злоупотреблял так безбожно восклицательными знаками и междометиями, ах если бы!»
«Приключения очаровательного негодяя: Альмен и розовый бриллиант» Мартина Сутера

Л.Д.: «Второй в серии роман про владельца бюро, работающего под слоганом «The Art of Tracing Art» («Искусство розыска предметов искусства»). Альмен из тех сыщиков, которых чаще можно встретить в чьем-либо будуаре, чем в тире. Особый акцент сделан на «смарт»-потреблении — отсюда упоминания про специально заказанные на мануфактуре Louis Vuitton чемоданы с инициалами, оригинальные рецепты «Сингапур-слинга» с джином и прочее. И если, допустим, Бонду все эти коктейли доставались за госсчет — то Альмену приходится как следует повертеться. А пестрота этнического состава действующих лиц (англичане, швейцарцы, русские, китайцы, американцы) наводит на мысль о том, что автор надеется получать гонорары не только на домашнем рынке».
«Спи спокойно» Рейчел Эббот

Л.Д.: «Один из удачных клонов «Исчезнувшей» — роман английской детективщицы («Путь обмана», «Только невинные»). Психологический триллер о злоключениях одной семьи вполне пригоден для чтения. Он наполнен ненадежными рассказчиками, длинным списком пропавших без вести и убитых родственников (родители, дети, любовники, мужья — проще вспомнить, кто не исчез) и хитро осуществленными подменами. То ли муж подлец, то ли жена не в себе, то ли он украл, то ли у него украли… «Интересно, сколько тел здесь спрятано? Возможно, одно из них прямо у нас под ногами».
Сборник «Сыщики от бога»

Л.Д: «Вы оказываетесь в Америке конца XIX — середины ХХ века, где случалось всякое — например, молодой раввин мог засидеться за книгами и не услышать убийства, от чего он становится главным подозреваемым. В сборнике детективные истории расследуют служители или, лучше сказать, ревнители Господа, обращающиеся не столько к высшим, сколько к собственным силам. Примечательны портреты Америки столетней давности — от суровой протестантской, где справедливость вершится судом Линча, до еврейского Массачусетса 60-х, где в синагоге не всегда соберется десять человек для молитвы».
«Темные дороги» Тони ОʼДелла

Л.Д.: «Психологический роман, близкий, как считают издатели, по духу с «Исчезнувшей», но написанный еще в 1999-м. Странный — владелец впечатляющей коллекции скелетов в шкафу — рассказчик, молодой человек, язвительный и склонный к самоиронии, описывает свою парадоксальную жизненную ситуацию и эксцентричные фантазии. «Мы со Скипом не раз пытались убить его маленького брата Донни, но только для прикола»; это первая фраза, сразу задающая и манеру, и настроение».
«Убийство церемониймейстера» Николая Свечина

Л.Д.: «Еще один детективный шедевр с Алексеем Лыковым в главных ролях. Свечин по-прежнему держит темп — около двух романов в год — без какой-либо потери качества. Десятая книга серии отправляет вас в 1892 год, когда Лыков по-прежнему скучает по умершему Благово и все так же использует чаще, чем следовало бы по чину, веблей и французский полицейский кастет. Сыщик теперь руководит Особенной частью — отделением полиции, и одно из самых интересных дел на этой должности — убийство церемониймейстера Устина Алексеевича Дашевского».
«Человек с острова Льюис» Питера Мэя

Л.Д.: «В торфяниках острова на северо-западе Шотландии обнаружен труп подростка — по всей видимости, давний, но хорошо сохранившийся. Детектив Дин Маклауд возвращается в родные края, чтобы пережить смерть сына, но, вместо того чтобы погрузиться в собственные страдания, расследует дела давно минувших дней. Время на острове как бы консервируется: можно спокойно прыгать из какого-нибудь 1949-го в нулевые и обратно. Герои вынуждены как печать нести на себе груз прошлого, существовать одновременно и в невинном сегодня, и в страшном вчера».
«Чужая страна» Чарлза Камминга

Л.Д.: «Автор — британец из того поколения, которое застало холодную войну только в детстве, — но Ле Карре успело прочесть всего. Завоевавший в 2013-м премию «Стальной кинжал» динамичный (с экскурсами в Египет, Тунис и Марокко) и по-своему элегантный роман, первый из будущей серии, про отставного шпиона, расследующего исчезновение с радаров другого шпиона. Точнее, женщины, которая вот-вот станет директором MI6. По версии Чарлза Камминга, современные шпионы одержимы литературой: персонажам романа — даже совсем третьестепенным — свойственна поразительная начитанность. В «библиотеке» «Чужой страны» можно обнаружить роман Нагиба Махфуза, «Солнечную» Макьюэна, стихи Шеймаса Хини».