Как возникло меценатство
Культура меценатства берет свое начало в Римской империи. Первым политическим деятелем и бизнесменом, который всерьез посвятил себя поиску, коллекционированию и сохранению артефактов искусства, стал Гай Цильний Меценат — отсюда и термин. Исследователи римской культуры пришли к выводу, что поддержка и спонсорство искусства позволяли высокопоставленным чиновникам укреплять свою власть и поддерживать народную любовь.
Богатые римляне использовали меценатство как средство укрепления своего социального статуса и политического влияния.
Кроме того, меценатство служило инструментом для демонстрации личного богатства и щедрости, что было важным аспектом римской культуры, ориентированной на честь и престиж.
Как менялась роль меценатства
С наступлением средневековья роль меценатства стала иной — большую роль в поддержании и развитии культуры начали играть феодалы и церковь. Поддержка культурных деятелей стала связана с продвижением христианства и достижений королей, епископов и аристократов.
В раздробленной Италии XV–XVI веков многие знатные купцы и претенденты на папский престол спонсировали художников для укрепления собственной репутации. Например, правящая во Флоренции семья Медичи активно поддерживала труды Микеланджело, который работал над росписью Сикстинской капеллы и статуей ДавидаСейчас она экспонируется во флорентийской Академии изящных искусств..
Сохранение искусства
Воспринимать меценатство как культуру сохранения творческого наследия начали лишь в середине XVIII века. Первый меценатский музей, открытый благодаря пожертвованию мецената, — Британский музей в Лондоне. Он был основан в 1753 году благодаря щедрым дарам сэра Ганса Слоуна, известного врача и коллекционера.
Сэр Ганс Слоун был врачом и натуралистом, собравшим огромную коллекцию из более чем 71 000 предметов: книг, рукописей, предметов искусства и природных образцов. Все это он завещал британской нации. Для создания музея парламент принял специальный акт, позволивший принять на хранение коллекцию и финансировать строительство отдельного здания.
Так, например, музей Метрополитен в Соединенных Штатах построили благодаря группе американских граждан, включая Джона Тейлора ДжонстонаГлаву Центральной железной дороги Нью-Джерси. и Джона Пирпонта МорганаОснователя династии Морганов, создавшего одноименный финансовый холдинг J.P.Morgan & Co..
Свою роль сыграли и революции, затронувшие большую часть Европы. Вместо монархов, которые хотели собственного прославления, поддержкой и коллекционированием исторического наследия занялись предприниматели, бизнесмены и бывшие аристократы. Их мотивацией было желание оставить собственный след в истории искусства.
Современное меценатство
Культура меценатства в XX и XXI веках не сильно отличается от того, что она из себя представляла в США и Европе в XIX веке. Например, Музей Гуггенхайма основали в 1937 году благодаря щедрости американского промышленника и коллекционера Соломона Роберта Гуггенхайма. Сейчас в нем хранится богатая коллекция произведений современного и авангардного искусства, которая охватывает широкий спектр стилей и направлений. Основу составляют работы выдающихся художников XX века: Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Марка Шагала и Жоана Миро. В музее представлены шедевры абстрактного экспрессионизма, поп-арта и минимализма.
Культурное спонсорство в России
В России дореволюционного периода меценатство шло по тому же пути, что и на Западе. Савва Морозов, один из самых известных предпринимателей Российской империи XIX века, инвестировал крупные суммы в строительство новых корпусов Московского университета и Московского института тонкой химической технологии. Кроме того, он был покровителем Московского художественного театра, финансировал постановки и развитие МХТ.
Третьяковская галерея появилась благодаря увлечению живописью купца Павла Третьякова. Вместе со своим братом Сергеем он приобретал картины Шильдера, Худякова, Ге, Шишкина, Куинджи и других. Павел Третьяков мечтал создать галерею изобразительных искусств, которая состояла бы только из произведений русских художников. Уже в конце XIX века Третьяковка стала не просто личной коллекцией — она превратилась в национальный музей, который бесплатно мог посетить каждый желающий. Позже Третьяков передал всю галерею вместе со зданием и картинами столице, а городские власти назначили его пожизненным хранителем галереи, в задачи которого входило пополнение коллекции музея за государственный счет.
В постсоветский период, которому предшествовала утрата многих ценностей после гражданской и Великой Отечественной войн, началась история современного российского меценатства.
Одним из основных способов поддержки стала корпоративная помощь — спонсорство со стороны компаний в виде грантов на развитие и поддержание коллекций. Это уже немалый шаг к созданию более качественного фонда памятников живописи, искусства и творчества.
Как отмечает президент Государственного музея имени А.С.Пушкина Ирина Антонова, возможности галерей самостоятельно инвестировать в пополнение экспозиций сегодня очень ограничены, а «меценаты — штучный товар». И для музеев очень важно, когда искренне вовлеченные люди или бизнес активно участвуют в поиске и сборе экспонатов.
Фигура «Дама с розой» из коллекции братьев Ржевских 1917–1921 г.
Хлебосольная тарелка, преподнесенная наследнику императорского престола Николаю Александровичу 1860-е.
Дюмэж Э.-Г Клеопатра («гречанка») из коллекции братьев Ржевских XIX век.
Часы каминные «Император Филипп» Франция, начало XIX века.
Коллекционеры из Санкт-Петербурга Яков и Иосиф Ржевские подарили Русскому музею более 500 произведений. Среди них — картины Айвазовского, Кустодиева, Венецианова, Шишкина, Петрова-Водкина. Стоимость всей коллекции эксперты оценили в 5 миллионов долларов. Она собиралась долгие годы: некоторые экспонаты выкупили на зарубежных аукционах и благодаря Ржевским вернули на родину.
Владимир Потанин активно поддерживает музейную сферу России: его подарки есть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Он, например, приобрел одну из четырех картин «Черный квадрат» Малевича на аукционе и передал ее Министерству культуры РФ. Благодаря участию Андрея Костина в Россию вернулась страница с рукописью стихотворения А.Пушкина «На холмах Грузии» — она хранится в Российской академии наук.
Предметы, которые некогда входили в музейные собрания и были достоянием страны, продолжают разыскивать и выкупать для возвращения в Россию. Музей Петергоф с 2014 по 2021 год получил несколько десятков экспонатов от главы СИБУРа Михаила Карисалова. Всего за последние десять лет Карисалов в общей сложности передал российским музеям, в том числе Эрмитажу и музею Московского Кремля, более сотни экспонатов, включая предметы убранства царскосельских императорских дворцов, коллекцию косторезного искусства и античную коллекциюЕго семья собирала ее на протяжении несколько десятилетий. II века до н. э. — IV века н. э.
В музее «Царское село» находится 226 предметов, подаренных Михаилом Карисаловым или приобретенных при его поддержке. В июле 2024 президент России Владимир Путин наградил мецената орденом «За заслуги в культуре и искусстве» в знак его вклада в восстановление и развитие коллекций государственных музеев.
В их числе — Музей русского импрессионизма, основанный Борисом Минцем, и Музей Фаберже, открытый при поддержке Виктора Весельберга. Все это позволяет говорить о возрождении меценатства в России и, как следствие, — о принципиально новом (или качественно забытом старом) подходе к сохранению национального культурного наследия.