«Повседневность. Простые действия»
Пристальное вглядывание в автоматические действия человека
Фестиваль «Территория» традиционно устраивает в рамках своей программы эксперимент в стенах ММОМА, чтобы исследовать феномен театра в стенах музея и наоборот. В этом году за проект ответственен Дмитрий Волкострелов, основатель театра Post в Петербурге. Свой проект в музее он посвящает, с одной стороны, автоматизму повседневности, с другой — взаимодействию со зрителем: театральное действие начинается, как только в зал входит первый посетитель, и исчезает, как только последний покидает зал. В программе — повышенное внимание к завариванию чайного пакетика и завязыванию шнурков, фиксация происходящего на камеру и повседневный шум Тверского бульвара.
«Pixel/Пиксель»
Хип-хоп-хореограф и видеохудожники демонстрируют, до чего дошла техника
Группа танцовщиков, с которыми поработал хип-хоп-хореограф Мурад Мерзуки, попадает в пространство компьютерных моделей, искусственных пространств и виртуальных плоскостей. Тут пол уходит из-под ног, можно ходить по стенам и в некотором смысле летать. Наивный человеческий мозг неминуемо видит в подобных мультимедийных иллюзионах не просто новые технологии на службе театрального искусства, но и натуральные чудеса.
«В гостях. Европа»
Концептуальное чаепитие от главных героев прогрессивного документального театра
Спектакль немецкой команды Rimini Protokoll, как водится, идет не в театре. Зрители собираются в обыкновенной московской квартире. Купившим билет адрес сообщат заблаговременно. Да и, собственно, спектаклем предстоящее зовется условно; гостям предлагается обсудить все то, что они и так не прочь обычно пообсуждать, придя к кому-нибудь домой в гости. Другое дело, что чуткое руководство героев неигрового театра Rimini Protokoll и сами обстоятельства театрального фестиваля умножают стихийно возникающие смыслы и напоминают, что театр — это внимание.
«Язык птиц»
Музыкальный спектакль по персидской легенде с участием особых артистов
Режиссер Борис Павлович и группа актеров БДТ сочинили спектакль для студентов центра «Антон тут рядом», то есть людей с особенностями развития. В основе — средневековая поэма суфийского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара «Язык птиц». Согласно легенде, тридцать птиц отправились на поиски Симурга — царя всех пернатых, а после долгих приключений поняли, что Симург — это все они, вместе взятые. Так и участники спектакля, более года занимавшиеся поиском универсального языка, не похожего ни на что, в итоге выходят на сцену, чтобы обнаружить собственное «я». Процесс сопровождается музыкальными импровизациями авангардиста Алексея Плюснина.
«Процесс»
Спектакль Тимофея Кулябина по Кафке — про техногенность, абсурд и безумие сегодня
Спектакль по роману Франца Кафки поставил главный режиссер «Красного факела» Тимофей Кулябин, постановщик «Трех сестер» на языке глухонемых и скандально известного «Тангейзера». Главный герой «Процесса» — молодой человек, представитель новейшего времени, окруженный видеокамерами и людьми без свойств (и лиц). Чем больше он узнает про окружающую действительность, тем меньше понимает, что вообще происходит.
«Поле»
Квантовый спектакль про комбайнеров и доярок XXI века
Режиссер Дмитрий Волкострелов — ключевой медиатор между современным искусством и театром сегодня. Павел Пряжко — драматург-новатор из Минска; специализируется на новейшей словесности, на новых типах повседневной коммуникации. Волкострелов много раз ставил разные тексты Пряжко (пятиминутный «Солдат» в «Театр.doc», слайд-шоу «Я свободен», уличные «Парки и сады» в театре Post). «Поле» — пьеса-коллаж про повседневную жизнь комбайнеров и доярок ХХI века. «Современной физике посвящается» — за эту финальную ремарку цепляется режиссер, утверждая, что пьеса выстроена по законам квантовой физики и что, вообще-то, мы имеем дело с важнейшим современным театральным текстом на русском языке.
«Сострадание. История одного оружия»
Швейцарский спектакль о беженцах
Спектакль швейцарца Мило Рау, одного из самых востребованных театральных режиссеров Европы, посвящен свежим ранам Европы. Сцена буквально завалена хламом, как после взрыва в сарае. Две актрисы ведут перекрестные монологи, представляющие, по сути, два взгляда на ситуацию с наплывом мигрантов в Европу с началом военных действий в Сирии. Аргументированное столкновение позиций, с одной стороны, испытывает зрительское сострадание, с другой — терпимость.
«До и после»
Документальный спектакль «Мастерской Брусникина» про пожилых артистов
Из года в год «Территория» устраивает значительный социальный проект. Так появились «Бросить легко» про бывших наркоманов и «Прикасаемые» про повседневную жизнь слупоглухонемых. «До и после» — документальный спектакль «Мастерской Дмитрия Брусникина» про пожилых актеров, подопечных фонда «Артист». Многие из актеров прошли почти вековой путь, и жизнь их прошла на сцене, в то время как брусникинцы только входят в профессию — именно в этом контрасте ожидается обнаружение красоты. За композицию собранных интервью ответственен драматург Михаил Дурненков, за пространственное решение — художник Ксения Перетрухина. Место проведения — Новое пространство Театра наций на Страстном бульваре.