Искусство

Африканское искусство, советские гаражи и Энди Уорхол: лучшие выставки июля 2024 года

1 июля 2024 в 12:50
Образы Рима в Пушкинском музее, современное искусство Африки в нижегородском «Арсенале», история арктических путешествий за полярным кругом — советуем, на какие выставки стоит отправиться этим летом.

Промокод DAILYART на сайте Afisha.ru дает скидку 15% на первую покупку билетов на выставки.

Москва

«Футбол-хоккей» в Vladey

С 12 июля по 31 августа

В пространстве Vladey на Неглинной проходит выставка-чемпионат среди художников, чьим главным источником вдохновения стал азартный мир спорта. Первый «Футбол-хоккей» основатель аукционного дома Владимир Овчаренко организовал в 2016 году на «Винзаводе». Молодые авторы и звезды, работающие в разных формах, отражают в своих объектах соревновательный дух и романтику состязаний. Так, художник Тарас Желтышев, чьи работы известны уже далеко за пределами России, представит «Humanity Ball» — арт-объект в форме разноцветного мяча с замысловатыми орнаментами и зоркими глазами, размышляющий о спорте как об универсальном коммуникативном инструменте в истории человечества.

Подробности

vladey.net

«Неочевидные пересечения» в AZ Art

По 1 сентября

Первый проект только что открывшийся центр современного искусства на Маросейке подготовил совместно с фондом композитора Николая Каретникова. Кураторы попытались найти возможные точки сближения творческих методов, художественных средств, образного ряда, языка и сюжетов в картинах советских неофициальных художников и музыкальных произведениях композиторов-шестидесятников. Кроме того, к открытию подготовлена кинопрограмма «За кадром. Композиторы-нонконформисты в советском кино: от „оттепели“ до перестройки», а также серия из десяти концертов в исполнении музыкантов «Студии новой музыки». А специальный экскурсионный маршрут «От ВХУТЕМАСа до AZ Art’а» вокруг центра расскажет о местах, связанных с историей русского авангарда и неофициального искусства 1960–1970-х.

«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко» в Пушкинском музее

По 15 сентября

Первая выставка Пушкинского музея под личным кураторством директора Елизаветы Лихачевой. Это разговор о милом сердцу каждого искусствоведа Вечном городе, который по-разному вдохновлял художников во все эпохи. Как специалист по раннему итальянскому барокко Лихачева Рим хорошо знает, а сокуратором проекта выступил Максим Атаянц — архитектор, график и историк античной архитектуры. Вместе они проследили, как с веками менялся ландшафт города и смещались акценты в его изображении. Невозможно представить более органичное искусство в Белом зале музея и колоннаде, чем архитектурные гравюры и картины.

«Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма

По 6 октября

Еще один кураторский проект от директора музея Юлии Петровой в соавторстве с искусствоведом Ольгой Юркиной. На этот раз нетривиальной призмой для взгляда на русское искусство начала XX века стал культовый журнал того времени «Столица и усадьба». Этот, можно сказать, первый отечественный глянец транслировал вкусы и ценности элиты начала XX века. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный Пьеро Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в «ГЭС-2»

По 27 октября

В этом международном проекте (приглашенные кураторы — Франческо Бонами и Зельфира Трегулова) в диалог вступили ключевые произведения Казимира Малевича, Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола. Прогуливаясь по двенадцати разделам выставки, посетители увидят, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно — под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в инсталляции.

«Нити» в Ruarts

По 3 ноября

На трех этажах фонда куратор Нина Гомиашвили собрала текстильные работы тридцати девяти художников — все они реабилитируют техники и методы, долгое время считавшиеся ремесленными и «женскими». Само слово «текстиль» ассоциируется как с текстурой, так и с текстом. Используя повествовательную силу ткани, художники рассуждают на общечеловеческие темы страхов, желаний, надежд, идеи мимикрии и поиска корней. Выставка в первую очередь основана на работах из коллекции Фонда Ruarts, но также на ней представлены произведения молодых художников, среди них некоторые созданы специально. Среди участников — Ирина Корина, AES+F, Тимур Новиков, Хаим Сокол и многие другие.

Петербург

«Открытое хранение» в Anna Nova

По 28 июля

Покинув мастерскую современного художника, произведения искусства зачастую пребывают в режиме хранения. Повешенные на металлический рейл, скрытые в шкафу, сложенные по папкам или упакованные в бабл, работы ожидают момента, когда снова окажутся в центре внимания: на новой выставке, в проекте или коллекции. Обладая одним из самых больших галерейных хранилищ (там находится более 3500 произведений), Anna Nova решила провести эксперимент: в формате открытого хранения показать избранную подборку из этих работ — от графики и скульптуры до видео и фотографии. Здесь можно не только увидеть ранее недоступные произведения резидентов галереи: Андрея Кузькина, Александры Гарт, Петра Дьякова, Юлдус Бахтиозиной, Федора Хиросигэ, — но и понаблюдать за системами и процессами, обычно скрытыми от зрителей.

«Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX века» в Русском музее

По 5 августа

Две сотни произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики (всевозможные жетоны, акции, векселя и квитанции) из коллекции Русского музея расскажут о купечестве — «третьем сословии», которок служило основой экономического развития страны начиная с XVIII века. Строгановы, Демидовы, Яковлевы, Громовы, Сапожниковы организовывали целые империи со своими поселениями, дорогами, внутренним распорядком, становились меценатами. Особое место в экспозиции займет купеческий портрет: полотна проиллюстрируют, как постепенно из традиционных одежд купцы переодеваются в европейские платья и парики и начинают ничуть не уступать в моде дворянам.

«Приключения барона Мюнхгаузена в России» в Эрмитаже

По 15 сентября

В отличие от небылиц знаменитого литературного персонажа сам Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен вполне реален. Он приехал в Санкт-Петербург в 1738 году в качестве пажа герцога Брауншвейгского — и стал свидетелем многих любопытных событий при императорском дворе, участвовал в Русско-турецкой войне, служил в Риге и в 1744 году встречал там на границе будущую императрицу Екатерину II. Покинув Россию в 1750 году, он вскоре вернулся сюда уже в качестве героя популярной книги. Эрмитажная выставка из пятисот экспонатов расскажет о реальных приключениях барона Мюнхгаузена в России и подтвердит правдивость некоторых его литературных приключений историческими фактами.

«Куплю гараж» в «Севкабель Порту»

По 29 сентября

Уже показанный в Москве проект о важнейшем советском явлении доехал до Северной столицы — и теперь еще более полно рассказывает, как заветные восемнадцать квадратных метров личного пространства становились местом самовыражения и территорией свободы для миллионов людей в СССР и России. Экспозиция разделена на несколько тематических инсталляций, посвященных разным функциям гаражного пространства в XX веке. Среди них — «стратегический запас» с домашними заготовками, а также «витрина счастья» советского человека с предметами роскоши вроде телевизора или сервиза. Новая зона, созданная в партнерстве со «Стрит-арт хранением», рассказывает о гаражах как о месте притяжения неформальной, андеграундной уличной культуры в 1990–2020-х годах.

Нижний Новгород

«Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» в «Арсенале»

По 4 августа

После большого успеха в петербургском Манеже первую масштабную выставку современного африканского искусства в России повезли по городам — она уже побывала в Казани, а теперь проект можно увидеть в нижегородском «Арсенале». Созданная совместно с галереей «Триумф» и Центром визуальной культуры Béton, экспозиция демонстрирует множество локальных арт-сцен и художественных течений и прослеживает их развитие после обретения странами континента независимости. Среди более 180 работ — полуабстрактная живопись Мадерика Турея, картины и скульптуры с полимерными узорами Мишель Окпар, бюсты в виде голов младенцев Бориса Эссо, фотографии Летиции Ки и множество других колоритных работ известных африканских авторов. Также для контекста показывают подлинные артефакты из коллекции бразильского фотографа Эдди Новарро и работы современных российских художников, которые иллюстрируют меняющееся восприятие Африки в нашей стране.

Подробности

arsenal-museum.art

«Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в «Пакгаузах»

По 25 августа

В новом культурном центре «Пакгаузы», практически на месте, где когда‑то располагалась известная не только в России, но и во всем мире нижегородская ярмарка, проходит масштабный проект, посвященный этому культурному феномену. Высококлассное искусство привезли из более тридцати российских собраний, среди которых Русский музей, Третьяковка, Эрмитаж, Пушкинский, Исторический, а также крупные региональные музеи. Здесь представлены работы Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой и других знаменитых художников XIX–XX веков, которые изображали русскую ярмарку. Особенно много на выставке произведений Бориса Кустодиева: у местного НГХМ одна из лучших в стране коллекций его полотен, которые как нельзя лучше передают размах красочных народных гуляний, а также колорит купцов и купчих.

Подробности

artmuseumnn.ru

Северный полюс

«Сохраняя Арктику: истории великих путешествий»

По 6 августа

Одним из нетривиальных направлений для временных экспозиций этим летом оказался Северный полюс. Здесь, на борту атомного ледокола «50 лет Победы», откроется выставка «Сохраняя Арктику: истории великих путешествий», организованная галереей Stargift и Клубом полярных путешествий. Часть вырученных средств направят в проект «Безопасная Арктика» фонда «Природа и люди», занимающегося спасением природы региона и белых медведей, чья среда обитания стремительно разрушается из‑за изменений климата. Всего на Северный полюс отправятся три рейса, во время которых можно будет увидеть экспозицию личных вещей героев космических и географических исследований: Тура Хейердала, Ивана Папанина, Юрия Гагарина, — а также артефакты арктических путешествий и антикварные издания об этом труднодосягаемом уникальном регионе.

Подробности

polartravelclub.ru

Расскажите друзьям