Зухра Салахова — художница, участница кураторского коллектива Plague, соосновательница выставочного пространства Plague Office в Казани. Основные медиумы Салаховой — текстиль и вышивка, которая, будучи монотонным, метрически измеряемым процессом, предстает «материей времени».
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Я их чувствую и они мне нравятся.
Зухра Салахова, «Floor 1/ Floor 2», 2023
Зухра Салахова, «Landscape with stairs», 2023
Зухра Салахова, «Трубачка 1», «Трубачка 2», 2022
Зухра Салахова, «Sled», 2023
Зухра Салахова, «Homage to Nicholas Roerich’s 'Human Forefathers' No2», 2023
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Однажды мы с моей бабушкой на целый день потерялись в лесу. Я посмотрела все фильмы Кроненберга. Я очень люблю шугейз.
— Лучшее место в Татарстане?
— Национальная библиотека.
Надежда Ригова в своей практике исследует границы между распадом и витальностью, рассматривая вопросы временных рамок бытия и преодоления склонности к насилию. В основном Ригова работает с анималистическими образами, отсылающими к христианской культуре.
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Я занимаюсь в основном скульптурой, потому что мне всегда было интереснее создавать трехмерные объекты, чем рисовать. В выборе материала сейчас больше склоняюсь в сторону керамики, так как она доступнее, но хотела бы в будущем переосмыслить принципы работы с этим материалом.
Надежда Ригова, «Кальмар», 2023
Надежда Ригова, «Азарт», 2022
Надежда Ригова, «Обещание», 2023
Надежда Ригова, «Hearts», 2024
Надежда Ригова, «Куст», 2021
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Я родилась в маленьком городе, из которого всю сознательную жизнь мечтала уехать. Пробовала работать с лошадьми, но поняла, что мне не близка эта деятельность. Училась на скульптора в художественном училище имени Фешина, до сих пор считаю то время лучшим в своей жизни.
— Лучшее место в Татарстане?
— Кировский район Казани. Нравится там гулять из‑за архитектуры.
Саша Шардак — выпускник Казанского художественного училища, Британской Высшей школы дизайна и «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. В своем творчестве он исследует поле дизайна, воссоздавая пластичность графических элементов в нехудожественных материалах.
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Основная форма моих выставок — это тотальная инсталляция. Для меня всегда важно состояние, в котором зритель смотрит на мои работы. Я часто заливаю пространство тонированным светом, чтобы обобщить детали. Всю инсталляцию я строю коллажным типом: в одной работе слоями размещаются другие. Сами же объекты могут быть выполнены в технике ассамбляжа или аппликаций, иногда скульптуры. Мне нравится работать с разными материалами руками: обрабатывать их, изучать пластику. Составлять из различных деталей целостную композицию. В основном я беру дерево, бумагу, металл, стекло, пленки. Вместе все это может выглядеть контрастно, грубо, но и гармонично тоже.
Саша Шардак, «sh.gr.pr», 2022
Саша Шардак, «y.yb.ii.w», 2021
Саша Шардак, «Зазар», 2023
Саша Шардак, «Лайма», 2023
Саша Шардак, «Эльза», 2023
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
Расскрою: в природе есть рассвет и закат — это периоды перехода. В них как раз и происходит самое интересное.
Время делит наш путь на периоды. Каждому периоду свойственен свой характер, темперамент и вкус. Вкусы меняются со временем. То, что сегодня грязно, завтра становится роскошно.
Память помогает оставить нам то, что важно. Точнее, она решает, что для нас важно, оставляя то, что мы не планировали запомнить. Память очень субъективна, но только опираясь на нее, мы можем отрефлексировать прошедшее. Из памяти я извлекаю образы, которые закладываю в идеи. Я собираю большие архивы — это помогает достать нужное (ненужное тоже) и понять, что это значит сейчас, опираясь на память и на то, что я получил в итоге.
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Из семейной династии художников — дедушка, отец, я. Работал в глянце: Harper’s Bazaar, Condé Nast, Sanoma Independent Media. Играл Карла Орфа в Рахманиновском зале МГК.
— Лучшее место в Татарстане?
— Определенно это база отдыха «Кордон». Я провел там все детство, с двух до семнадцати лет. В ДНТ «Художник» у нас с семьей было два домика на берегу Волги. Я купался, круглосуточно шатался по лесам и посетил свои первые дискотеки в студенческом лагере. Это была летняя жизнь, полная счастья и беззаботности. Я до сих пор продолжаю иногда туда ездить.
В своих работах Нургалиева рассматривает изображение как многослойный плоский объект, свойства которого меняются в зависимости от использованных материалов и угла зрения. Создавая провокативные тревожные образы, художница задается вопросами взаимосвязи эмоциональной восприимчивости и агрессивности. Тело в ее работах уязвимо — и в то же время опасно.
Нурия Нургалиева, «I Walk Away From Your Smile Again», 2023
Нурия Нургалиева, «tick-tock», 2023
Нурия Нургалиева, «Another Dream Last Night», 2023
Нурия Нургалиева, «Machine Heart», 2023
Нурия Нургалиева, «I Remember You From the Very Beginning», 2024
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Мне близки физически нежные, хрупкие материалы, такие как стекло и ткань. Стекло привлекает своей глянцевостью и прозрачностью, а ткань — способностью деформировать изображение и реагировать на внешние условия. Также я люблю экспериментировать с двойной экспозицией и движением — это привело меня к работе с лентикулярной печатьюЛентикулярная печать Технология печати изображений, в которой создается иллюзия глубины пространства или смены изображения при просмотре под разными углами.. Сейчас увлекаюсь акварелью, ее прозрачностью и непредсказуемостью — она сильно отличается от акрила, которым я обычно рисую.
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
Недавно наткнулась на фанатскую нарезку из сериала «Ганнибал» и поняла, насколько сильно на меня влияют кино и сериалы с их сюжетами и драмой. Сейчас вижу в своих работах отголоски тем и визуала того, что смотрела много лет назад. Музыка тоже для меня важна. Я люблю составлять плейлисты для своих проектов, что‑то типа саундтрека: пока не подберу подходящие треки, работа не идет.
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Плакала в детском садике после фотосессий. Люблю покупать черные коктейльные платья и никуда в них не ходить. Когда‑то хотела стать режиссером.
— Лучшее место в Татарстане?
— Мой двор в Набережных Челнах. Обожаю его летом, это огромные джунгли среди белых панельных домов.
Таня Бронникова — художница, финалистка ежегодного проекта The Blueprint 100. Она вышивает фотографии и объекты, совмещая вышивку с нейросетями, создает коллажи и видеоарт. Бронниковой нравится разбирать изображения на части и собирать заново, выдавая ненастоящие снимки за объекты реальности.
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Я работаю с нейросетями, фотографией и вышивкой: генерации дают то, что невозможно заснять, кадры бывают конкретнее и честнее, а нитками мне легче присутствовать в работах. Интересно смешивать ненастоящее, плоское и осязаемое.
Таня Бронникова, без названия, 2024
Таня Бронникова, «Here_s your gift», 2023
Таня Бронникова, «A map in case you get lost», 2023
Таня Бронникова, «Daily exercises», 2023
Таня Бронникова, без названия, 2024
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Трижды бросала учебу в университетах ради искусства — это как раз три факта.
— Лучшее место в Татарстане?
— Крыша паркинга перед моим домом.
Илькаева — художница и куратор независимой культурной площадки «Дебаркадер-30» в городе Набережные Челны. Зульфия работает с публичной историей, трудным наследием и коллективной памятью, исследует национальные и городские конструкты. Обращаясь к собственной биографии или опираясь на наблюдения, она создает инсталляции, объекты и паблик-арт.
— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?
— Я часто создаю инсталляции, мне нравится работать с пространством — видимо, сказывается мой архитектурный бэкграунд.
Сейчас я исследую тему Карурман (с татарского — «черный лес») с помощью живописи и керамики. Образ черного леса часто использовался в татарской культуре как олицетворение иного мира, образ испытаний и неизвестности, которые лучше преодолевать сообща.
Зульфия Илькаева, «Карурман», 2024
Зульфия Илькаева, «Мон», 2023
Зульфия Илькаева, «Традиция исчезновений», 2023
Зульфия Илькаева, «Синие венцы», 2023
Зульфия Илькаева, «Гость», 2022
— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?
Вода: я люблю реки и свое состояние рядом с ними. Их горизонтальность импонирует мне больше, чем вертикальные природные или городские доминанты.
Дорога: я люблю ездить в полупустых автобусах и поездах между городами — быстрая смена ландшафта и отсутствие интернета хорошо перезагружают и помогают сфокусироваться на чем‑то новом.
— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.
— Я пермская татарка, почти вся моя семья живет на юге Пермского края, но родилась и живу я в Татарстане.
Закончила архитектурный, четыре года работала по профессии: проектировала жилые и общественные здания, занималась социо-культурным исследованием территорий. Наработанные инструменты я продолжаю использовать в своей художественной практике.
Я вернулась в свой родной город Набережные Челны и теперь помогаю развивать «Дебаркадер-30» — это независимая культурная институция на месте бывшей пристани. Это двухэтажное плавучее сооружение на Каме, построенное в 1957 году в стиле сталинского ампира. Культурный центр «Дебаркадер-30» начал работу весной 2024 года, в центре внимания институции — развитие современного искусства Татарстана и Прикамья.
— Лучшее место в Татарстане?
— Кама!
Кама — большая река, она проходит ровно посередине республики. Мои родные Набережные Челны расположены на Каме, в отличие от многих городов берег реки у нас не огорожен заводами, поэтому люди могут гулять вдоль всей воды.
В Татарстане есть Камское море: в этом месте Кама настолька широка, что ты не видишь ее границ. Советую приезжать сюда, ориентир — парк Белые горы.