Зачем нужны презентации, и почему все ими так одержимы
Я верю, что публичная презентация — очень действенный способ донести что-то до публики, уходящий глубоко в прошлое. Наши предки собирались у костра и делились друг с другом новостями, мы же собираемся в аудиториях, кабинетах и у экранов компьютеров. Навык презентации сегодня важен не только для топ-менеджеров и директоров крупных корпораций, но и для любого человека начиная со школьной скамьи. Человек, произносящий речь, может не просто передать информацию, а действительно вдохновить других и повлиять на их жизненные взгляды и решения.
10 лет назад появился YouTube, кардинально поменявший способ эффективной коммуникации: теперь для того чтобы твои идеи услышали, можно просто записать их на видео. Начался ренессанс публичных выступлений, в котором TED стал своего рода «умным ютьюбом».
Что самое главное в презентации?
Формулы успешной презентации не существует, как не существует однозначной формулы любви и успеха. Но есть огромное количество разных техник и приемов, которые можно использовать в презентации. Не надо копировать чужие речи, не надо слепо следовать чужим советам, но стоит смотреть разные выступления, пробовать разные методики и искать свой неповторимый стиль. Самое главное, чтобы вам действительно было что сказать: это уже половина успеха. Идея — вот, что самое важное. Именно на ней держится все остальное. Рассказывайте о том, что вам важно и чем вы по-настоящему увлечены. Слушателям, в общем-то, все равно, как вы выглядите и ведете себя на сцене, главное для них — те идеи, которыми вы хотите поделиться.
Как подготовиться к презентации?
В интернете шутят, что для того чтобы публичное выступление имело успех, нужно делать его на круглом красном коврике, как это делают на наших конференциях. Если бы все было так просто! К любой презентации нужно действительно готовиться и тщательно продумывать, как лучше подать свою идею. Это не означает, что вы должны прописать каждое слово своей речи и зазубрить ее, но знать структуру — обязательно. Можно создать список с опорными пунктами, чтобы ориентироваться в выступлении и понимать, от чего к чему вы движетесь. Точный план поможет прочертить сквозную линию выступления и не превысить лимиты по времени: оптимальная длина для любого выступления — 20 минут. Кстати, готовить слайды для презентации совсем необязательно — отсутствие слайдов лучше, чем плохие слайды.
Как побороть свои нервы?
Во-первых, надо знать, что перед выступление волнуются абсолютно все, и вы не исключение. Страх может пойти вам на пользу, потому что именно он помогает собраться и дает достаточный заряд адреналина, который заставляет вас действовать. Для того чтобы не перенервничать, нужно тщательно готовиться и репетировать речь до выступления. Можно тренироваться перед зеркалом в комнате, записать речь на диктофон и самому ее послушать или попрактиковаться перед друзьями — все это поможет приобрести уверенность в себе. Чем больше ты репетируешь, чем больше фидбэка получаешь, тем спокойнее себя чувствуешь.
Чем разбавить свою презентацию?
Любому выступающему стоит установить контакт со своей аудиторией и говорить не с абстрактными людьми, а с теми, что сидят напротив. Презентация — это путешествие с группой людей. Почему они должны пойти с тобой? Куда вы идете? Что ждет вас на этом пути? Истории помогают построить мостик между сценой и аудиторией — они привлекают внимание, облегчают рассказ и хорошо запоминаются. Истории должны быть ясными и интересными, а вы должны всегда помнить, почему вы их рассказываете. Нельзя вставлять в речь историю ради истории, всегда должна быть причина, почему вы решили рассказать именно ее: из истории должно что-то следовать — и она должна вписываться в основную идею речи.
Нужно ли шутить?
Шутить во время выступления совершенно необязательно — есть множество замечательных презентаций, в которых нет юмора. Но в целом юмор — это хороший способ заручиться поддержкой аудитории и расположить ее к себе. Главное — не гуглить шутки специально и не вставлять их в презентацию. Любые шутки должны быть к месту.
Чего точно делать не стоит?
Самое ужасное, что можно сделать, — попытаться вдохновить людей чем-то, что на самом деле не вдохновляет. Некоторые хотят быть рок-звездами на сцене и ждут сильного отклика от аудитории, что выглядит очень жалко. Не нужно рекламировать себя и пытаться уместить в одно выступление все интересные факты, которые вам хотелось бы рассказать. Имейте в себе силы отказаться от чего-то, чтобы сделать материал доступнее и интереснее для публики.