Театр

От Чехова до Винни-Пуха: режиссер Александр Фарсайт советует любимые спектакли

29 апреля 2024 в 13:00
Фото: Театр им. Маяковского
По просьбе «Афиши Daily» театральный режиссер Александр Фарсайт выбрал 7 отличных спектаклей, которые сейчас идут в Москве и которые непременно стоит увидеть.
Александр Фарсайт

Театральный режиссер, музыкант

Невероятно трудно назвать любимый спектакль, фильм или книгу. Всякий, кого об этом спрашивают, либо дает заученный автоматический ответ — плод договоренности с самим собой, либо начинает мяться и перечислять сразу несколько, манипулируя параметрами.

Так что сразу условимся: этот список не ранжирован, тут первых и последних мест нет — просто это несколько отличных спектаклей.

«Самоубийца»

СТИ

Автор пьесы Николай Эрдман в свое время был одним из создателей нового жанра, ныне горячо любимого — черной комедии. Если вам по душе юмор Мартина МакДоны, гэги фильма «Папа, сдохни» или парадоксальные приколы Квентина Тарантино (я в курсе, что это очень разные штуки), то вам уже есть, за что быть благодарным Эрдману. Но не пьесой единой!

Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский и художник по свету Дамир Исмагилов создали один из наиболее совершенных спектаклей сегодняшней Москвы. Он местами безумно смешной, местами душераздирающе грустный. Но главное — очень точный и живой. Наверное, не для каждого зрителя этот спектакль станет любимым, но заставить сожалеть о просмотре он не способен.

«Винни-пуховские чтения»

МХТ им. Чехова

Мудрый и ироничный Гришковец осмысляет величайшую книжку детства — «Винни Пуха» А.А.Милна. Получается образец современного театра: нестандартное решение в формате литературоведческой конференции, немалая доля импровизации, но в то же время ностальгическое высказывание о детстве и высоких чувствах. Плеяда лучших актеров правильного МХТ (от Игоря Золотовицкого и Артема Волобуева до Эмили Нины Гамбрилл) показывает высочайший уровень мастерства, работая не с Шекспиром или Шиллером, а с книжкой, которую в детстве читали каждому.

Билеты на этот спектакль приходится добывать сильно заранее, но оно того стоит. Постановке полтора года, в ней нет ни единого штампа, ни единого следа пошлости. Но не обманывайтесь, спектакль вовсе не детский — юным зрителям на нем может быть скучновато.

«Леди Макбет Мценского уезда»

Театр Ермоловой

Первый безоговорочно невеселый спектакль в подборке. Заоблачная вершина актерского мастерства Кристины Асмус (да-да, не удивляйтесь, Кристина — действительно великолепная актриса, что бы там ни говорили в комментах) и яркое проявление режиссерского таланта Данила Чащина.

Постановка мрачная, страшная, порочная. Лесков оживает на сцене Театра Ермоловой во всем ужасе натурализма, парадоксально повенчанного с абсолютно небытовыми решениями. Одна сцена с яблоками (посмотрите — поймете) западает в память очень, очень надолго. Этот спектакль поражает еще и тем, как восхитительно можно явить зрителю со сцены совершенную непристойность, сделав упор на талант и задачи искусства, а не примитивный эротизм. Но эротизма много, врать не станем.

«Дядя Жорж»

Театр сатиры

Можно ли в это поверить? Театр сатиры, где годами не ставили ничего достойного включения в какие бы то ни было рекомендательные подборки, предлагает зрителю по-настоящему смешную комедию. По Чехову. Что?..

Чехов любил назначать свои пьесы комедиями, но давайте-ка начистоту: вам доводилось видеть веселую постановку «Вишневого сада»? «Чайки»?

«Дядю Ваню» же даже сам Антон Палыч комедией назвать не рискнул, это «сцены из деревенской жизни». А режиссер Сергей Газаров срастил эту пьесу с ее ранней и неудачной бета-версией («Леший»), позвал вышеупомянутых Александра Боровского с Дамиром Исмагиловым — и вуаля! Перед нами тонкая, хотя местами и весьма эксцентричная комедия о несчастных людях, печальных судьбах и глупой любви. В главной роли блистает Федор Лавров, но вместе с ним безупречно работает и весь коллектив спектакля. Редчайшая удача.

«Магадан/кабаре»

Театр «Около дома Станиславского»

«Около» — это театр для ценителей, это даже и не совсем театр. Он где‑то около. Маленький (но всегда битком набитый) зал, бедные декорации, простые костюмы. И запредельный уровень мастерства. Спектакли театра требуют от зрителя очень особенного самочувствия, уникального состояния, они почти не поддаются рациональному анализу, но зачастую именно «Около» оказывается любимым театром ваших любимых актеров и режиссеров. Тут ведется действительно тонкая работа.

«Магадан» — это хороший вариант продегустировать «Около». Не зайдет — не беда, продолжительность-то всего час с небольшим. Зайдет — откроете новый мир, пленительный и бескрайний. Форма кабаре, где музыкальные номера перемежаются некими драматическими фрагментами, удивительные возможности Лилии Загорской (она за «Магадан» получила «Золотую маску») и Натальи Рожковой, фирменная потусторонняя режиссура Юрия Погребничко — все это рождает истинное искусство высшей формы. Ах да, и спектаклю «Золотую маску» тоже в свое время выдали: лучший, сказали.

«Вишневый сад»

Театр на Бронной

Все страньше и страньше. Театр под руководством, прости господи, Константина Богомолова выдает крутой и крайне необычный «Вишневый сад», не прибегая к примитивному эпатажу. Режиссер Микита Ильинчик — мой ровесник, а при этом нам явлен не просто зрелый, а выдержанный, умный и бритвенно-острый спектакль. Постановщику удалось без значимых потерь втиснуть «Вишневый сад» в полтора (!) часа, тем самым вернув возможность получать удовольствие от классики огромной массе людей, для которых четырехчасовые полотна с антрактом — это перебор.

Лаконичность не превращается в торопливость, мастера сцены действуют без спешки: перед нами Игорь Миркурбанов в роли Гаева, Дмитрий Куличков в роли Лопахина. Театр на Бронной напоминает нам, что Чехов — врач, что он прагматичен и безжалостен по отношению к человеческой натуре. Стоит того.

«Русский роман»

Театр им. Маяковского

Собрались как‑то режиссер Миндаугас Карбаускис, автор Марюс Ивашкявичюс, композитор Гиедрюс Пускунигис и примкнувший к ним великий театральный художник Сергей Бархин поставить спектакль «Русский роман». Аж про Льва Толстого (ну как, почти про него). Притом умудрились сделать это так озорно, мощно и по-хулигански, что собрали целый урожай премий, а спектакль продолжает идти даже после смены худрука. Это серьезная штука, в ней есть множество элементов, заслуживающих похвалы. Но ничто даже рядом не стоит с актерскими работами Евгении Симоновой и Татьяны Орловой. Это нужно увидеть, пока спектакль жив (лавочка может прикрыться в любой момент, а потом ищи: кто снял спектакль? почему?).

Приятно, что фигуру и судьбу Льва Николаевича можно осмыслять не в душном школьном стиле, где годы жизни и вехи творчества подменяют действительность, а по-человечески, честно и интересно. После таких спектаклей хочется по-новому взглянуть на великие романы, избавленные от слоя библиотечной пыли.

Расскажите друзьям