Герхард Рихтер
Еврейский музей и центр толерантности завел благородную традицию показывать по осени современных классиков: год назад это был скульптор из YBA Аниш Капур, в этом — немецкий живописец Герхард Рихтер. Без Рихтера трудно было бы представить современную живопись примерно в той же степени, что без Джона Кейджа (тишину которого, кстати, он очень любил) — современную музыку: он практиковал минимализм, абстракционизм, переносил фотографии в живопись, но неизменно исследовал соотношение двух вечных тем искусства — случайного и неслучайного. В Москве Рихтера показывали и раньше, но никогда — в таких количествах: Еврейский музей вместе с приглашенным куратором Полом Мурхаусом представит его ретроспективу с участием самых последних работ 2016 года — и акцентом на абстракцию. А в центре экспозиции поставят инсталляцию из четырех живописных полотен «Биркенау» (2014), основаны на фото, которые сделали узники крупнейшего концентрационного лагеря в августе 1944 года.
Где
Еврейский музей и центр толерантности
Когда
9 ноября — 5 февраля
«Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы»
Сферические люди, небрежно вырезанные из тополя, мужчина в белой рубашке и черных брюках из пихты — вот что примерно можно будет увидеть на первой персональной выставке заслуженного немецкого скульптора в России. Сегодня, когда у каждого художника в распоряжении целая фабрика, он стоит особняком и без помощи ассистентов создает из цельных кусков древесины фигуры обычных людей и животных. Настолько обычных, что трудно судить, кто они и откуда — и в этом скрывается реверанс классическому труду об отчуждении в эпоху капитализма
«Валерий Чтак. В моем случае — ни в коем случае»
Давно заслуженное — и теперь официальное признание одного из самых интересных наших молодых художников — в четыре этажа ММОМА в Ермолаевском переулке высотой. Прошлое Чтака (стрит-арт плюс важная группа «Радек») иронично обыгрывается выставочным пространством: каждый этаж посвящен одному из его интересов: второй этаж — скейт-культуре, третий — музыке, а последний представит мастерскую художника. Все вместе соберется в тотальную инсталляцию — коллекцию из афоризмов, цитат поп-культуры и банальностей — с фресками, муралес, плакатами и футболками. Важность выставки подчеркивает кураторский комментарий с обещанием ответить на главный вопрос современного искусства — «Что сегодня значит быть … [удивительно] современным художником?».
«Роберт Уитмен. Михаил Барышников. Метафизика тела»
С тех пор, как Барышников вместе с Бродским покинул советскую землю в 70-х, он так ни разу и не вернулся назад — и на этот шаг по-прежнему не готов, давая развернутые объяснения в интервью. Те же, кто мечтал увидеть великого танцовщика, но не успел вырваться в Ригу на его спектакль «Бродский/Барышников» в прошлом году, смогут как следует насладиться фотографиями в Центре братьев Люмьер. Здесь покажут пять серий авторства знаменитого глянцевого фотографа Роберта Уитмена (среди прочих и уникальную серию с репетиции спектакля «Occasion Piece»), по сути — практически документальный проект длиной в 20 лет — о времени и теле, а также о том, что с течением этого времени остается неизменным.
«Свидетельства. Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго»
Точно главная интрига этой осени: сорок никогда раньше не показанных рисунков Эйзенштейна, пятьдесят с лишним офортов Гойи и тридцать крупноформатных рисунков современного американского художника Лонго. Что общего у трех персонажей — должна как раз показать эта выставка, а пока приходится верить обещаниям самого Лонго, который обещает продемонстрировать, как одни и те же образы трансформируются через века. Что Гойя, что Эйзенштейн — его давние увлечения, и при работе над выставкой художник много разговаривал с Наумом Клейманом и атташе по культуре Испании в России, чтобы понять значение Гойи для нашей страны.
Точки пересечения. Студия Роберта Лонго
В пару к выставке «Гараже» галерея «Триумф» представит весьма оригинальный по своей задумке проект и выведет из тени тех людей, которые вместе с Робертом Лонго рисуют его картины. Во второй половине прошлого века роль художника начала становиться все более эфемерной, а мастерские разрастались до пятидесяти человек, которые, по сути, становятся полноправными соавторами работ художника — но обычно остаются неизвестными. Сам Роберт Лонго успел поработать ассистентом Аккончи и Оппенгейма, так что имеет полное право делать это высказывание — и показать в галерее «Триумф» 25 молодых художников, которые пока трудятся в его бруклинской мастерской, но на самом деле представляют собой будущее арт-сцены Нью-Йорка.
Где
галерея «Триумф»
Когда
1–16 октября
«Рафаэль. Поэзия образа»
Первая в России выставка работ Рафаэля Санти, который в специальном представлении, кажется, и не нуждается. В программе — живопись и графика, в том числе автопортрет 1506 года, парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци (1506), а также «Мадонна Грандука» (1505). Курирует выставку уже наша знаменитость — главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина и по совместительству хранитель итальянской живописи в музее Виктория Маркова.
Книжная графика Ильи Кабакова
Практически весь московский концептуализм жил книжной иллюстрацией, и прежде всего оба изобретателя жанра альбома (шутливо называемые «концептуальные комиксы») — Пивоваров и Кабаков. Сам Кабаков оформил более 70 изданий и детских журналов, многие из представленных на выставке — иллюстрации к книгам писателя Анатолия Маркуши о технике, убедительные изображения бесконечных машин и станков, которых сам отец отечественного концептуализма в жизни не видел. Рассматривать единство детского текста с изображением должно быть как минимум любопытно. А как максимум можно попытаться разглядеть в этих работах предтечи того, чем Кабаков занимается последние годы.
«Больше жизни»
180 работ из чудом сохранившейся коллекции «Лужников», по факту — энциклопедия советского полиграфического дизайна. Тут и авангардные 20-е, и соцреализм 30-х, и военная тематика, и свежий воздух 60-х, и слегка психоделические 80-е. На выставке покажут как курьезные работы, так и серьезные плакаты. Также есть отдельный проект, в рамках которого с советскими заготовками поработают современные дизайнеры по типографике. Экспозиция будет оформлена в виде спортивного стадиона, где на месте зрителей рассядутся собственно плакаты.
«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
Событие года от Третьяковской галереи, которое имеет все шансы повторить эффект Серова: шедевры Пинакотеки Ватикана под кураторством приглашенного искусствоведа и научного сотрудника Эрмитажа Аркадия Ипполитова. На выставке будут представлены картины, которые «мало видели в России», с участием знаменитого «Положения во гроб» Караваджо. Показать обещают не только итальянских художников, но в том числе и «Мученичество святого Эразма» Никола Пуссена.
Александр Родченко
Основоположник (или хотя бы один из) конструктивизма, дизайна и рекламы, автор знаменитого «Рабочего клуба», живописец и скульптор, фотограф и художник театра — без него русский авангард был бы совсем другим. Кто-то из критиков может сказать, что влияние Родченко на фотографию переоценено и намного сильнее ему удалось реализовать себя в изобразительном искусстве, но факт остается фактом: его имя — одно из главных в нашей фотографии прежде всего за счет узнаваемого стиля и ряда жанровых открытий, которые сделали его прижизненным классиком (до перемены вкусов у власти, конечно же) и утвердили «Метод Родченко». На юбилейной выставке в МАММ (музею, между прочим, исполнилось 20 лет) покажут ряд культовых фотографий — с участием пионеров («Пионер-трубач» и «Пионерка»), Лили Брик и Маяковского, а также снимки спортивных парадов и Шуховской башни («Охранник рядом с Шуховской башней»).