«Словарь современной архитектуры» в Музее архитектуры им. Щусева
С 6 сентября по 3 октября
Выставку-исследование, что заняла все три этажа флигеля «Руина, курирует команда одной из ведущих российский архитектурной мастерской Atrium, которая в этом году отмечает свое тридцатилетие. На примере собственных проектов она формулирует двадцать пять ключевых понятий и терминов, на которых должна базироваться архитектура сегодня. Короткие эссе помещают термины в контекст актуального профессионального дискурса, а среди экспонатов — созданные в результате экспериментов с формой арт-объекты, а также фото проектов в Якутии, Свердловской области и Алматы, где можно увидеть, как архитектура может переосмысливать национальные орнаменты и природные рисунки озер и скал.
«Алексей Дунаев. Мудборд» в Мультимедиа-арт-музее
До 8 сентября
МАММ совместно с фондом Still Art проводят выставку работ Алексея Дунаева — победителя ежегодной грантовой программы фонда Still Art по фэшн-фотографии для молодых фотографов. Мудборд — это набор визуальных референсов, определяющий поле стилистических и настроенческих ассоциаций, которые автор выбирает, готовясь к съемке. В этом процессе молодые авторы нередко ориентируются на художественные открытия предшественников. Так и визуальный язык Алексея Дунаева во многом сформировался под влиянием традиций фэшн-фотографии, возникшей в двадцатых годах XX века благодаря заказам гламурных изданий. Сегодня же вслед за текстами фотография уходит в онлайн и сильно трансформируется, адаптируясь к новым способам зрительского восприятия в цифровом мире. Алексей Дунаев в своих работах улавливает эти импульсы, творчески перерабатывает их, опираясь на классику жанра — и, не навязывая своим героям жесткие рамки уже существующих ролевых моделей, чутко и тонко фиксирует процесс поиска идентичности.
«Три времени Рима» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина
До 15 сентября
Завершается первая выставка Пушкинского музея под личным кураторством директора Елизаветы Лихачевой. Это разговор о милом сердцу каждого искусствоведа вечном городе, который вдохновлял художников во все эпохи. Как специалист по раннему итальянскому барокко Лихачева Рим хорошо знает, а сокуратором проекта выступил Максим Атаянц — архитектор, график и историк античной архитектуры. Вместе они проследили, как с веками менялся ландшафт города и смещались акценты в его изображении. Невозможно представить более органичное для «Белого зала» искусство, чем архитектурные гравюры и картины.
«Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее
До 12 января
Выставка о главных направлениях путешествий поэта с момента его отъезда с Родины: Великобритании, США, Швеции, Италии. Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом — а в каждом из последующих мест жительства Бродский подсознательно воспроизводил вокруг письменного стола тесное пространство «полутора комнат». Выставка построена вокруг мемориальных предметов из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний.
blazar
С 12 по 15 сентября
Помимо привычных секций — галереи, независимые художники и цифровое искусство — в этом году на ярмарке blazar впервые появится секция дизайна под кураторством галереи Sample. Специальный этаж займут секции независимых архитекторов и дизайнеров, галерей, занимающихся предметным дизайном, концептуальных магазинов, секция керамики, а также «Прототип» — совместный проект Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».
Сайт
«Протоархив. Мутации. Сидур 1924/2024» в Музее Вадима Сидура
По 29 сентября
Музей Вадима Сидура совместно с ММОМА открыл второй проект из обещанной трилогии, приуроченной к столетию со дня рождения Вадима Сидура. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы — ядерной или экологической — вдохновили цикл произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир, который Сидур назвал «искусством равновесия и страха», или «гроб-артом». В этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют ландшафт деформированные антропоморфные объекты, собранные скульптором из найденных вещей: ржавых моторов, предупредительных табличек, канализационных труб и других предметов техногенной природы.
«Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма
По 6 октября
Последний месяц можно увидеть кураторский проект от директора музея Юлии Петровой и искусствоведа Ольги Юркиной, посвященный культовому журналу «Столицы и усадьбы». Этот, можно сказать, первый отечественный глянец выходил в 1913–1917 годах, транслируя вкусы и ценности элиты того времени. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.
«Мем. Маяковский медиа» в центре «Зотов»
До 20 октября
Знаменитые «Окна РОСТА» — яркий пример искусства начала XX века, встроенного в контекст политической и культурной реальности. Они объединили в себе идеи конструктивизма, литературу, изобразительное искусство, рекламу и сатиру, создав новый язык коммуникации с аудиторией. Значительную часть злободневных плакатов придумал Маяковский — по сути, он создавал мемы по всем законам современных нам массмедиа. В экспозицию вошло свыше ста семидесяти экспонатов, рассказывающих об этом феномене, из четырнадцати музеев и личных собраний. В их числе — более сотни подлинных плакатов Маяковского. А также живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиофрагменты стихотворений поэта.
«Новодевичий монастырь. Вехи истории» в Историческом музее
По 4 ноября
К пятисотлетию Новодевичьего монастыря в Историческом музее организовали выставку, посвященную истории древней православной обители. Монастырь был свидетелем многих исторических событий, о которых рассказывают проекции, интерактивные карты и аудиоинсталляции. Еще впервые за долгое время здесь можно увидеть хранящиеся в монастыре мемориальные памятники XVI–XVII веков — например, Ивана Грозного и Бориса Годунова, царевны Софьи Алексеевны, — а также произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря. С 1934 по 2010 год здесь находился филиал Исторического музея, что помогло сохранить многие святыни и сам шедевр московского барокко. А скоро у монастыря появится собственный музей, где будут представлены коллекции Исторического музея, отражающие историю русского православия. Он станет своеобразным предисловием к знакомству с архитектурным ансамблем.