Коллекционер
Паган, 2003
Елена Елагина, Игорь Макаревич
«Паган» — программный проект концептуалистского дуэта Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Инсталляция с фотографическими коллажами и грибом-паганом строится на утверждении, что в русскую историческую традицию испокон веков входило употребление тех самых особенных грибов. И все причудливые формы в русской архитектуре художники объясняют именно этим фактом. Такое вот фантастическое исследование-инсинуация. На выставке «Двадцать один длинный, один короткий» Елагина и Макаревич — единственные представители старшего поколения художников-концептуалистов, но их «Паган» 2003 года смотрится чрезвычайно актуально.
Массовое закидывание камнями у магазина часов, 2023
Михаил Добровольский
Михаил Добровольский — художник третьей воронежской волны. Молодой автор, чье творческое развитие происходит на наших глазах. Его многофигурные живописные композиции — своего рода ироническая вариация на тему «исторической картины» со всеми присущими ей атрибутами. Вслед за мастерами академической живописи художник дает своей работе длинное название-описание, из которого зрителю раскрывается весь сюжет драматического события, помещенный Добровольским в формат холста. Пропущенные через фильтры пластических трансформаций, изображенные на этой картине фигуры превращены в подобие персонажей компьютерной игры, зависшей в момент загрузки. Благодаря глитчевым эффектам герои полотна у Добровольского получаются гротескно-заостренными, их очертания усложнены из‑за наложения нескольких силуэтов друг на друга, что придает им сходство с иероглифом или графическим знаком неизвестной культуры. Это произведение, на мой взгляд, весьма точно передает эмоциональное состояние общества в 2023 году.
Без названия, 2023
Александр Гронский
Александр Гронский сегодня, без преувеличения, один из главных российских современных художников, с правдивостью фотографа и точностью историка фиксирующий нашу с вами действительность. Интересно, что в эпоху развития искусственного интеллекта и технологий он совсем отказывается от фотомонтажа и никогда не создает постановочные кадры. В работах Гронского меня бесконечно привлекает способность разглядеть сюжет там, где горожанин так хочет пройдет мимо. «Что здесь вообще происходит?» — логичный вопрос, который должен возникнуть у каждого зрителя, чьи глаза смотрят на фотографии Александра.
Искусствовед, куратор выставки, директор арт-галереи «Ельцин-центра»
Из серии «Временные явления», 2016
Ирина Корина
Ирина Корина — современная российская художница, работающая с понятием времени. На выставке представлено несколько ее работ, включая серию «Временные явления». Графические листы с фразами — «Пять минут», «Пара лет», «Полвека» обрамлены объемными металлическими фигурными рамами, создающими в экспозиции эффект колумбария. По словам самой художницы, выбранные ею фразы магнетически действуют на ее сознание, указывая на важность памятных отрезков времени. Инсталляция вовлекает зрителей выставки в размышления о временных отрезках и о том, что они значат для каждого.
Учреждение культуры-2, 2008–2020
Аня Желудь
Имея классическое академическое образование, художница Аня Желудь выбрала основным медиумом металлические скульптуры, напоминающие карандашный набросок на белом листе бумаги. Вместо листа — стены, вместо рисунка — кованые детали привычных глазу бытовых предметов. Благодаря объектам из металла она стала известна не только в российском, но и в международном художественном сообществе: в 2009 году стала участницей основного проекта 53-й Венецианской биеннале современного искусства.
Инсталляция «Учреждение культуры-2» из коллекции Антона Козлова входит в число программных работ художницы и отсылает к образцу типового культурно-досугового советского центра культуры: гардероб, пара стульев, вероятно расстроенный музыкальный инструмент. И только спрятанный деловой портфель напоминает зрителю, что здесь, возможно, все еще есть люди.
Двадцать один длинный, один короткий, 2022
«МишМаш»
Слияние первых букв имен творческого союза Миши Лейкина и Маши Сумниной послужило основой для названия группы: с английского языка mishmash переводится как «мешанина», что в той или иной степени отвечает экспериментальному и эклектичному характеру их работ. Бессистемность, путаница и случайность — основные сюжеты, которые художники воплощают, используя сложные и неконвенциональные материалы.
Название выставки «Двадцать один длинный, один короткий» было вдохновлено одноименной работой этой группы, ключевой для выставки. В основе их произведения лежит сюжет все усложняющейся коммуникации между людьми. Мастерски используя метод реди-мейда, художники создают инсталляцию из неработающих дверных звонков и звонков из папье-маше, заключенных в банки. На звонки невозможно нажать, но потенциал голоса у них есть.
Искусствовед, куратор выставки
Из серии «Вещи», 2012
Александр Повзнер
В отличие от многих современных художников, отказывающихся от традиционного «цехового» деления на живописцев, графиков и так далее, Александр Повзнер продолжает говорить о себе: «Я — скульптор» — и каждым своим проектом как будто проверяет привычные критерии академической школы на их соответствие задачам современного искусства.
Любой художник традиционной выучки держит в уме идею «сделанности» произведения искусства — другими словами, высокого качества исполнения. Но что, если чувство выразительности формы и способность видеть красоту мира в самых разных его формах — куда более мощный импульс в замысле автора, чем способность точно следовать канону? Именно это позволяет увидеть в объекте, собранном из самых прозаических вещей, не кустарную поделку, а романтический порыв кинетистов, «плохую вещь» концептуалистов или опыт ироничного постмодернистского формоообразования.
Серый человек, 2022
Алексей Корси
Художник Алексей Корси — один из немногих на современной российской арт-сцене, кто ставит в центр своей практики моделирование ситуации, в середине которой оказывается зритель. Объекты, притворяющиеся предметами обстановки («Скамейка», 2022), имитирующие документальную съемку фотографии («Вне подозрений», 2015), или как будто случайно услышанные звуки и обрывки фраз (проект «Пятнадцать сантиметров», 2015) — все это служит средством прямого обращения к чувственному и интеллектуальному багажу человека, запускающего процесс авторефлексии.
Причина ужаса или крайнего изумления мужчины в бежевом плаще, растерянно протягивающего зажатый в руке билет, останется неизвестной вне зависимости от приложенных к разгадке усилий. При изменении выставочного контекста причина эмоционального состояния и самого присутствия «Серого человека» всегда будет иной, оставляя неизменной величину самого изумления и заставляя зрителя вновь и вновь проводить ревизию собственных ощущений.
Сдох, 2022
Вадим Михайлов
В индивидуальной мифологии петербургского художника Вадима Михайлова сосуществует множество, казалось бы, несопоставимых явлений: иконопись и фресковая живопись, напоминающие о себе техникой сграффито (процарапывания) и письменами полууставом, гротескные лубочные образы и даже советский китч. Все они часть коллективной памяти, способной сохранять самые разные проявления человеческого духа.
В композиции живописного объекта 2022 года разворачивается остросюжетная драма, на первый взгляд напоминающая традиционную иконографию победы святого Георгия над крылатым змием. Однако участниками битвы оказываются и два динозавра: змий повержен в эволюционной борьбе, попав в неожиданный виток исторической спирали. Его имя, вероятно, затерялось в пустоте свободного — красного — поля композиции. В результате повисшее в воздухе лаконичное авторское «сдох» не только констатирует свершившийся факт, но и звучит своеобразным предостережением тем, кому вздумается снова взобраться на карусель.
Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» проходит в арт-галерее «Ельцин-центра» с 15 ноября 2024 года по 23 февраля 2025-го.