Нейровестник

Исправить фатальную ошибку за 5 секунд: как нейросети берегут нервы художников

12 июля 2024 в 15:36
Фото: Кирилл Кравченко
Все больше художников осваивают нейросети и начинают делать наброски даже на смартфоне. «Афиша Daily» побывала на презентации «Сквозь AI к искусству: мобильные технологии будущего» и выяснила, почему этот инструмент становятся популярнее у пользователей и профессионалов и какие перспективы ждут цифровое искусство.

Художники уже много лет работают в цифре, а недавно начали присматриваться и к ИИ, возможности которого продолжают расти. Последнее слово в этом направлении — создание собственных нейросетей технологическими производителями и интеграция функций в привычные инструменты смартфонов, планшетов и ноутбуков.

По случаю выхода нового поколения устройств Samsung с Galaxy AI, в кинотеатре Музея Москвы собрались представители креативных профессий. В дискуссии, которую модерировал директор по ИИ и цифровым продуктам «Билайна» Константин Романов, поучаствовали цифровой художник Brickspaper, шеф-редактор издания «Код Дурова» Кирилл Сергеев и директор Музея Москвы Анна Трапкова. Вот о чем они говорили.

Как успешный художник стал еще богаче благодаря планшету

Среди первых, кто стал создавать цифровые работы, был британский художник Дэвид Хокни, который в день дискуссии отмечал 87-летие. Сегодня он один из самых дорогих артистов, собирающих выставки с миллионами посетителей: в 2018 году его картина была продана на аукционе Christie’s за 90,3 млн долларов.

Хокни стал известен еще в 1970–1980-е годы. В конце 2000-х, когда вышли первые планшеты, и все стали одержимы ими как новым медиумом, художнику было 77 лет. Возраст не помешал и ему освоить цифру.

«Казалось бы, ты уже популярный, суперизвестный, заслуженный, можно на пенсию, — заметила Трапкова. — А берешь в руки планшет и начинаешь создавать искусство».

Когда в 2021 году Королевская академия художеств стала готовить ретроспективную выставку Хокни, его гигантские цифровые работы стали ключевыми экспонатами.

Безымянные работы 577 и 188 Хокни, выполненные на цифровом планшете

«Художник — творец, который вне зависимости от возраста быстрее воспринимает новые тенденции, вводит их в культурный оборот и может достигать с их помощью совершенно нового качества продукта», — заключила Трапкова.

Как нейросеть помогает спасать работы

Многие российские и зарубежные артисты осваивают работу с нейросетями. Среди них Brickspacer (Станислав Христофоров), который прямо во время дискуссии сделал набросок на смартфоне Samsung Galaxy Fold 6, и рассказал о том, как использует ИИ-функции устройства.

«Мне не нравится рисовать, сидя дома, я ненавижу это, — признался Христофоров. — С выходом планшетов и особенно смартфонов с пером появилась возможность рисовать в метро, в такси, в кафе. За этим будущее».

Смартфон может заменить огромную сумку с материалами и инструментами. «Просто достаешь его из кармана, садишься и начинаешь рисовать», — добавил художник.

Он так и сделал: раскрыл Galaxy Fold 6, запустил трансляцию изображения на экран кинотеатра и стал рисовать эскиз персонажа — с этого начинается каждая его работа с ИИ. «Не бывает такого, что я что‑то отправил нейросети — и все готово, — признался он. — Всегда нужно будет скорректировать мелочи, что‑то где‑то отрисовать, поправить. Если мне не понравилось, я могу начать заново и все изменить». Brickspacer добавил, что у него есть собственная анимационная студия и возможность рисовать на телефоне помогает ему в том числе в задачах креативного и арт-директора.

Чтобы продемонстрировать легкость правок с помощью ИИ-функций Samsung, Brickspacer сначала нарисовал кошку («Вы можете убедиться, что я умею рисовать», — пошутил он), а затем предложил гостям добавить что‑нибудь к его уже готовой, анимированной работе. В зале вспомнили про пчелу — первый символ «Билайна».

«Galaxy AI, искусственный интеллект Samsung, позволяет вносить фундаментальные правки на ходу, прямо в смартфоне. Те, кто до 2015 года работал в Photoshop, понимают, какая это раньше была боль: вдохновился, сел, всю ночь рисовал, наутро проснулся, посмотрел на свой рендер, а у тебя горизонт завален. У многих такая мелочь просто отрезает все желание публиковать рисунок, — сказал Brickspacer. — А сейчас я могу исправить заваленный горизонт, не тратя на это час или два, а нажав одну кнопку и получив готовое изображение».

Почему продавать цифровое искусство пока сложно

Несмотря на то что цифровой арт уже продается за десятки миллионов долларов, как, например, NFT-работа The Merge, ушедшая с молотка за 98,1 млн, спрос на него пока сильно ниже, чем на физические работы.

«Сегодня использование искусственного интеллекта и дополненной реальности в искусстве не всегда находит своего покупателя, — заметила Трапкова. — Люди привыкли к двухмерным объектам, которые можно повесить на стену своей квартиры, и не все готовы платить большие деньги за цифровые продукты».

Но, по ее словам, цифровое искусство все равно уже давно заняло место на выставках и продолжает появляться в домах ценителей. Поэтому Музей Москвы пятый год становится партнером ярмарки молодого современного искусства Blazar, где есть цифровая секция. «Искусство оттуда пока продается не так активно, как хотелось бы, но это направление будет развиваться», — добавила Трапкова.

Несмотря на то что популярность диджитал-арта и роль нейросетей в медиа и искусстве будет расти, гости презентации сошлись на том, что ИИ не убьют профессии художника или журналиста, а сильно упростят их рутину. Ведущие уже замечают, как функциями нейросетей начинают пользоваться все.

«Для меня индикатором того, что технология действительно пошла в массы и стала популярной, были мои родители, — рассказал Сергеев. — Не так давно папа скинул мне классный трек. Оказалось, он достал блокнотик со своими юношескими стихами и создал композицию с помощью нейросетей. Казалось бы, где нейросети — и где мой папа!»

Сергеев замечает, что таких инструментов становится все больше. Они появляются в смартфоне, помогают и в работе, и в развлечениях, ими пользуются все: от художников до разработчиков, которые с помощью нейросетей находят ошибки в коде. «Мы стоим на пороге чего‑то большого и классного. Рутина будет отнимать меньше сил, — заключил он. — Как сейчас мы не тратим время на то, чтобы строить маршруты на картах».

Расскажите друзьям