Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.
Ярмарка современного искусства |catalog| в Типографии Сытина
С 6 по 8 декабря
Ассоциация галерей проводит третий выпуск ярмарки современного искусства |catalog|. Площадкой вновь станет историческая типография Ивана Сытина на Пятницкой улице, где свои стенды представят 55 российских галерей. По условиям ярмарки, как и всегда, каждая покажет хотя бы одного молодого художника. В спецпроекте Fresh Talents в этот раз примут участие студенты Школы Родченко под кураторством Анны Зайцевой. Запланирована большая публичная программа: Ассоциация галерей поделится результатами последнего года работы по развитию рынка. Продолжится заданная на апрельском выпуске образовательная линия для коллекционеров тиражного искусства: основательница Lumiere Gallery Наталья Григорьева-Литвинская прочитает лекцию о фотографии. А куратор музыкальной программы Глеб Андрианов составил для каждого дня ярмарки специальные плейлисты.
«Кукрыниксы» в Манеже
По 15 декабря
Кукрыниксами называлось художественное трио карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. С середины 1920-х и до 1980-х их работы саркастически обличали и пародировали все антисоветское — и сегодня по ним вполне можно изучать историю СССР. Экспозиция на 10 залов в Манеже — первая масштабная после выставки 1977 года, когда все три художника были еще живы. Помимо плакатов, шаржей, карикатур и иллюстраций к журналу «Крокодил», зрители увидят их менее известные портреты, пейзажи и натюрморты.
«Павел Пепперштейн. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» в МАММ
По 15 декабря
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье», 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье», 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
Совмещая рисунки, картины и настенную фреску, Павел Пепперштейн предлагает взрослым и детям новые художественные парадоксы. Изображая сказку, где все может бесконечно уменьшаться или увеличиваться, художник тоже играет с масштабами, а еще использует супрематические конструкции. Сказки Кэрролла для Пепперштейна — одни из самых важных и любимых книг, их эстетика близка и его художественной вселенной. Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он развил традиции детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались отец художника Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и чуть ли не все остальные представители советского андеграунда.
«А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/Art
По 2 февраля
Генеральный директор музея Наталия Опалева называет Владимира Яковлева одним из самых важных художников московского нонконформизма. В этом году ему исполнилось бы 90 — в честь этого в центре на Маросейке открыли его ретроспективу. Выставка задумана как светлый поэтический образ, где пространство белокаменных палат XVII века подчеркивает философскую глубину и цельность художественного мира Яковлева. Семьдесят работ из Музея АЗ, Третьяковки, частных собраний и архивов семьи художника отобраны по определенному принципу. На протяжении всей жизни художник создавал абстрактные «портреты ветра», «портреты цветов», печальные, лаконичные изображения лиц, в которых зрителю открывается иная, одному создателю видимая реальность, — их и можно увидеть на выставке.
«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в Пушкинском музее
По 16 марта
Казалось бы, серия блокбастеров про коллекционера Щукина от ГМИИ и Эрмитажа надолго закрыла тему, но нет: нам приготовили продолжение. Тот проект был сконцентрирован главным образом на всеми любимых импрессионистах и постимпрессионистах — оттого и вызывал такой ажиотаж. Новая выставка в Пушкинском покажет, что коллекционировал Сергей Щукин помимо этого: дом мецената также наполняли полотна старых мастеров, памятники Древнего Египта и цивилизаций Востока, предметы из фарфора и древние русские иконы. После революции их распределили по профильным музеям, документы о чем сохранились в отделе рукописей ГМИИ. Благодаря им экспонаты были обнаружены в Музеях Московского Кремля, Музее Востока, «Останкино и Кусково», Академии художеств, Эрмитаже, Музее истории религии, а также в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. И собрание достоверно реконструировали на выставке в ГМИИ — курирует ее Алексей Петухов, так что и этот проект о неординарном подходе Щукина обещает стать блокбастером.
«Русское невероятное» в Центре «Зотов»
По 23 марта
К своему второму дню рождения кураторы Центра «Зотов» решили ответить на вопросы о том, откуда возник конструктивизм — и почему именно в России. И рассказать об истоках, анализируя особенности пространства, мышления и архетипы, характерные для русского культурного ландшафта. Получилось глубокое исследование с солидным набором работ: 144 экспоната из 29 государственных музеев и галерей и 8 частных собраний. Экспозиция объединит произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство.
«Передвижники» в Третьяковке на Кадашевской набережной
По 6 апреля
Долгожданный первый проект в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной посвящен участникам Товарищества передвижных художественных выставок. Их творческий расцвет в конце XIX века совпал с периодом зрелости коллекции Павла Третьякова: именно полотна передвижников стали основой его собрания. Так, открывая новое музейное пространство, галерея вспоминает о своих истоках. Но еще одна задача выставки — освободить от штампового восприятия и тем самым актуализировать искусство русского реализма. Собранные вместе шедевры всех основных звезд Третьяковки — Репина, Поленова, Шишкина, Васнецова, Сурикова, Левитана и других — раскроют круг проблем, волновавших художников и общество в то время, обозначат особенности их творческого метода и покажут многогранность деятельности товарищества.
«Чересчур» в Фонде Ruarts
По 11 мая
Новая масштабная выставка современных российских художников — совместный кураторский проект Алексея Масляева и арт-директора Фонда Ruarts Катрин Борисов. Они решили рассмотреть китч как феномен, который широко распространился после промышленной революции. По нему можно буквально исследовать современную культуру и ее ценности. На выставке собраны работы последних тридцати лет на расхожие китчевые сюжеты: райская жизнь, культ селебрити и стандарты телесной и духовной красоты. В центре экспозиции — работа AES+F «Who wants to live forever…», миниатюры Александра Захарова, работы из серии «Униженные и окрыленные» Ирины Кориной, фантазийные фотографии Ивана Горшкова, серия «Секретные материалы-2» Мамышева-Монро, шелкография Айдан Салаховой, видео-арт «Озеро» группы «Синий суп» и корпус работ художников уличной волны.
ROTOR в Generative Gallery на Винзаводе
C 10 декабря по 28 февраля
Иммерсивная инсталляция студии коллектива radugadesign: запуская массивный вращающийся механизм со встроенными звуковыми и световыми источниками, художники будут исследовать распространение волн в пространстве. По словам автора концепции Ивана Нефёдкина, проект «открывает новое измерение для аудиовизуального творчества, где музыка оживает не как последовательность нот, а как сама природа звуковых волн, движущихся в пространстве». Раскрыть ROTOR по-своему попробуют Александр Зарипов, Александр Василенко, Лиза Шумова и другие музыканты, которые выступят в галерее.