Эзотерика в последние годы переживает новый бум популярности. Только в 2021 году продажи книг о ней в России выросли на 53%, а карт Таро — на 486%, и с тех пор каждый год издательства и маркетплейсы cообщают о новых рекордах. В Индии индустрия эзотерического туризма выросла за последний год на 16,2%, а к 2033 году ее объем достигнет $4,6 млрд. По данным исследования SuperJob, в российских компаниях при найме на работу все чаще консультируются с тарологами и астрологами — иногда даже нанимая их в штат.
Кураторы Андрей Паршиков и Карен Саркисов придумали для этого феномена название «новая новая эра» — по аналогии с New Age. «Новая новая эра так или иначе приспосабливает духовность и разные идейные комплексы и традиционные системы верований к материальным потребностям, делает ежедневное следование практикам удобным как бьюти-протокол, создает самые невероятные интерфейсы, которые заменяют сакральные тексты и становятся объектами желания. Тик-ток-ведьмы, тарологи в айти-компаниях, приложения для расчета благоприятных дней для стрижки по джйотишу — все это, с одной стороны, звучит как большая спекуляция, но, став явлением массовым, так или иначе переформатирует для нас сферу духовного».
Они обращают внимание и на то, что сегодняшняя духовность базируется на инфраструктуре цифровых платформ: «О сближениях между технологиями и мистикой писал в свое время еще Эрик Дэвис в книге „Техногнозис“, но он это делал с оглядкой на контркультуру Западного побережья и утопии киберпанка. В нашем случае все более буднично — и дистопично».
«Змееносец» Саши Госмант
Считается, что новый виток интереса к эзотерике в России и мире связан с резким повышением уровня тревоги в обществе. «К магии и эзотерике люди обращались всегда, но особо сильные всплески интересов случаются в непростые времена, — считает междисциплинарная художница Саша Госмант. — На нас влияет неизвестность, которая аккумулирует страх, и невозможность прогнозирования. Кроме того, в некоторых случаях обращение к эзотерике — это еще и способ переложить ответственность, который дает возможность получить временное облегчение».
Герой работы Госмант — Змееносец, воплощение тринадцатого знака зодиака, введение которого обсуждалось в астрологических кругах и до сих пор вызывает споры. На ее холстах Змееносец предстает в разнообразных асанах, а сами работы напоминают искаженный видеосигнал из дальнего космоса. Художница использует глитч-эффект как метафору сбоя в системе: это элемент нерационального, врывающийся в рациональное и искажающий его. «Для меня этот эффект эстетичен и освободителен. Если рассматривать глитч как неконтролируемый процесс, это своего рода освобождение от заданной программы».
«Sanctum» Деа Джанкович
Не только современное общество все чаще обращается к духовным практикам, но и духовные практики адаптируются к реалиям цифрового мира и капиталистического общества. Сербская художница Деа Джанкович в своей видеоинсталляции «Sanctum» иронично демонстрирует, как тайное знание превращается в предмет роскоши, доступный лишь избранным. Джанкович создала серию рекламных роликов несуществующего бренда, предлагающего элитные эзотерические товары: колоду-оракул, палочки рейки, пирамидку из выдуманного камня лаборита и другие объекты.
По словам Джанкович, интеграция магии и духовности в потребительскую культуру — не новый феномен: «На рубеже XIX и XX веков эзотерические практики, такие как астрология и Таро, стали более доступными благодаря публикациям в США, которые внесли эти знания в общественное пространство. Эта демократизация эзотерических идей заложила основу для того, что мы наблюдаем сейчас». Однако она отмечает, что взлет эзотерической индустрии в последние годы был особенно поразительным. «После пандемии доходы в этом секторе, как говорят, выросли в четыре-пять раз, — говорит Джанкович. — Хотя этот новый интерес к эзотерике может быть положительным, меня тревожит то, что духовные знания превращаются в товар. То, что когда‑то было глубоко личным и философским поиском, превратилось в очередной маркетинговый инструмент, где духовная риторика часто служит лишь стратегией капитализма». Именно коммодификация духовного и стала ключевым источником вдохновения для видеоинсталляции.
Джанкович известна в Сербии не только как художница, но и как таролог. Она находит в этих двух сферах деятельности много общего, но и видит различия. «Работа таролога и художника схожа в том, что обе связаны с подключением к чему-то нематериальному и его интерпретацией — тем, что я часто называю ловлей рыбы в коллективном бессознательном, на что меня, безусловно, вдохновил Дэвид Линч». Однако, по словам Джанкович, все же искусство и духовные практики различаются: «Когда я создаю искусство, работа начинает жить собственной жизнью, как только покидает мои руки. Я больше не контролирую, как ее будут интерпретировать или воспринимать другие. В отличие от открытого и вневременного характера моего творческого процесса, работа с Таро более структурирована и намеренно направлена на то, чтобы помочь человеку в конкретный момент».
«Поцелуй» Александры Сухаревой
Художница Александра Сухарева говорит, что раньше разделяла убеждение в том, что «малые онтологии» — альтернативные представления о мире и реальности — «необходимы как резерв на случай катастрофы, когда описание мира рушится», приводя в пример свою работу «Гребень в траве» (2015–2020). «Теперь эта модель мне кажется нежизнеспособной, — говорит художница, — потому что большинство онтологий, будь они сложными и тонкими или, наоборот, примитивными, неспособны работать с кризисом, скрытым в них».
В своих работах Сухарева часто использует хлор, который выжигает материю картины. «Это средство позволяет максимально быстро и четко понять идею химического старения и старения вообще. Но холст окисляется не столько хлором, сколько временем. Хлор лишь локально ускоряет его ход. По сути, вы видите результат удвоенной силы света — это работа фотонов, разрушающих материю холста». На выставке в «ГЭС-2» представлена серия травленных хлором полотен. Сухарева обращает внимание на, что то окисление здесь — это не метафора, а буквалистский прием: «Окислению подвергается любой проект, любой опыт сверхизобретательной и изобильной жизни, и это присущее ей любопытнейшее и глубокое качество обессмысливания истории».
«Глазовское эзотерическое сообщество» Михаила Максимова
«Люди обращаются к магии и эзотерике, потому что технологии не дают ответов на те вопросы, которые интересуют человека», — говорит художник Михаил Максимов. В своей работе «Глазовское эзотерическое сообщество» он обращает внимание на связь между искусственным интеллектом и магией. У входа в инсталляцию расположены каменные урны с цифровыми оракулами — аксолотлями по имени Анатолий. «Дело в том, что медиум — это проводник между одним миром и другим, — говорит художник. — Так же аксолотль, как личинка амбистомы, не принадлежит ни к миру взрослых, ни к миру неродившихся. Он живет в воде, а вода — это тоже переходное состояние между газом и твердым состоянием вещества. Ну а Анатолия — это древнее название полуострова Малая Азия, тоже переходная местность, топос, который находится не в Европе и не в Азии, а где‑то между ними. Соответственно, его зовут Толик».
По словам Максимова, у оракулов и больших языковых моделей есть одно общее качество. «Мы не знаем, какие изменения в нашем прошлом могут повлечь те или иные изменения в будущем. Так и в Large Language Model мы не знаем, какие изменения тысяч параметров приведут к какому реальному изменению работы этой модели, или так называемого искусственного интеллекта. В результате и в оракуле, и в большой языковой модели есть огромное черное пятно между входящим запросом и исходящим сообщением. И значит, это то непознанное, которое может нам дать ответы на вопросы, которые не могут дать боги или ученые».