Азалия Баимова
Фотограф из Стерлитамака, 21 год
«Впервые песни группы „Кино“ я услышала в тринадцать лет. У нас на кухне висело старенькое радио и по нему зазвучала песня „Группа крови“. Не зная текста, я почему‑то начала подпевать.
Спустя два года „Кино“ начал слушать мой брат. Я вспомнила эпизод на кухне и стала внимательнее изучать группу и их песни. Смотрела видеозаписи концертов, искала единомышленников во „ВКонтакте“, покупала атрибутику. Узнала, что в Москве есть „Стена Цоя“ — и всем сердцем захотела туда попасть.
Спустя год мечта сбылась: я поехала в гости к родственникам и посетила стену на Арбате».
«Косплеем я начала заниматься еще подростком. Мне нравилось примерять на себя образы разных героев и проникаться их судьбой. Примерить образ Виктора я решила после того, как люди начали говорить мне, что я на него похожа.
Виктор сыграл в моей жизни очень важную роль, хоть я и родилась после его гибели. Благодаря ему я научилась быть сильной и никогда не сдаваться. У меня даже есть татуировка со строчкой из его песни: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть». Когда мне плохо, я смотрю на нее и мне становится лучше.
Кроме того, благодаря «Кино» я познакомилась со своим любимым человеком. Его зовут Дамир, он участник и лидер московской трибьют-группы «Ночь Кино». Однажды он написал мне с просьбой подписаться на его группу — тогда он собирал единомышленников. Со временем у нас завязалось общение, а позже мы начали встречаться. Приезжали друг к другу в гости — в Москву и Стерлитамак.
В жизни бывали периоды, когда на душе было очень плохо. В такие моменты я слушала песни «Кино», и мне становилось лучше. Они успокаивают и дарят надежду на то, что все будет хорошо».
Дамир Аметов
Музыкант и артист из Москвы, 21 год
«Я познакомился с группой „Кино“, когда мне было шесть лет. Тогда я смотрел с бабушкой по телевизору „Следствие вели…“ с Леонидом Каневским, и выпуск был посвящен Виктору. Я сразу заинтересовался, что это за человек такой стоит на сцене: весь в черном, патлатый и с белой гитарой. Спросил у бабушки, кто это, она стала рассказывать про его песни. С возрастом начал вслушиваться и в его тексты.
В седьмом классе друзья стали говорить мне, что я и сам похож на Цоя — и внешне, и голосом. Тогда я начал осознанно „косить“ под него — темные кудрявые волосы, черная куртка и гитара наперевес. Стал подрабатывать уличным музыкантом».
«Так, после девятого класса я планировал пойти в театральное училище. Но когда пришел домой с аттестатом, родители сказали мне, что уже определили меня в железнодорожный колледж. Пришлось учиться на помощника машиниста — выбора мне не дали.
Доучился только до третьего курса, после чего взял академический отпуск. Тогда я начал давать свои первые концерты в кабаках, зарабатывать. Даже смог съехать от семьи. Основал трибьют-группу «Ночь кино». В какой‑то момент концертов стало так много, что я решил отчислиться из колледжа и полностью посвятить себя творческой деятельности.
Поначалу окружающие видели во мне чудака. Мол, какой‑то ненормальный, живу чужой жизнью и забываю о своей. Уже потом бывшие одноклассники говорили: мы думали, ты кукухой поехал, но как увидели, каких масштабов достигло твое творчество, — удивились.
Мама тоже стала положительно смотреть на мое творчество. В начале прошлого года она впервые пришла на наш концерт. Увидела, что фотографии сына печатают на плакатах. Что сын стоит на сцене и взаимодействует с аудиторией. После концерта мама подошла ко мне со слезами на глазах, и сказала: «Сынок, я была неправа».
Творчество Виктора Робертовича идет со мной по жизни. Можно даже сказать, что Цой — ее основа. Если все идет под откос, его песни помогают мне оставаться на плаву и не опускать руки.
Любовь к группе «Кино» дает мне мотивацию жить и работать дальше. Не знаю, чем бы я занимался, если бы не Виктор».
Илья Николаев
Актер, музыкант и автор песен из Петербурга, 37 лет
«Когда мне было пять лет, я впервые услышал альбом „Ночь“ группы „Кино“ на виниловой пластинке у родителей. Тогда я не придал этому значения и вернулся к творчеству Цоя только в пятнадцать лет.
Тогда еще особо не было интернета, поэтому я читал о Викторе в книгах, слушал его музыку на кассетах. Начал носить такую же прическу. Подбирал на слух песни на гитаре, примерял на себя его образ. А потом начал играть его музыку в клубах в составе трибьют-группы „КИНОхроника“, собирал зрителей».
«Мне не нравятся трибьют-группы, которые просто поют его песни, не отыгрывая поведение. Чтобы передать атмосферу и энергетику Цоя, нужно играть его музыку так, как это делаю я.
Конечно, есть и критики, но я даже не хотел бы о них цензурно говорить. Ведь есть и люди, которые не пропускают ни одного нашего концерта. К нам приходит и младшее поколение — те, кому сейчас примерно пятнадцать лет. Получается, они вдохновляются Цоем уже через меня и пытаются это повторить.
В первую очередь, Виктор — человек, близкий мне по духу. Думаю, мы похожи сдержанностью и добротой. Чем‑то похожи и наши жизни. Если бы я не увлекся Цоем, я был бы совершенно другим человеком. Виктор, можно сказать, меня воспитал».
Айнура Джакибаева
Студентка, поэт из Оренбурга, 19 лет
«Мой отец — фанат группы „Кино“. Дома я часто слышала музыку Цоя, но однажды мне попалась видеозапись его выступлений. Виктор заинтересовал и вдохновил меня: я начала писать о нем стихи — у меня их больше двухсот, — рисовать, примерять на себя его образ».
«Думаю, большинство окружающих поддерживает мое увлечение, но, конечно, кто‑то не понимает и странно смотрит. Меня это не смущает, потому что я занимаюсь любимым делом. Благодаря Виктору начала заниматься творчеством, познакомилась со многими людьми из разных городов, меня и мои стихи дважды публиковали в газетах.
Папа счастлив, что я переняла его увлечение и продолжаю реализовывать мечты, которые он в свое время не смог. Поддерживает меня, мы с ним на одной волне. Вместе слушаем песни Цоя, разговариваем о нем — это огромное счастье.
Сейчас я учусь в Оренбургском колледже культуры и искусств на менеджера социально-культурной деятельности. После него я бы хотела и дальше продвигаться по творческой лестнице: писать стихи, песни, давать интервью. Благодаря вдохновению, которое мне дал Виктор».
Василий Елисеев
Музыкант и актер из Омска, 31 год
«Когда мне было десять лет, я случайно услышал где‑то музыку Цоя и попросил маму купить нам несколько его кассет. Первой стала запись „Черный альбом“, но со временем дома появлялось все больше кассет группы „Кино“.
Конечно, в детстве смысл текстов я практически не понимал. Начал анализировать их уже позже, с возрастом — и все еще нахожу в них новые смыслы. Но меня с самого детства завораживал образ Виктора. Уже с тринадцати лет я вставал перед зеркалом, брал гитару, и пытался копировать его. Углублялся в пластику, мимику, детали его поведения и образа. Позже даже специально сшил на заказ костюм, как у него. Единственное, что не удалось купить — такую же гитару, потому что она слишком дорогая».
«Мы созванивались по скайпу, вместе учились играть на гитаре по видео с концертов «Кино». С этими записями я впитал в себя и образ Виктора. Не буду скромничать: мне кажется, что у меня здорово получается его отыгрывать.
Конечно, есть немало людей, кто относится к этому всему критично. Но не каждый наберется смелости выразить это напрямую. Я отношусь к своей деятельности как актер, который выходит на работу — играть спектакль. Так и я: вхожу в образ и выхожу на сцену играть».
Выставка-байопик «Виктор Цой. Легенда» проходит петербургском «Севкабель Порту» c 12 октября при поддержке Сбера. Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.