«Ты же русская, ну говори по-русски!» Рецензия на спектакль «Мадам Бовари» Антона Федорова

26 февраля 2024 в 16:06
Фото: Мария Тихонова
В 2024 году Антон Федоров оказался одним из немногих российских режиссеров, чьи новые спектакли гарантированно становятся событиями. Не стала исключением и «Мадам Бовари», которую можно (и нужно!) увидеть в МДМ. Анастасия Паукер рассказывает, как классический французский роман выглядит на российской сцене.

Эмма Бовари — трогательная фантазерка и читательница. Она грезит о Жанне д’Арк и Сирано де Бержераке, ест круассаны, смотрит «Мечтателей» Бертолуччи, одевается в Unique Fabric, выходит замуж за врача Шарля («Вы Шарль Азнавур? Перро? Де Голль?» — с надеждой спрашивает она) и параллельно крутит головокружительные романы — в общем, живет свою лучшую французскую жизнь внутри типовой русской панельки.

Как и в романе Флобера, Эмма слишком быстро разочаровывается в своем заурядном муже, начинает искать красоту и страсть на стороне, скупает наряды, залезает в долги, а потом кончает с собой. Полностью переписав роман на интуитивно понятный русифицированный французский: «Ма маман ле тиран, мон папа тужур закладон», Антон Федоров оставляет всю сюжетную канву в целости и позволяет себе не так много вольности, как может показаться на первый взгляд. Все персонажи на месте, все основные сюжетные повороты — тоже. Наблюдая за невероятными актерскими виражами, каскадами из каламбуров и шуток на грани фола, порой можно забыть о первоисточнике — настолько неотличимы флоберовские персонажи оказываются от привычных федоровских чудиков.

Реальность эта одновременно и создание режиссера, и творение бурной фантазии Эммы Бовари. Каждый персонаж здесь с любовью ей нафантазирован: экзальтированный Леон (Сергей Шайдаков) — мим, играющий на пиле и цитирующий Трюффо или Гюго; Родольф (Артур Бесчастный) — бравурный и любвеобильный Ван Гог с отрезанным ухом; Шарль в удивительном исполнении Семена Штейнберга — растерянный, покладистый, на все согласный муж и довольно непутевый врач, у которого вечно нет пациентов, а главная профессиональная рекомендация на все случаи жизни — «оближите, обсосите»; непроницаемая мать Шарля (Ольга Лапшина), с первого взгляда невзлюбившая Эмму и крайне отрицательно относящаяся к ее литературному фетишизму.

В исполнении Натальи Рычковой порочность Эммы Бовари совсем неочевидна: уж слишком обаятельно у нее получается бормотать французские словечки, кокетничать и создавать вокруг себя красоту. И оргазмическое ночное чтение французской классики, и занятие любовью с ловеласом Родольфо (на помощь приходит прекрасная анимация, созданная Надей Гольдман) выглядят в ее случае мило и довольно невинно.

Действие разворачивается в фотостудии: тут и фоны, и освещение, и периодически щелкающая вспышка фотокамеры. Эмма и ее соседи по французской жизни периодически застывают и позируют для очередного снимка: фиксируют для инстаграмной* вечности свою утонченную жизнь с багетами. Леон и вовсе решает стать рэп-исполнителем, ведет стримы и записывает тиктоки.

В спектаклях Антона Федорова чувство юмора соревнуется с болью, абсурд — с трагическим мироощущением, милая нелепость персонажей — с неоднозначностью их поступков. Вот и «Мадам Бовари» — это серия виртуозных номеров: с одной стороны, гомерически смешных, с другой — пронизанных невыразимой тоской.

У Федорова «Мадам Бовари» — это мечта: мечта Эммы о другой жизни, красивых нарядах, Франции, умопомрачительной любви; и мечта режиссера (и его удрученного новостной повесткой зрителя) о том театре, который мог бы жонглировать словечками, запредельно каламбурить, с немыслимой легкостью рождаться прямо из наэлектризованного воздуха и не задумываться о том, что будет после того, как опустится занавес. Антон Федоров длит это прекрасное ощущение игры и старается задержаться в нем на максимально возможный срок.

А потому заранее известный трагический финал оказывается стремительным и будто бы даже неожиданным: Ионвиль за окном сменяется среднестатистическим российским пейзажем, обаятельный кредитор Лере (Рустам Ахмадеев) оказывается типичным российским бандитом, мечтательница Эмма — несчастной женщиной, много раз изменившей своему мужу, задолжавшей бешеные суммы и в итоге кончающей с собой. Лере вдруг с обаятельного псевдофранцузского переходит на узнаваемый блатной: «Че ты кудахчешь? Ты же русская, ну и говори по-русски!» Французская неуловимая реальность вдруг опрокинется в узнаваемую отечественную, рассеется и вся театральность: отключится видеопроекция, зажжется дежурный свет, на сцене замельтешат театральные сотрудники, а потом Шарль останется прощаться с Эммой под «My Girl» Курта Кобейна, прощаясь разом со всем, что успели нафантазировать Эмма Бовари, Антон Федоров и мы.


Промокод DAILYTHEATER на сайте Afisha.ru дает скидку 350 рублей на первую покупку от 3000 рублей на спектакли и концерты.


* Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.

Расскажите друзьям