Большая книга

Лев Данилкин о «Ненастье» Алексея Иванова

13 октября 2016 в 11:47
«Афиша Daily» продолжает рецензировать участников короткого списка «Большой книги» этого года. Лев Данилкин — о последнем романе Алексея Иванова, в котором автор панорамирует новейшую российскую историю и предлагает свое объяснение конфликта между народом и интеллигенцией.

Сюжет в романе — как из палп-фикшна 90-х: инкассатор из бывших афганцев ограбил собственный броневик и взял наличными, в мешках, сто сорок миллионов рублей: эта — первая — сцена датирована 2008-м, а дальше мы узнаем, как протагонист пришел к этому решению, что собирался с этими деньгами сделать и чем все это кончилось. Насильственное перераспределение собственности, «приключения больших денег» — почтенный, проверенный временем сюжет; на такой клюют любые читатели. Существенно, что история Германа Неволина помещена в региональный контекст: действие разворачивается в вымышленном, но похожем по атмосфере и реалиям на Екатеринбург, уральском городе. В малахольной Москве столько полнокровных персонажей и не сыщешь, там все на одно лицо; а здесь — все что ядреный орех, все на отбор: бандиты, менты, парикмахерши, тренеры; мужья, жены, дети, родители, любовницы. Как они все «защелкиваются» друг с другом? Да как — как обычно: скандалы, аборты, конфликты, рейдерские захваты, разборки. Латиноамериканский, в общем, сериал, в Дантовом аду: много спаривания — без любви, случайного; и впечатляющее изобилие насилия — бытового, сексуального, алкогольного, связанного с коммерческими мотивами или немотивированного. Вот только с деньгами, пожалуй, в этом кино что-то не то: они как будто не являются эквивалентом стоимости потребительских товаров — или даже «свободы», как в вестернах.

Проблема с Ивановым состоит в том, что он поначалу делает вид, будто он обычный беллетрист-душезнатец, рассказчик курьезных анекдотов из жизни своих сограждан, бытописатель с узнаваемым материалом из повседневности; затем, однако, оказывается, что его миссия гораздо менее тривиальна: (формально) описывая предпринимательскую, криминальную, военную или авантюрную деятельность, он все время сочиняет истории о спасении души. Так было со Служкиным, с Осташей, с Моржовым; вот и грабитель Неволин тоже руководствуется странными мотивировками: намереваясь не столько разбогатеть, сколько «спасти» кое-кого, причем спасти не от чего-то конкретного, а — в экзистенциальном смысле — от свинцовых мерзостей.

Алексей Иванов

Иванов всегда был «краеведом» — в смысле исследователем странных особенностей территорий, на которых он исторически окопался. Он такой же географический детерминист, как Джаред Даймонд: география определяет внутреннюю структурную закономерность жизней людей, проживающих на этой территории; выстраивает их судьбу — и не только физическую, характеризуемую количественными, естественнонаучными, параметрами, но и метафизическую. Ивановский Урал — магнитная аномалия: вместо того чтобы действовать «как москвичи», из рациональных экономических соображений, тамошние жители «спасают душу»; душа здесь, на пропитанной насилием «территории ненастья», такой же не подлежащий сомнению, неотменяемый орган, как тело. И поэтому чем распространеннее изуверство, чем более «быдляческая» массовая культура — тем сильнее «трение», коллективное сопротивление. Суровая география порождает в генерируемых ею существах идею духовной ответственности друг за друга, а сложные исторические ситуации — стихийное возникновение форм самоуправления, отражающих низовые представления о справедливости: от дублирующих органы самодержавной власти пугачевских квазигосударственных структур в конце XVIII века до фамильона в «Блуде и МУДО», от «профсоюза» капитанов барок до «Коминтерна» в «Ненастье». В момент кризиса иммунной системы социальный организм начинает вырабатывать антитела — и создает самопальные институции, замещающие государство, уклоняющееся от выполнения своих обязанностей; с их помощью народ пытается обуздать анархию, хаос, энтропию, к которым подталкивает география, создающая сугубо дарвинистский уклад, где выживает сильнейший. Как Советы в 1905-м и 1917-м были реакцией на политические кризисы, так ивановские фамильоны — на моральный кризис 1990-х, а «Коминтерн», братство бывших афганцев, созданное для защиты традиционных ценностей и выглядящее как аналог каморры на Урале 1990-х, — на кризис экономический.

Трагизм ситуации 1990–2000-х состоит, по Иванову, в том, что, сумев на свой лад сохранить в душах идею справедливости, массы, обладающие инстинктом социального творчества, оказались преданными образованной частью общества. Интеллигенция — которая одна только и могла бы придать стихийному бунту масс политическую окраску, помочь не просто временно отобрать у государства монополию на насилие, но отобрать саму власть, — сочла массы за быдло, пролетариев, шариковых, отказалась считать себя с ними единым народом, воспринимала их страдания, и нравственные в том числе, как сюжеты для палп-фикшна и латиноамериканских сериалов. Смотрите свой «Дом-2» и не трогайте нас. «Быдло», как говорит в «Ненастье» один «московский» персонаж, «не в смысле упырь, ублюдок, уголовник. Я говорю в культурном смысле». «Быдло — это тот, кто слушает шансон, ест чипсы, читает желтяк, смотрит футбол, носит спортивные штаны и гоняется за дисконтом». Персонаж этот чеканит свою формулировку — что характерно — «с презрением». Результат этого предательства интеллигенции — серое ненастье и для тех, и для тех; в тупике московские дауншифтеры в Индии, в тупике Герман Неволин, обладатель мешка со 140 миллионами. Эпоха, давшая столько материала для социального творчества, прогорела зря, ни за что ни про что. Ивановские герои остались ни с чем — без денег, без любви, без (политического) будущего.

Сам Иванов, надо сказать, также не понятый, не прочитанный обществом писатель, пролетарский в самом лучшем смысле этого термина художник, как раз не забыл, не просмотрел и не плюнул на тех, кого бросили гнить у телевизоров; кого косвенно, через невмешательство, поощряли истреблять друг друга. Избегая народнического умиления и интеллигентского презрения, он всегда чувствовал потенциал этой сформировавшейся в условиях войны и узаконенного насилия, плохо образованной, разбомбленной некачественной поп-культурой массы; массы, поведение которой вопреки московским о нем представлением регулируется не только биологическими и консюмеристскими инстинктами, но и еще иррациональными, для нее самой не вполне ясными побуждениями. «Ненастье» — роман не про то, что «быдляческие 90-е» закончились; это и так все знают — а про то, что те, кого в условной Москве полагают быдлом, способны превращаться в мессию; спасать и спасаться; генерировать паранормальное излучение, Strahlungen, как у Юнгера; запаливать пожар, который откроет путь к воскресению. «Пламя заката столбом стояло над горизонтом, словно там, за мощным сферическим изгибом планеты, открылось огромное сопло и выбросило во Вселенную хвост лучевого выхлопа: это ангелическое топливо любви сгорало в двигателе всемирного тяготения, который гнал планету по дуге орбиты»; собственно, именно эта картина — а не склады, хрущевки, бытовки и рынки — и есть настоящее описание ивановской «территории ненастья»; вот так — космически прекрасно — выглядит его земля под его небом.

Издательство
«Редакция Елены Шубиной», 2015, Москва
Читать бесплатно
Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия