Искусство

«Мы учимся делать фотографии без фотоаппарата»: Музей Гетти приобрел первую ИИ-работу

Фото: Matias Sauter Morera
Один из главных музеев мира приобрел в коллекцию работу, которую фотограф создал при помощи ИИ. Это новый шаг в истории искусства или этически сомнительное достижение? Рассказываем о работе и разбираемся вместе с галеристами.

Что случилось

Музей Гетти приобрел в свою коллекцию работу коста-риканского фотографа Матияса Саутера Мореру «Cristian en el Amor de Calle». В кадре — два молодых латиноамериканца в синих кожаных куртках с золотыми украшениями, сидящие, видимо, в баре. Это пегамачос — ковбои с побережья Гуанакасте, которые часто вступали в тайную связь с молодыми гомосексуальными мужчинами. Но обсуждение вокруг работы возникло не из‑за сюжета, а из‑за того, что картина создана при помощи искусственного интеллекта, это первая такая работа в истории Музея Гетти.

Матияс Саутер Морера

Изначально Морера планировал создать привычную для себя документальную серию фотографий, но решил, что это могло бы навредить запечатленным на снимках героям. В результате он прибегнул к использованию нескольких моделей искусственного интеллекта и фотошопа. «Поскольку культура пегамачос остается скрытой, эти ИИ-изображения служат имитацией фотографии, художественного нарратива и средством, с помощью которого я могу представить и сконструировать воображаемую параллельную историю», — говорит он.

Почему арт-мир с трудом принимает искусство, созданное с помощью ИИ

Фотокуратор музея Пол Мартино отмечает, что использование ИИ при создании работы было одним из факторов, из‑за которых институция решила купить ее. «Это приобретение позволило нам, так сказать, прикоснуться к вселенной, созданной искусственным интеллектом», — рассказывает он. Мартино также говорит, что у музея не было сомнений по поводу этичности приобретения работ Мореры, поскольку при создании своих работ художник использует ИИ лишь как один из инструментов, а на совершенствование изображений уходят месяцы.

Вопрос этики всегда возникает, когда речь заходит об ИИ-искусстве. Так, в феврале несколько тысяч художников подписали открытое письмо с требованием отменить предстоящий аукцион Christie’s, на котором будут продаваться работы, созданные с помощью ИИ. «Многие из произведений, которые вы планируете выставить на аукцион, были созданы с использованием моделей искусственного интеллекта, которые, как известно, обучались на чужих работах без разрешения», — говорится в письме.

Александр Карлявин

Исполнительный директор VS Gallery

«Этот прецедент не только стирает границы между классическими и цифровыми произведениями, но и создает важные дискуссии о природе искусства в эпоху глобальной цифровизации. Часть галеристов и кураторов воспринимает ИИ как угрозу человеческому в искусстве, опасаясь, что ИИ обесценит уникальность авторского замысла. Однако прогрессивно настроенные игроки рынка видят в этой технологии новый виток креативной революции.

Для таких галеристов, как я, ИИ не соперник, а инструмент, расширяющий палитру возможностей для художников, как когда‑то это сделали фотография или первые образцы цифровой графики, машинного обучения и создания кинетических объектов. Многие уже экспериментируют с ИИ-художниками, организуя выставки на стыке нейросетей и перформанса — например, проект [турецко-американского медиахудожника] [Рефика Анадола](https://refikanadol.com/) или аукционные продажи работ [французского арт-коллектива] [Obvious](https://time.com/5357221/obvious-artificial-intelligence-art/). Если говорить про Россию, то резидент нашей галереи Rinatto L’Bank находится в коллекции Русского музея, да и в целом все наши резиденты имеют музейный статус.

Rinatto L’Bank. Очередное потерянное поколение

В России одной из первых институций, которая начала работать с этой темой, стал МАММ с биеннале «Искусство будущего». Однако в большей степени институции пока остаются в стороне, и это, думаю, связано с некоторыми сложностями: юридическими (авторские права, определение владельца работы) и этическими (риск плагиата, если ИИ обучен на чужих стилях)».

Как ИИ становится новым инструментом для художников

Сам Морера утверждает, что его работа не фотографии: «Хотя эти изображения напоминают фотографии, это не так. И это часть концепции. Я рассматриваю искусственный интеллект как самостоятельную творческую среду, отличную от фотографии». Тем не менее «Cristian en el Amor de Calle» будет экспонироваться на фотовыставке «The Queer Lens: A History of Photography», так что произведение стало элементом дискуссии о том, что можно или нельзя называть фотографией.

Галерист Крейг Крулл отмечает, что на протяжении существования фотографии люди уже не раз хоронили этот медиум, особенно с приходом цифровой эры: «Мы научились делать фотографии без пленки, а теперь учимся делать фотографии без фотоаппарата».

Александр Бланарь

Директор галереи Serene

«Мне кажется, что это органический процесс, не вижу в этом ничего плохого. Дальше, я думаю, ИИ все же превратится в инструмент, которым пользуются художники, для того чтобы разработать концепцию, помочь что‑то сделать, всплеск пройдет, и это просто станет инструментом».

Александр Карлявин

Исполнительный директор VS Gallery

«Важный шаг — это легитимация и институционализация ИИ в мире современного искусства. Тогда галереи, музеи и биеннале будут активнее работать с ИИ-артом. Отдельный важный переходный шаг — это гибридные формы. Возрастет спрос на коллаборации художников с ИИ, где нейросети станут соавторами, генерирующими идеи, а люди — интерпретаторами, доводящими их до материальной формы.

Если углубиться, то извечные философские споры о том, что есть творчество — уникальное рукотворное произведение человека или процесс, который можно алгоритмизировать, — станут центральными в арт-критике.

Как когда‑то фотография бросила вызов живописи, заставив ее переосмыслить свою роль, так и ИИ сегодня бросает вызов современному искусству, требуя пересмотра критериев подлинности и авторского участия в создании работы».

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия