Как Дом Радио стал главным хабом искусства в Петербурге
В 2019 году стало известно, что Теодор Курентзис покидает пост худрука Пермского театра оперы и балета. Дирижер возглавлял его в течение восьми лет, превратив, по словам критика Дмитрия Ренанского, за это время город в третью музыкальную столицу России. «Курентзис — наш гений и мой близкий друг. У нас общие цели: менять мир из провинции. Я понял, что пермская культурная революция удалась, когда мои московские друзья стали звонить и просить помочь достать билет на спектакль в Пермскую оперу», — вспоминал пермский бизнесмен Андрей Кузяев.
Тогда все обсуждали возможный переезд Теодора Курентзиса в Петербург. Именно в этом городе началась российская жизнь будущего дирижера-суперзвезды: в 1994-м Курентзис поступил в Петербургскую консерваторию, чтобы учиться дирижированию у Ильи Мусина, создателя собственной системы дирижирования. Среди других его учеников — худрук Петербургской филармонии Юрий Темирканов и руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. С последним, по данным СМИ, незадолго до своего переезда в Петербург Курентзис вел переговоры о «мирном сосуществовании» в городе.
В Петербург Курентзис привез и musicAeterna — оркестр, который начал собирать еще в 2004 году в Новосибирске. Музыкальный коллектив задумывался как уникальное творческое сообщество исполнителей, ищущих то, что Курентзис называл «настоящей жизнью в музыке». В Петербурге оркестр musicAeterna стал независимым и получил прописку в Доме Радио на Итальянской улице — неоклассическом здании, где с 1933 года работало Ленинградское радио, не прекращавшее вещание во время блокады: отсюда в эфир выходили поэтесса Ольга Берггольц, писатель Всеволод Вишневский, композитор Дмитрий Шостакович.
Дом Радио стал главной прогрессивной экспериментальной музыкальной лабораторией России, где в одном пространстве звучат классические произведения Баха, сочинения современных композиторов и постпанк. За пять лет творческая резиденция musicAeterna разрослась до междисциплинарного культурного центра, объединяющего все виды искусства. Здесь идут камерные концерты солистов musicAeterna и приглашенных исполнителей, записываются известные академические музыканты и молодые саунд-дизайнеры, работают композиторы-резиденты. В Доме Радио на Итальянской проходят лекционные циклы и показы в рамках киноклуба, ведется выставочная деятельность, а также появляются новые направления — такие, как хор musicAeterna byzantina, вокальный ансамбль musicAeterna Vox, театральное направление musicAeterna Αθεατρον и танцевальная труппа MA Dance.
Основной задачей Дома Радио его вдохновитель, худрук и дирижер оркестра musicAeterna Теодор Курентзис считает возможность быть «мощным генератором знания, посредством которого мы учимся и развиваемся»: «Дом Радио — это место актуального романтизма. Это место, где мы можем осуществить наши мечты. А мечты артиста всегда связаны с теми образами, которые он видит своим внутренним зрением, которые не имеют воплощения нашими органами чувств. И артист всегда пытается найти тропинку, по которой он сможет провести зрителей в это параллельное пространство невыразимого, чтобы разделить с ними субъективное чувство прекрасного».
«Это расширяет наш кругозор, информация становится опытом, а значит знанием».
Каким будет Дом Радио на Итальянской после реставрации?
Весной 2024-го здание Дома Радио на Итальянской улице закрылось на реставрацию, работы займут еще два года. К концу 2026-го памятник архитектуры превратится в многофункциональную творческую площадку с лекториями, фонотеками, гостиными для встреч и общения, камерным кафе с отдельным входом на первом этаже, рестораном и небольшим музеем, посвященным Дому Радио. Главный акцент в проекте реставрации сделан на звуке. Большие залы для концертов смогут трансформироваться: например, в танцевальном почти вся мебель и покрытие полов будут съемными.
По словам главного архитектора проекта, руководителя АРМ2 ООО «НИиПИ Спецреставрация» Марии Шапченко, это сделано специально для того, чтобы у Дома Радио не было ограничений в использовании площадки: «Ребята очень творческие, если вы следите за ними, у них каждый месяц какое‑то новое мероприятие, новая идея возникает». «Дом Радио предполагает одновременно и локализованное присутствие институции в конкретном пространстве (дом), и ее повсеместность, свойственную электромагнитной волне (радио). Можно сказать, что это место замкнуто на себе, сосредоточено на внутреннем процессе сотворчества и становления, но в то же время оно проницаемо для сигналов извне», — отмечает куратор культурных программ Дома Радио Кристина Галько.
За чем идти в резиденцию Дома Радио на Невском проспекте
На время реставрации новой базой Дома Радио стало здание бывшего Азовского коммерческого банка, также известное как Дом Беггровых. Оно располагается неподалеку от Итальянской улицы, на Невском проспекте, 62. «Пространство Дома Беггровых очень красивое, но сложное: от нюансов работы с акустикой помещений до декора, — отмечает Елизавета Мороз, куратор направления musicAeterna Αθεατρον. — Светлый цвет стен, молочный мраморный пол жестко диктуют свои правила. Когда сталкиваешься с такими вводными, то мне кажется лучшим решением не ломать пространство и городить что‑то, а наоборот — подчеркивать».
С ноября на площадке будут проходить концерты академической и экспериментальной музыки, спектакли в рамках театрального направления musicAeterna Αθεατρον, танцпостановки musicAeterna Dance, Лаборатория экспериментального звука, посвященная в этом году теме электричества, — ее ведет sound-art художник Сергей Суховик.
Куратор культурных программ Дома Радио
«Новая резиденция, где Дом Радио будет находиться на время реставрации исторического здания, диктует свои нарративы. Эта площадка более светская и светлая, что уже отразилось в нашем визуальном языке — в программках, афишах, соцсетях. До конца 2026 года на Невском, 62, появятся новые циклы событий, станут репертуарными спецпроекты и спектакли в рамках театрального направления. Ко времени возвращения нашей команды на Итальянскую, 27, мы расширим репертуар и просветительскую программу так, чтобы все пространства технологически обновленного Дома Радио были ежедневно заняты мероприятиями всевозможных форматов.
Наша резиденция на Невском дает возможность проводить исследовательские программы по каждому из направлений, будь то танец, звук, философия, медиация, архив, кино. Кураторы сейчас завершают разработку публичной исследовательской программы на тему будущего года — тему превращения. Она станет своеобразным продолжение темы электричества, которой была посвящена просветительская программа этого года. Превращение и электричество в равной степени касаются тем перехода, видимого и невидимого, трансформации физического и метафизического. Проекты по теме превращения будут идти в течение всего года в формате лабораторий, воркшопов, риддинг-групп, выставок, лекций и так далее.
28 ноября свою первую премьеру на Невском представит Кирилл Архипов — новый композитор-резидент Дома Радио. Его песенный цикл «Обрыв ли овраг ли цветущий луг» для двух женских голосов, двух терменвоксов, двух аккордеонов и двух барабанщиков — многочастная композиция, работающая с разными текстами, объединенными в один поток-высказывание. По словам Архипова, цикл пропитан «личной дискоммуникацией, переживаниями, тоской о любви». Это попытка осмыслить подход к современной трактовке романтического песенного цикла — «одной из самых желанных форм композиторского личного высказывания». Литературным центром этой работы стало стихотворение «Двойник» одного из классиков позднего немецкого романтизма Генриха Гейне. Его текст представлен в сочетаниях разных переводов на русский, тем самым обозначая одну из тем всего сочинения — амбивалентность человеческого восприятия.
Композитор, резидент Дома Радио
«Быть композитором-резидентом Дома Радио и интересно, и сложно, но точно вдохновляюще. Когда часть личного музыкального мировоззрения претворяется в реальность — это дает порцию счастья.
Как резиденту мне очень хочется реализовывать все больше проектов: в планах новое симфоническое сочинение для оркестра, запись сингла и коллаборация с инди-поп-музыкантами, расширение собственного поля академической и разнообразной неакадемической музыки, обращение в том числе к современным русским текстам».
«От нового сезона Дома Радио я жду интересных обсуждений и мероприятий в рамках культурных программ, всегда рад разговору между художниками в самом широком смысле. Жду „Вечернее собрание Марины Цветаевой“, „Антигону“ Александра Белоусова в рамках театрального направления musicAeterna Αθεατρον, концерт хора musicAeterna под управлением Ольги Власовой, премьеру musicAeterna Dance, декабрьский хоровой спецпроект, неповторимые концерты оркестра под управлением Теодора Курентзиса. Ну и, конечно же, я приложу все силы к реализации своих резидентских музыкальных проектов».
5, 6 и 7 декабря театральное направление Дома Радио Αθεατρον под кураторством режиссера Елизаветы Мороз обратится к истокам мировой драматургии — древнегреческой трагедии. Центром спектакля «Антигона» в постановке Александра Белоусова станут текст, голос, интонация и звук. Проект по работе над античными текстами будет представлен с участием драматических актеров и артистов хора musicAeterna в амфитеатре машиностроительного завода «Ленполиграфмаш», а позже станет репертуарным — 21 и 22 февраля 2025 года повторные показы «Антигоны» пройдут в резиденции Дома Радио на Невском, 62.
Куратор направления musicAeterna Αθεατρον
«Процесс подготовки к спектаклю был непростым. Мы прикладывали все усилия, чтобы воплотить этот проект, несмотря на организационные сложности и незнакомую пока площадку. Сначала было подробное изучение абсолютно незнакомого материала, подготовка новых переводов Ипполитом Харламовым и Екатериной Черезовой, работа с подстрочниками. Потом необходимо было все это забыть и двигаться интуитивно, наощупь, имея на подсознательном уровне тот материал, в который мы погрузились. Иначе невозможно. Дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, ярким представителем которых является Иван Голль, диктуют необходимость поиска и эксперимента в подходе к подаче материала».
«В этот раз главный образ спектакля воплотила потрясающая актриса Лаура Пицхелаури. Я считаю Лауру абсолютным „stage animal“, но, помимо этого, мне принципиально, что она умеет очень интересно работать с голосом, создавать с помощью него образы, при желании двигать им стены. Как композиторы пишут песни, так для меня каждое стихотворение является музыкальным произведением».
«Для усиления эффекта входа в неизвестность мы полностью отказались от присутствия живого актера на сцене и вместе с видеографом Дома Радио Александром Королевым сочиняли видеоисторию, которая бы дополнила ощущения от поэзии Голля — опять же, не на смысловом уровне, иллюстрируя произносимый текст, а на психоэмоциональном.
В новом сезоне Дома Радио я очень жду концерт, который официально откроет резиденцию композитора Кирилла Архипова. Мне очень интересно услышать программу для хора, которую подготовит Ольга Власова. С нетерпением ожидаю „Антигону“ в переводе Алексея Парина и в постановке Александра Белоусова и последующий выход радиоспектакля. Также мне очень интересна готовящаяся парфюмерная инсталляция Сергея Кретенчука. Очень хочется раздвинуть время в сутках, чтобы посетить хоть часть событий в рамках просветительской программы „Кино. Танец. Философия“».
19, 20 и 21 декабря на Невском Дом Радио представит премьеру спецпроекта «Песни на стихи святых». Впервые композиторы-резиденты обратятся к поэзии сразу нескольких авторов — в том числе христианских святых Григория Богослова, Исаака Сирина и пророка Исаии. Серию сочинений-мадригалов в исполнении артистов musicAeterna представят Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Егор Ананко, Виктория Харкевич, Кирилл Архипов, а также Вангелино Курентзис и Теодор Курентзис. А сразу после, 22 декабря, продолжение получит «Башня из слоновой кости» — серия концертов современных независимых музыкантов, работающих в жанре экспериментальной электронной и электроакустической музыки.
Где еще слушать musicAeterna
Одной резиденцией на Невском проспекте Дом Радио не ограничится: с момента закрытия здания на Итальянской все направления институции сотрудничают с различными творческими коллективами для обмена опытом, а также выступают на дружественных площадках. 8 и 9 декабря в Зимнем дворце оркестр и хор musicAeterna исполнят сочинения Бетховена, Шуберта и Мендельсона. 26 и 27 декабря Теодор Курентзис привезет в Пермь самые известные произведения Мориса Равеля и Отторино Респиги, музыку к поставленному по заказу Дягилева балету «Дафнис и Хлоя» и симфоническую поэму «Пинии Рима», чтобы исполнить в Большом зале Пермской филармонии. А 30 декабря, дополненная Концертом № 4 для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна, программа из трех «Р» прозвучит в Петербургской филармонии.