С 1 по 4 сентября в Лос-Анджелесе прошло мероприятие Call of Duty XP 2016, во время которого между киберспортсменами разыграли два миллиона долларов, представили важные новшества в многопользовательском компоненте выходящей осенью Call of Duty: Infinite Warfare и устроили закрытый концерт молодого рэп-дарования Уиза Халифы. В результате всего этого действия стало окончательно понятно: на сегодня (и на обозримое будущее) Call of Duty — важнейшая игровая серия, ничего похожего на которую нет даже отдаленно.
За свою историю, насчитывающую тринадцать лет и столько же основных игр (да, выход Call of Duty — ежегодное большое событие вроде Супербоула или вручения «Оскара»), серия побывала на фронтах Второй мировой, в декорациях современной войны с террором, в недалеком будущем, в войне с террором в недалеком будущем и через пару месяцев переместится в будущее уже далекое — с космическими кораблями и боевыми четвероногими андроидами. Декорации могут меняться, но структура игр со словами Call of Duty в названии сложилась практически сразу: взрывная сюжетная кампания на несколько часов (часто со скандальными и/или диковатыми сюжетными поворотами: см. легендарную миссию No Russian из Modern Warfare 2, происходившую в международном аэропорту имени Закаева) и потом бесконечные многопользовательские сражения. У последних тоже есть важные структурные особенности, но о них позже.
На Call of Duty XP 2016 как раз впервые показали многопользовательскую часть Infinite Warfare: шесть классов персонажей (на самом деле это «боевые костюмы, но не суть) с уникальными спецумениями, конструктор оружия с несколькими уровнями мощности, новые карты и новые режимы. На неподготовленный взгляд любой матч выглядит как фильм Майкла Бэя, ускоренный в пятьсот раз и воспроизводимый на максимальной громкости, но это иллюзия — после первых минут паники и суеты на незнакомых картах включаются рефлексы, воспитанные той же самой Call of Duty за последнюю дюжину с лишним лет. Перед матчем собрать себе нужный боекомплект. Ни секунды не стоять на месте. Всегда краем глаза смотреть на мини-карту. Всегда обращать внимание на то, чем занимаются соратники по команде: без базовой тактики и некоей сыгранности здесь делать нечего. Перезаряжаться после каждого попадания. Все это образует уникальный ритм, свойственный только Call of Duty во всех ее инкарнациях, — в любом другом командном шутере без всего этого сразу становится неуютно.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/3d/e3d689da9fef43dfbc5feb3156683f6a.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/53/853922a68b164302a7b53c0d4386ce98.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/20/f20bcb2f0ef64928989e28dcdf714c67.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/da/adaa561c594b4af2bf2ceb72322cb18e.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/56/556a730a8ca04789a5b9f5a0b2ec029e.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/1e/c1eab455b82345a1b1fb276737a82e73.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/a0/fa009d06499845a9a121339f2056d330.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/d3/ad30a912615b4cbfb2ad8c7ce74c0a11.jpg)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/70/6702d140edf04d65b60669a06170e629.jpg)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/3e/73ede8f99ea744abb7f8aa18e6bcdf5b.jpg)
Есть еще такая важная для ДНК Call of Duty история, как killstreak rewards — вознаграждения, которые игра выдает за несколько подряд убийств оппонентов. Часто они полностью меняют рисунок боя: так, грамотно организованная орбитальная бомбардировка может моментально завершить победой казавшийся слитым матч. Все это складывается в довольно редкую для индустрии видеоигр структуру: чтобы научиться сносно играть, достаточно полудюжины матчей, но потом все решают примерно в равной степени координация команды, скорость реакции и везение. Профессиональные игроки в Call of Duty в этом смысле абсолютные космонавты (на CoD XP 2016 чемпионами мира стали американцы EvVyUs, выигравшие главный приз в 800 тысяч долларов), но до них хотя бы понятно, как при желании дотянуться, в отличие от игроков в большинство других киберспортивных дисциплин.
В этом самое главное, как говорили в доисторические времена, значение для индустрии серии Call of Duty. В нее можно побегать два часа — а можно выстроить на ней киберспортивную карьеру. Она не относится к себе слишком всерьез (см. дурацкую дружественную овчарку в Call of Duty: Ghosts), но стабильно приносит создателям миллиарды долларов. Она постоянно заново себя переизобретает — у первой (Вторая мировая) и последней (космос) Call of Duty намного больше общего, чем отличий, — но остается узнаваемой даже на рефлекторном уровне. Нам всем с ней очень повезло.
Call of Duty: Infinite Warfare выходит 4 ноября на PC, PlayStation 4 и Xbox One.