Итоги-2024

10 лучших спектаклей года: офис на Марсе, Бременские в Сибири, 2007 год в нашем сердце

Новое прочтение Флобера и Булгакова, хиппи-мюзикл по «Бременским музыкантам» и еще одна попытка вернуть нам всем 2007-й — Анастасия Паукер выбирает десятку лучших спектаклей уходящего года.

«Мадам Бовари» (реж. Антон Федоров)

«Арт-партнер XXI»

Эмма Бовари в спектакле Федорова — грандиозная мечтательница. Сидя в типовой российской панельке, зачитываясь Гюго и Руссо, она грезит о красивой парижской жизни с багетами, нарядами и экзальтированными любовниками. Потому весь текст переведен на уморительный русифицированный французский, а все перипетии модницы и читательницы сдобрены целыми каскадами каламбуров на грани фола. Фирменный абсурдизм Антона Федорова — один из лучших ключей к переживанию нынешних реалий. Но за абсурдом всегда таится трагическое восприятие сломанного мира, а потому финал, как и у Флобера, будет неутешительным.

Мадам Бовари
Спектакль / январь - апрель

«„Медовый месяц“ в „Кукольном доме“» (реж. Петр Шерешевский)

МТЮЗ

«Будет больно, давай подумаем об этом завтра» — эта строчка из разухабистой песни Анастасии Мордвиновой раз за разом повторяется в спектакле Петра Шерешевского. Действие самой известной пьесы Ибсена перенесено в подмосковный коттедж, текст полностью переписан режиссером, уцелела только фабула. На сцене — история распада обычной современной семьи, каждый из членов которой переживает сложную смесь чувств и неразрешимых противоречий. Шерешевский, как всегда, филигранно и точно работает с артистами, а потому напряжение не спадает все три с половиной часа сценического действия.

«Медовый месяц» в «Кукольном доме»
Спектакль / январь - март

«Три сестры» (реж. Андрей Маник)

Театральное объединение «Озеро» и Пространство «Внутри»

Режиссер Андрей Маник — новая звезда российского независимого театра. Совместно с двумя однокурсниками Гошей Токаевым и Владимиром Комаровым он основал театральное объединение «Озеро», спектакли которого базируются в Пространстве «Внутри». Теперь «Три сестры» — один из главных хитов на Казакова, 8, стр. 3, а в актерском составе там разом и Мария Смольникова, и Ольга Лерман, и Максим Виторган, и Инна Сухорецкая. Действие спектакля разворачивается в подвале дома Прозоровых, где они прячутся от настигающей их новой жизни. Здесь они бесконечно шутят, сыпят аллюзиями из всех чеховских пьес и нашей жизни и пытаются уцелеть. Даже когда приходит большой пожар, сестры выбирают остаться в доме и продолжать мечтать о Москве, которой уже, кажется, не суждено сбыться.

Три сестры
Спектакль / январь

«Собачье сердце» (реж. Антон Федоров) 

МТЮЗ

Еще один хит Антона Федорова, в котором неожиданно не обличают Шариковых и Швондеров — да и вообще никого не обличают. Тут все равно способны как на подлость, так и на невыразимую тоску. Профессор Преображенский (в удивительном исполнении Игоря Гордина) — то ли выдающийся профессионал, то ли шут и шарлатан. Шариков (великолепный Андрей Максимов) — то ли чудовище и хам, то ли недолюбленный ребенок своего «папаши». Режиссеру в равной мере хватает чувства юмора и боли, чтобы раздать их каждому из жалких и любимых персонажей.

Собачье сердце
Спектакль / декабрь - март

«Мое загляденье» (реж. Филипп Гуревич)

МХТ

Пьеса Алексея Арбузова была написана в насмешку над советским требованием создавать образ положительного героя. Потому Вася Листиков у него — сверхъестественно положителен. Он из тех, кто смиренно простит коллеге кражу всех наработок, а жене — измену, заодно отдав ее любовнику свою квартиру. Олег Сапиро — один из лучших артистов нового поколения Театра им. Маяковского, человек, сильно возвышающийся над остальными своей шаляпинской фактурой и голосом, — представляет Васю Листикова не слабаком и дурачком, а воплощением смирения и милосердия. Размещая пьесу-пародию в эпохе метамодерна, Филипп Гуревич возвращает ей искренность, а игровой формой, в которой персонажи то и дело переодеваются, читают ремарки с листа и отстраненно произносят текст, снабжает ее необходимой долей постиронии. В итоге получается абсурдистская постановка-мечта о добром человеке.

Мое загляденье
Спектакль

«2007» (реж. Дмитрий Крестьянкин)

Театр им. Маяковского

Главный панк Петербурга, Москвы и всея Руси режиссер Дмитрий Крестьянкин знатно раскачал Сцену на Сретенке Театра им. Маяковского. Вместе с молодыми артистами труппы, а также группой Out of Stock он возвращает-таки наш 2007-й, а вместе с ним эмо и готов, Evanescence и Slipknot, слем и медляк наших дискотек, первую в жизни любовь и первую смерть. Спектакль сконструирован одновременно как рок-концерт и как путешествие по воспоминаниям главных героев — представителей различных субкультур, любителей цветных волос и апологетов свободы. Режиссер провозглашает: тогда все стремились к индивидуальности, сейчас стараются не отличаться, тогда жаждали наделать шума, сегодня ищут осознанности и гармонии. «2007» — спектакль для тех, кто скучает по своей безбашенности, да и просто для тех, кто когда-либо был молод.

«Мы уже здесь» (реж. Александр Золотовицкий)

«Мастерская Дмитрия Брусникина» и Пространство «Внутри»

В своем абсурдистском фэнтези Павел Пряжко закинул типичный земной офис с его типичными неурядицами на планету, которая в мечтах Илона Маска призвана нас спасти. Связь с Землей давно потеряна, а они продолжают согревать космос своими принтерами и кулерами, периодически получая то ли достоверные, то ли не очень новости с родины. В регистре тонкой постиронии существуют артисты «Мастерской Дмитрия Брусникина», в регистре щемящей ностальгии — их персонажи. Как писал поэт Федор Сваровский:

Сайфутдинов один на Луне
в пересменок
случилась мировая война
даже сперва
не заметил
все закончилось быстро
не нарушая сна
корабли потерялись
системы слежения навеки отключены
спутники сходят с орбит
а Земля молчит.

Мы уже здесь
Спектакль / январь - март

«Холопы» (реж. Андрей Могучий)

БДТ

В 2024 году Андрей Могучий выпустил фундаментальный труд по малоизвестной пьесе Петра Гнедича «Холопы». Место действия — особняк княжны Екатерины Плавутиной-Плавунцовой, которая вдруг обнаруживает, что посудомойка Глафира — ее незаконнорожденная дочь. Но выжженную холопской долей  жизнь Глафиры уже ничто не может изменить: сил в ней осталось лишь на ненависть. Могучий связывает то время с сегодняшним: на сцене обшарпанная стена и паркет старого особняка, который в скором времени купят китайцы. Стена зловеще потрескивает в течение всего спектакля, а потом и вовсе рушится на радость новым покупателям. Все вышеописанное происходит на фоне свержения Павла I.

Холопы
Спектакль

«Е-ее-ее!» (реж. Антон Федоров)

«Старый дом»

Тот спектакль, ради которого стоит поехать в Новосибирск. Антон Федоров осмыслил пластинку нашего детства «Бременские музыканты» как феномен шестидесятничества и притчу о свободе. Его герои — бродячие хиппи, у них в вагончике висит портрет Дженис Джоплин, а в крови дух свободы. Они величайшие бунтари, влюбленные в жизнь и друг в друга. Но там, где-то рядом с лихой свободой, притаилась вседозволенность. Веселая история двух влюбленных вдруг оборачивается заказными убийствами, драками и кровью. Но сюжет о том, как вслед за свободой приходит насилие, завершится катарсической сценой всеобщего прощения.

Е-ее-ее!/Бременские музыканты
Спектакль / январь - март

«Мамлеев» (реж. Арсений Мещеряков)

Театр «Практика»

Арсений Мещеряков — один из главных феноменов этого года. Наше время видится ему как экзистенциальный и абсурдистский хоррор — в итоге весь материал, с которым он работает, обретает зловещие и уморительные черты. В Театре «Практика» Мещеряков поставил сет из рассказов Юрия Мамлеева — родоначальника метафизического реализма. Сами создатели обозначают жанр происходящего как «психоделическая опера»: тут действительно огромную роль играет музыка, и номера каждого из артистов выстроены в форме музыкальных номеров. В спектакле, выросшей  из Питчинга Мастерской Брусникина, Мамлеев с Мещеряковым погружают нас в пучину, расположившуюся между потусторонним ужасом и бодрящим смехом. Выбраться из этой пучины не представляется возможным. 

Мамлеев
Спектакль
Расскажите друзьям
Читайте также