Краткая история ёлки в России: от рождественского дерева до главного символа Нового года

T

От древнерусских похоронных традиций до празднества в Колонном зале Дома Союзов: рассказываем, как ёлка стала главным символом новогодних праздников — и советуем, на какие ёлки сходить в Москве с детьми (и просто так).

Прежде чем стать атрибутом новогоднего праздника, елка на Руси была символически важным деревом — но выполняла в народном сознании совсем другую функцию. Наряду с другими вечнозелеными деревьями она ассоциировалась с вечной жизнью — конечно, не на земле, а по ту сторону. Поэтому большая часть елочных традиций так или иначе связана со смертью: из елового дерева строгали гробы, ветками выстилали дорогу к кладбищу, дошли до нас и фразы «угодить под елку», «прогуляться по еловой дорожке» — об этом пишет, к примеру, фольклористка Татьяна Агапкина в книге «Деревья в славянской народной традиции». Сегодня эти выражения кажутся невинными, но для наших предков они значили «умереть».

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":4}},{"id":35,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":39,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-4}},{"id":41,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":36,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":40,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":42,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

С другой стороны, ель была связана не только с печалью. В разных местах ходили легенды о явлении чудотворных икон на этом дереве, где-то рассказывали, что под ним то ли пряталось Святое семейство, то ли даже родился Христос. На Волге рекруты, уходя из дома, дарили девушке маленькую елочку как обещание вернуться живым. И, конечно, никуда без свадеб: где-то караваи украшали узорами в елочку, где-то жених выкупал веточку. Но знакомое нам значение это деревце стало приобретать только на исходе XVII века.

Brandstaetter images/Getty Images

Как и многое другое, традицию наряжать елку в Россию привез Петр I. В декабре 1699 года он повелел перенести празднование Нового года на 1 января и в честь «новолетия» украсить столицу — тогда еще Москву — хвойными ветвями: сосновыми, еловыми и можжевеловыми. Украшения предписывалось размещать снаружи домов: на воротах и крышах.

Традиция эта пережила многие десятилетия. В 1841 году в рассказе «Аптекарша» Владимир Соллогуб писал: «Налево красуется кабак с заветною елкой...» А в повести «Антон-Горемыка» Дмитрия Григоровича один из персонажей «успел уже ни свет ни заря заглянуть под елку и был сильно навеселе». Стоит ли говорить, что под деревом он искал совсем не подарки: так говорили о человеке, заскочившем в кабак перехватить чарку-другую.

В дом елка переселилась уже в XIX веке с подачи великой княгини Александры Федоровны, будущей супруги Николая I. Дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III выросла в Берлине, где Рождество было немыслимо без рождественского дерева — Weihnachtsbaum. В 1817 году Александра Федоровна устроила первую елку для родных уже в Москве. Спустя год в Зимнем дворце нарядили сразу несколько елок для членов императорской семьи. Рядом с каждой был установлен стол с подарками — и для детей, и для взрослых.

«Рождественская елка в Аничковом дворце», Алексей Чернышев
Музей-заповедник «Коломенское»

Fine Art Photographic/Getty Images

Немецкая затея быстро пустила корни на мерзлой русской земле — и деревья в декабре стали появляться во все большем количестве домов. Украшали их яблоками, орехами и, вопреки правилам пожарной безопасности, свечами. Стали появляться и игрушки: картонажи (сделанные из тонкого картона), восковые фигурки, а семьи побогаче могли позволить себе импортные стеклянные игрушки. Ближе к концу XIX века начали открываться и отечественные мануфактуры по выпуску новогодних украшений — первыми были стеклянные бусы и шары.

Brandstaetter images/Getty Images

Fine Art Photographic/Getty Images

Российская государственная библиотека
Heritage Images/Getty Images

Долго ёлки-вечеринки были элитарной практикой: позволить себе устроить нарядный праздник могли немногие. Следующий поворот случился на Рождество 1852 года, когда «общественную» рождественскую ёлку, украшенную бусами, игрушками и сладостями, устроили в Петербурге в зале Екатерингофского вокзала. В провинции быстро подхватили эту новую затею: по всей стране начали тут и там проводить праздники для бедноты. Салтыков (Щедрин) в рассказе «Ёлка» уже в 1856 году описывал губернских чиновников, которые «считают непременною обязанностью купить на базаре елку и, украсив ее незатейливыми сюрпризами домашнего приготовления, презентовать многочисленным Ванечкам, Машенькам, а иногда и просто Ванькам и Машкам». В отличие от богатых императорских ёлок или будущих дидактических советских праздников эти были просты, но не менее желанны для детворы: Салтыков рассказывал, как «дети чинно расхаживают по зале, только издалека посматривая на золотые яблоки и орехи, висящие в изобилии на всех ветвях, и нетерпеливо выжидая знака, по которому елка должна быть отдана им на разграбление».

Музей-заповедник «Коломенское»

Покинув стены императорских покоев и богатых гостиных, елка стала ближе к народу — и начала превращаться в знакомый нам городской ритуал. К концу века рождественские ёлки в домах и школах уже была привычной традицией, и сложно было представить, что может ей угрожать.

В начале XX века на традицию наряжать елку стали нападать со всех сторон. Сперва из-за немецких корней обычая. Антигерманские настроения в годы Первой мировой привели к тому, что Святейший синод стал запрещать устройство Weihnachtsbaum в школах и гимназиях: «Прежде для всех учащихся заведено было делать елку по обыкновению с наградой и сюрпризами; но вот уже года два как это удовольствие сочли за несоответствующее воспитательным целям», — цитирует филолог Елена Душечкина в книге «Русская елка».

После октябрьского переворота 1917 года запрет сняли, но ненадолго. Буржуазный пережиток, да еще и крепко связанный с поповскими обычаями, — елка снова попала в опалу, теперь уже на десятилетия. Антирелигиозная агитация направилась и на этот невинный символ ушедшей эпохи. «Раньше для увеселения толстопузых взора/На елку навешивали горы сора./Другая работа у нашей елки:/Наши елки для сора метелки», — восклицал Владимир Маяковский в рождественском номере «Окон РОСТа» в 1920 году. Ему вторил Александр Введенский: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов./Мы с тобой — враги попам. Рождества не надо нам».

Wikimedia Commons
JHU Sheridan Libraries/Gado/Getty Images

восклицал Владимир Маяковский
в рождественском номере «Окон РОСТа» в 1920 году

{"points":[{"id":43,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":45,"properties":{"x":0,"y":230,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":44,"properties":{"duration":230,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Реабилитация елки случилась лишь в 1935 году. В газете «Правда» появилась заметка кандидата в члены политбюро Павла Постышева с призывом организовать «детям хорошую елку». Постышев возмущался тем, что «левые загибщики» зря ославили детское развлечение, и призывал комсомольцев искоренить нелепое мнение, что «детская елка является буржуазным предрассудком». Сказано — сделано: накануне самых темных лет отечественной истории елки (теперь не рождественские, а новогодние) вновь стали главным символом зимних праздников.

Именно в этот период Дед Мороз окончательно закрепился в роли главного новогоднего персонажа: он был достаточно сказочным, но при этом не связанным напрямую с христианской традицией. А еще в 1937 году на елке в Колонном зале Дома союзов впервые появилась Снегурочка, которая стала внучкой — хотя детей у него вроде бы нет — и верной помощницей Деда Мороза. Вместе с главной елкой страны была учреждена и неофициальная должность главного Деда Мороза: первым эта роль досталась конферансье и актеру Михаилу Гаркави, который в 1949 году сыграет обергруппенфюрера Геринга в фильме «Сталинградская битва».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":183,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":183,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

РИА Новости

Новые времена требовали и новых, идеологически выдержанных игрушек. Вместо вифлеемской звезды навершие украсила рубиновая пятиконечная, как на кремлевских башнях, а на ветках ангелочков сменили красноармейцы, пионеры, парашютисты и дирижабли. Были даже шары с портретами Ленина и Сталина — хотя популярности они не снискали. В будущем мода на игрушки продолжала развиваться, отражая достижения советской науки и культуры.

Александр Гращенков/РИА Новости
Владимир Иванов/РИА Новости

«Игрушки на Ëлку»
РИА Новости

Александр Поготов/РИА Новости

Вместе с возвращением елки начал формироваться и новый канон новогоднего стола, единый для всей страны. Главным символом праздника стал дореволюционный еще салат оливье, в котором вареные рябчики были заменены на докторскую колбасу. К концу 1930-х было налажено производство «Советского шампанского»: химик Антон Фролов‑Багреев смог усовершенствовать процессы брожения, сделав процесс производства игристого напитка быстрее и дешевле.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":1000,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":750}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":520,"delay":119,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

К 1960-м появился рецепт селедки под шубой — последний элемент, без которого до сих пор нельзя представить новогодний стол. Несмотря на заявленную доступность продуктов для рабочих, большая часть ингредиентов застолья была дефицитной — их не покупали, а «доставали». Впрочем, это и делало Новый год еще более волшебным.

Общественные елки стали важным элементом праздника: свой большой праздник проводили в каждой школе и детском саду, в заводских домах культуры, в городах и поселках. Впрочем, как часто бывало в Советском Союзе, за внешней демократичностью скрывалась иерархия: все знали, что есть просто елки, а есть главная, Кремлевская, проходившая в Кремлевском Дворце съездов, — попасть на нее было мечтой каждого ребенка. Эта елка символизировала единство и благополучие советского народа — столь желанное, сколь и недостижимое.

Альберт Пушкарев/ТАСС

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

С распадом Советского Союза новогодний праздник и дерево стали одной из немногих скреп, по-прежнему объединявших народ. Если после переворота 1917 года елка была брошена с парохода современности как пережиток прошлого, то теперь, наоборот, стала способом примирить под одним деревом разных людей и разные истории. В ассортименте снова появились дореволюционные ангелы, теперь висевшие на ветках рядом с советскими кукурузными початками. Новый год оказался главным сплочающим праздником, а елка (точнее, более доступная пихта, сменившая ее еще в советские годы) — его главным атрибутом.

Александр Чумичев/ИТАР-ТАСС
Антон Денисов/ИТАР-ТАСС

Владимир Федоренко/РИА Новости
Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Одним из символов объединения дореволюционных христианских традиций с уже привычными советскими стал новый «официальный» Дед Мороз. В 1990-е его бороду примерил актер Дмитрий Назаров. Когда его пригласили занять этот пост, Назаров попросил благословения у тогдашнего патриарха — так в России появился первый официально одобренный церковью Дед Мороз.

В 1990-е на елки, которые раньше предназначались исключительно для избранной — то есть партийной — публики, начали вполне легально продавать билеты. Впрочем, Кремлевская сохранила за собой репутацию главного детского праздника страны. Некоторое время билеты еще «доставали» по знакомству, а коробка из-под сладкого подарка в виде башни Кремля считалась завидным сувениром. Конфеты в ней были точно такими же, как и на других детских праздниках Москвы, но сама упаковка считалась ценной: некоторые дети даже хранили ее годами. Сегодня коробки с елок разных лет часто можно найти на маркетплейсах по цене от 500 рублей до нескольких тысяч.

Кремлевская елка породила популярную в московском детском фольклоре страшилку. На праздник за красными кирпичными стенами малышей пускали исключительно без родителей. После мероприятия выводили юных зрителей на Соборную площадь, где отпрысков на морозе дожидались мамы и папы. Детей заставляли ходить по кругу, пока родители выхватывали их из толпы. Хаотичная система породила множество слухов о мальчиках и девочках, которых украли или попросту забыли на елке, — впрочем, совершенно беспочвенных. На других новогодних праздниках родители считались желанными гостями — в том числе из-за этого Кремлевская елка постепенно стала терять популярность. В начале 2000-х уже наблюдалось обилие самых разных елок: свои мероприятия проводили крупные театры и цирки. А главным новогодним конкурентом Кремля в столице стали вечера мэрии Москвы.

Дмитрий Коробейников/РИА Новости
Владимир Завьялов, Валентин Кузьмин, Александр Чумичев/ТАСС

Валерий Христофоров/Фотохроника ТАСС

В 2010-е традиционные елки потеснили новогодние ледовые шоу от известных фигуристов. На территории праздника стали заходить зарубежные гости: до самой пандемии аккурат к Новому году в Россию приезжал Cirque du Soleil со специальной зимней программой. Появились спортивные елки (в 2022-м на такой выступали чемпионки из сборной России по художественной гимнастике), научные, где детям показывают опыты (одну из них проводит Политехнический музей), искусствоведческие (собственная елка есть даже у Третьяковки) и детективные (на подобных мероприятиях юные посетители должны разгадывать какую-либо тайну).

Но как бы ни менялась наша жизнь и традиции, новогодняя елка — и наряженное дерево, и детский праздник — остается одной из традиций, которую любят и ждут все. Даже у самого черствого взрослого человека при виде мишуры на дереве и горы подарков под ним нет-нет да и дрогнет сердце, как у диккенсовского Скруджа. А значит, новогодние и рождественские чудеса и впрямь существуют.

Евгения Новоженина/РИА Новости
Игорь Уткин/ТАСС

Волшебная Одиссея в Зарядье

«Морозко»

Елка в Третьяковской галерее

Елка в Колонном зале Дома...

Захватывающее представление театра «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московского государственного симфонического оркестра.

Классическая новогодняя сказка о добре, зле и волшебстве — в сценическом прочтении режиссера «Театра.Doc» Ивана Корсуновского.

Праздничное представление в исторической атмосфере одного из главных музеев страны. Главная героиня — Снегурочка с картины Васнецова.

Назад в прошлое: в честь юбилея
в Колонном зале воссоздадут легендарную елку 1936 года, добавив к этому путешествию фантастического элемента.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: АЛЕКСАНДРА САДЫКОВА-ЛЕВИНА. Редакторы: Егор Михайлов и Наталья Сысоева. ФОТОРЕДАКТОР: ЕКАТЕРИНА КОКИНА. АРТ-ДИРЕКТОР: АРТЁМ ХАЙРЕЦ.  ДИЗАЙН И ВЁРСТКА: СТАНИСЛАВА КОЛАТСЕЛЬКА и екатерина полякова. шрифт: rene. 3d-иллюстрации: катя корягина

{"width":1440,"column_width":78,"columns_n":12,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
default
true
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: GroteskDemi; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Расскажите друзьям