Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.
«Игорь Шелковский. Небесный город. Мастерская художника» в МАММ
По 15 ноября
Большая ретроспектива охватывает почти 70 лет творчества живого классика совриска. В экспозиции — свыше 600 скульптур, живописных и графических произведений, по которым можно изучить изобразительную метаавангардную систему Шелковского. В ней соединились две разные, но связанные традиции — древнерусское искусство (сложной резьбы наличники, геометрические и растительные орнаменты) и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания авангардистов вроде Малевича, Татлина и Клюна.
На выставке воссоздали и сегодняшнюю мастерскую Игоря Шелковского: он согласился буквально переместить ее в залы музея. Посетители смогут прогуляться по ней и изучить драматургию пространства, которой подчинена каждая студия художника.
«Зеленый свет андеграунду» в Q-Art Gallery
По 22 ноября
Вторая часть выставочного проекта «Беляево — Измайлово» посвящена пятидесятилетию выставки художников-нонконформистов в лесопарке Измайлово, состоявшейся спустя всего две недели после Бульдозерной выставки. Официально разрешенное Моссоветом, событие стало огромным достижением для круга «неофициальных» художников, которые прежде едва ли могли экспонироваться легально. Сегодня в экспозиции — работы участников этой выставки, а также других знаковых мастеров советского андеграунда из коллекции галереи: Виктора Пивоварова, Олега Целкова, Петра Беленка, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Яковлева, Эдуарда Штейнберга, Франсиско Инфанте и других.
«Выпуск’24» в «Зарядье»
По 8 декабря
Это третья ежегодная выставка из цикла, проходящего в подземной арт-галерее «Зарядья». Его цель — показать аудитории работы совсем юных, но уже потенциальных звезд современного искусства. Это выпускники лучших художественных вузов страны — всего больше 200 авторов. Экспонаты охватывают весь спектр искусства, от керамики и текстиля до 3D-моделей и промышленного дизайна, от медиаарта и видеоинсталляций до академической живописи и скульптуры. К разнообразию направлений регулярно добавляются все новые и новые — например, дизайн компьютерных игр или VR-искусство.
«Кукрыниксы» в «Манеже»
По 15 декабря
Кукрыниксами называли художественное трио карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. С середины 1920-х и до 1980-х их работы саркастически обличали и пародировали все антисоветское — и сегодня по ним вполне можно изучать историю СССР. Экспозиция на десять залов в «Манеже» — первая масштабная выставка после 1977 года, когда все три художника были еще живы. Помимо плакатов, шаржей, карикатур и иллюстраций к журналу «Крокодил», зрители увидят их менее известные портреты, пейзажи и натюрморты.
«Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
По 26 января
Среди десятков художественных союзов и товариществ Серебряного века петербургское Новое общество художников выделялось демократическими принципами. С 1903 по 1917 год в его выставках приняли участие более 200 авторов, как молодых мастеров — вчерашних выпускников Академии, так и мэтров. Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. Подробнее историю этого явления можно узнать на выставке, открывшейся в Музее русского импрессионизма. Здесь собрана живопись и графика основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Утрированную утонченность эпохи подчеркнут созвучные полотнам произведения Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Александра Блока и Михаила Кузмина.
«Образ и слово. Искусство советского плаката» в Историческом музее
По 31 января
В Исторический музей можно заглянуть на масштабную инсталляцию, посвященную искусству советского плаката — ярчайшего официального художественного явления ХХ века. Архитектурный образ проекта создан в стилистике конструктивизма и вдохновлен работами, представленными СССР на международных выставках 1920-х и 1930-х годов. Разглядывая более сотни советских плакатов из разных собраний, подспудно можно наглядно изучить политические и социальные события тех времен.
«Игорь Кошельков. Звезды оттепели» в Музее Москвы
По 2 февраля
Советскому фотографу, репортеру ТАСС, «Правды», «Вечерки» и других изданий и агентств Игорю Кошелькову выпало работать в интересное время — он запечатлел множество знаковых событий и великих людей периода «оттепели». Но архив его фотографий долгое время был доступен лишь семье фотокорреспондента. Этой осенью Музей Москвы, которому близкие передали работы автора, открывает каждому возможность увидеть более 180 снимков, на которых будто оживают Юрий Гагарин, Федерико Феллини, Марина Влади, Никита Хрущев, Корней Чуковский и многие другие.
«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее
По 27 февраля
Любовь Попова — одна из самых известных художниц русского авангарда, прожившая недолгую, но яркую жизнь. Сохранить ее наследие помог коллекционер Георгий Костаки — он очень высоко ценил искусство художницы еще при жизни и ласково называл ее «Любочка». И первая за 30 лет возможность увидеть ее творчество в таком объеме — это новая выставка в Еврейском музее и центре толерантности, подготовленная совместно с Третьяковской галереей и «Энциклопедией русского авангарда». В семи залах представлены живопись и графика как самой Поповой, так и ее учителей и единомышленников, от Пабло Пикассо до Варвары Степановой: эскизы тканей, биографические документы и фотографии, многие из которых будут показаны впервые.
«Передвижники» в Третьяковке на Кадашевской набережной
По 6 апреля
Долгожданный первый проект в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной посвящен участникам Товарищества передвижных художественных выставок. Их творческий расцвет в конце XIX века совпал с периодом зрелости коллекции Павла Третьякова: именно полотна передвижников стали основой его собрания. Так, открывая новое музейное пространство, галерея вспоминает о своих истоках. Но еще одна задача выставки — освободить от штампового восприятия и тем самым актуализировать искусство русского реализма. Собранные вместе шедевры всех основных звезд Третьяковки: Репина, Поленова, Шишкина, Васнецова, Сурикова, Левитана и других — раскроют круг проблем, волновавших художников и общество в то время, обозначат особенности их творческого метода и покажут многогранность деятельности Товарищества.