Искусство

Искусство в музее, на даче и в лесу: лучшие выставки августа 2024 года

31 июля 2024 в 12:57
Ретроспектива Эрика Булатова, выставка о любви к даче и паблик-арт в подмосковном парке Малевича — советуем, на какие выставки стоит отправиться этим летом в Москве и области.

Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.

«Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника» в МАММ

До 18 августа

В Мультимедиа-арт-музее завершается проект к девяностолетию классика современного искусства Эрика Булатова. На выставке представлено более ста работ: только семь из них картины, а остальное — рисунки, которые в таком объеме показаны впервые. Они демонстрируют, как зарождается и развивается художественный замысел автора, а иногда работы «мучают» художника десятилетиями, пока, наконец, не найдется одно-единственное решение.

В фокусе внимания — рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. Он пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков Булатова работают по-другому. Слова приобретают многозначность, смысловую поливалентность. Например, «живу и вижу» поэта Всеволода Некрасова превращается у Булатова в «живу — вижу», пластическую метафору, где появляется мерцание смыслов.

«Сделано на даче» в Pop/off/art

До 24 августа

Групповая выставка в галерее Pop/off/art строится вокруг разноуровневого восприятия художниками дачи как места для творчества. В проекте собраны работы тринадцати авторов разных поколений, среди которых — Эрик Булатов, Олег Васильев, Виталий Пушницкий. Во всех них узнаются сюжеты летнего быта за городом, которые сопровождаются воспоминаниями об ощущениях, звуках и запахах. Кроме того, выставка показывает, что в простом слове «дача» скрывается множество разных смыслов и состояний, возможность выбирать себя в диалоге, оставаться свободным — а само место зачастую позволяет продолжать работать вне временных обстоятельств.

«Коллекция. Порядок вещей» в ММОМА

До 25 августа

Вторая выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ, которую проводит ММОМА, посвящена коллекционированию — значимому феномену Нового времени. Первые коллекции предметов были обнаружены в гробницах Древнего Египта, а первые кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке.

Сегодня коллекционирование — это уже не столько одержимость обладанием вещами, сколько исследование и эксперимент, направленный на обнаружение авторской оптики. На выставке можно будет увидеть как странные и неочевидные собрания объектов, так и размышления о самой природе коллекционирования в работах более восьмидесяти современных художников-студентов и выпускников, исполненные с помощью разных медиумов: от графики и фотографии до инсталляций, видеоарта, гейм- и саунд-дизайна.

«Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» в Историческом музее

До 1 сентября

В Историческом музее фонд «Таволга» открыл большую выставку в честь пятидесятилетия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожники тогда прокладывали ветку по неосвоенным территориям Восточной Сибири и Дальнего Востока, еще и в экстремальных погодных условиях. Не менее грандиозная задача стояла и перед архитекторами: в кратчайшие сроки спроектировать связанную систему городов и поселков.

Поэтому экспозиция состоит из двух разделов. В первом представлены предметы, которые передают атмосферу быта строителей-первопроходцев 1970–1980-х годов. Один из важных элементов архитектуры выставки — «бочка», в каких жили строители магистрали. Здесь же будет раскрыта тема временных поселков: даже к сооружению зданий, которые должны были прослужить всего несколько лет, привлекались профессиональные архитекторы. Второй раздел экспозиции посвящен БАМу как грандиозному проекту: там представлены схемы реализованных поселков, макеты вокзалов и копии проектных чертежей. Например, фотоколлаж из мозаик и декоративных элементов, интегрированных в архитектуру зданий БАМа.

A-s-t-r-a Open vol.5 в галерее A-s-t-r-a

До 7 сентября

Ежегодный проект A-s-t-r-a Open служит своего рода лифтом на арт-рынке и расширяет горизонты возможностей начинающих художников. Его пятый выпуск галерея проводит в соавторстве с приглашенными кураторами — командой newnow (Марго Макаровой и Улей Савич). Как обычно, они постараются показать максимально возможное количество новых имен, несмотря на ограниченное пространство галереи.

Идея этого выпуска в том, чтобы вывернуть процесс, стоящий за отбором и формированием нового пула авторов, наизнанку: показать, как мыслит команда, к чему присматривается, к каким смыслам обращаются художники, из чего складываются стейтменты, что выходит на первый план, а что остается за скобками. Это проект о том, как поле исследования сужается до нескольких имен в условиях ограниченного пространства, а куратор становится собеседником.

Сайт

a-s-t-r-a.ru

«Истоки советской фотографии» в Еврейском музее и центре толерантности

До 29 сентября

В рамках ежегодного летнего фестиваля фотографии Еврейский музей и центр толерантности показывает работы из коллекции Lumiere Gallery. Экспозиция посвящена первым десятилетиям истории советского фотоискусства — периоду смелых экспериментов и формированию нового визуального языка агитационных газет и журналов.

Это время расцвета фоторепортажей, так что проект объединяет хрестоматийные и малоизвестные кадры (всего более двухсот работ) классиков жанра: Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила Прехнера, Наума Грановского. Выставка состоит из шести монографических разделов, где довольно полно раскрывается творчество каждого фотографа.

«Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее

До 27 октября

Новая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1910–1930-х годов. В главных ролях — Варвара Степанова (этим проектом музей отмечает ее юбилей) и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако в разговор вовлечен более широкий круг художниц: Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, а также младшее поколение. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

Варвара Степанова, будучи супругой и единомышленницей Александра Родченко, в какой‑то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее было сконцентрировано рождение нового искусства: вместе с ней и отчасти ее глазами на выставке можно увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова активно участвовала.

«Малевич в лесу» в парке Малевича

До 29 декабря

В подмосковном парке Малевича паблик-арт продолжает осваивать необычные территории. Теперь прогулку можно начать с новой входной зоны с детскими и спортивными площадками со стороны поселка Ромашково — здесь в партнерстве с Третьяковкой открылся экспозиционный маршрут из девяти объектов современных российских художников. «Центральный лесной Оракул» и «Субтитры» творческого дуэта «МишМаш», а также «Хоровод» Аллы Урбан придуманы специально для парка с учетом его ландшафта. Впервые российские зрители увидят «Акведук» Александра Константинова, созданный в 2008 году для частного парка.

Эта часть «Малевича» сильно отличается от основной: здесь гораздо светлее, лес хорошо просматривается, ландшафт прорезает живописный овраг, а плавные изгибы тропинок постоянно открывают новые виды и перспективы. Поэтому кураторы Ксения Новохотько и Ирина Горлова решили переосмыслить традиции романтического пейзажного парка — арт-объекты заняли место привычных парковых беседок, скульптур, руин, наглядно показывая, что современное искусство может быть удивительно деликатным в диалоге с природой.

«Преображенная природа» в Звенигородском Манеже

До 12 января

В открытом чуть больше года назад современном пространстве Звенигородского музея-заповедника показывают уже второй проект в сотрудничестве с Русским музеем. Более сорока пейзажей Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Игоря Грабаря, их учеников и последователей объединены по сюжетам в шесть разделов: «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды».

Все они заключены в своеобразный лабиринт. Экспозиция открывается постепенно, как и природа меняет свои амплуа одно за одним, не раскрывая всех чудес разом. Зеркальные поверхности, включенные в архитектуру выставки, играют со взглядом и воображением, то подсказывая будущее, то напоминая прошлое. К выставке запланированы творческие мастер-классы, тематические музыкальные концерты, лекции и встречи с экспертами.

Расскажите друзьям