Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.
Cosmoscow в «Тимирязев-центре»
25–27 октября
Главная российская ярмарка современного искусства пройдет на новой выставочной площадке. В экспертном совете, отвечающем за отбор галерей-участниц, тоже изменения. К нему присоединилась Ирина Горлова — руководитель отдела новейших течений Третьяковки, известная кураторством паблик-арт-экспозиций в парке Малевича. Еще среди новинок сезона — расширение географии. Этой осенью ярмарка представит более 1500 произведений современного искусства из 83 галерей, 18 из которых участвуют в ярмарке впервые. В числе новеньких — «9Б» из Нижнего Новгорода, «Виктория» из Самары, Jessica из Санкт-Петербурга, московские Set Projects и Volokno Design Gallery, а также (внимание!) международные галереи: Chelebi (Азербайджан), Yoomoota (Таиланд), Forme (Италия) и Inloco Open Storage (Дубай).
«Третье ухо» в ЦСИ AZ/Art
По 4 ноября
AZ/Art продолжает начатый летом разговор о музыке проектом, где куратор Александр Дашевский исследует отражение музыкальных вкусов и иерархий в современном искусстве. Все арт-пространство — начиная с холла и двух выставочных залов и заканчивая магазином — заполнили работы современных художников и советских нонконформистов из коллекции музея AZ и частных собраний. Специально к выставке Виталий Пушницкий создал метафорический портрет Джона Кейджа. Одна из инсталляций Владимира Кустова посвящена «проклятию Девятой симфонии», связанному с Людвигом ван Бетховеном. А классики нонконформизма в лице Владимира Немухина и Михаила Шемякина дополнили выставку работами — оммажами Иоганну Себастьяну Баху и Игорю Стравинскому. Также здесь много видеоработ (Жени Шарвиной, Бориса Казакова и Марины Алексеевой), а в девятнадцати картинах Андрея Рудьева можно увидеть время, когда советские меломаны с жадностью слушали запрещенную западную музыку и тайно поклонялись Kiss, The Beatles, The Doors, Дэвиду Боуи и пионерам электроники Kraftwerk.
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в «Новой Третьяковке»
По 4 ноября
Масштабный блокбастер о разностороннем творчестве художественной династии Васнецовых. На ней представлены более двухсот картин, рисунков и театральных эскизов из собрания галереи, а также четырнадцати российских музеев и шести частных коллекций. В экспозиции не только хрестоматийные полотна Виктора Васнецова, но и несколько картин из цикла «Поэма семи сказок», ради выставки впервые покинувших стены дома-мастерской художника. А еще работы Аполлинария Васнецова, который, как и старший брат, живописно реконструировал архитектуру и быт Древней Руси, обращаясь к новейшим археологическим открытиям своего времени. Третий участник — основатель совсем иного по настроению сурового стиля Андрей Васнецов, ставший знаковой фигурой культурной жизни страны уже во второй половине ХХ века.
«Парадокс береговой линии» в Доме культуры «ГЭС-2»
По 12 января 2025 года
Новая выставка в «ГЭС-2» посвящена феномену Камчатки: ее культурный, природный и социальный ландшафт, кажется, невозможно очертить — и все же кураторы и художники попытались сделать это. Экспозиция будет несколько раз трансформироваться с помощью системы подвижных ширм и перемещения экспонатов, образуя последовательность из пяти волн-частей, посвященных разным темам. Отдельной и неизменной частью будут лишь работы двух художников, осмысляющих практики русского авангарда. Это ассамбляж Филиппа Крикунова «Композиция № 2» из макетов костей стеллеровой коровы, полностью истребленной людьми, и работы Сергея Лонгинова «Итәнмән», который утверждает необходимость осознанного и утилитарного отношения к любым ресурсам, включая останки промысловых животных. Вместе эти подходы составляют важную развилку, на которой, по мысли кураторов, оказывается всякий, кто берется размышлять о феномене Камчатки сегодня.
Подробности
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина
8 октября — 12 января 2025 года
Новый большой проект в Главном здании Пушкинского музея перенесет посетителей во времена расцвета искусства Фландрии, а именно в эпоху барокко с ее экзотическими редкостями, гирляндами из цветов и охотничьими трофеями. Экспозиция объединит более восьмидесяти картин фламандских мастеров. Помимо хорошо знакомых натюрмортов из ГМИИ и Эрмитажа, это полотна из региональных художественных музеев и московских частных коллекций, до сих пор мало известные широкой зрительской аудитории. В центре выставки — живопись Франса Снейдерса, дополненная картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей.
«Павел Пепперштейн. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» в «Мультимедиа-арт-музее»
До 16 декабря
В 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press вышла книга «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Павла Пепперштейна, а в 2024 году — «Алиса в Зазеркалье». Для художника это одни из самых важных и любимых книг — неудивительно, что их эстетика близка его художественной вселенной. Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он развил традиции детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались представители советского андеграунда: отец художника Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и чуть ли не все остальные. В проекте для МАММ, совмещая рисунки, картины и настенную фреску, Пепперштейн предлагает взрослым и детям новые художественные парадоксы — изображая сказку, где все может бесконечно уменьшаться или увеличиваться, художник тоже играет с масштабами, а еще использует супрематические конструкции.
«Адепты красного. Малявин & Архипов» в Третьяковской галерее
До 26 января
Оба художника — яркие представители русского импрессионизма, любившие изображать русских крестьянок. Обоих давно не жаловали персональными выставками и решили разом это исправить. Свежий блокбастер в Инженерном корпусе Третьяковки построен по принципу классических монографий: одна часть посвящена пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Абрама Архипова, вторая — портретам и крестьянскому циклу Филиппа Малявина, где центральное место занимает масштабный «Вихрь». Сопоставляя работы двух художников, кураторы задумали подспудно проанализировать роль красного цвета в искусстве первой трети ХХ века, различие московской и петербургской живописных школ и ни много ни мало разобраться в феминном компоненте русской культуры.
«Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее и центре толерантности
По 12 января
Собрав в одном месте мемориальные предметы из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний, на выставке впервые подробно рассказывают о реальных маршрутах Бродского-эмигранта с 1972 по 1996 год: о Великобритании, США, Швеции и Италии — странах, в которых поэт подолгу жил и куда возвращался с момента отъезда, пытаясь воссоздать те самые «полторы комнаты». А заодно и о его перемещениях в поэтических пространствах. Вторые, воображаемые маршруты Бродского часто проходили через миры изобразительного искусства: через живописные полотна Клода Лоррена, композиции Джованни Баттисты Пиранези, офорты Рембрандта Харменса ван Рейна, конструкции Жоржа Брака. Их на выставке иллюстрируют полотна из ГМИИ и Эрмитажа, «Царскосельской коллекции» и частных собраний.