Жизнь, любовь и артобстрелы: почему надо увидеть выставку о блокаде в петербургском Манеже

12 февраля 2024 в 17:03
Фото: Ирина Колпачникова
К восьмидесятилетию со дня снятия блокады Ленинграда в петербургском Манеже открылась огромная мультимедийная выставка, посвященная жизни мирных людей в осажденном городе. По нашей просьбе создатели выставки рассказывают о том, почему стоит посетить «Город-герой Ленинград».

По промокоду DAILYART вы получите 10% скидку на первый заказ билетов на «Афише».

Анна Ялова

Директор Центрального выставочного зала «Манеж»

Антон Оконешников

Режиссер выставки

Об отличии от других проектов, посвященных годам блокады

Ялова: В Санкт-Петербурге много хороших музеев, посвященных блокаде Ленинграда: Музей обороны и блокады, «Ленрезерв», музей «Прорыв», школьный музей «А музы не молчали». К тому же к памятной дате восьмидесятилетия со дня полного освобождения города многие культурные институции организовали временные выставки.

Наша выставка рассказывает историю блокады от имени простых людей, живших в осажденном городе. Неотъемлемая часть экспозиции — аудиогид, который прочувствовать происходившее с городом через истории людей. Темы, которые мы освещаем, раскрываются совершенно в ином ракурсе, когда со зрителем говорит реальный человек. У каждого героя аудиоспектакля есть реальные прототипы, при этом образы являются собирательными и основаны на сотнях подлинных дневников. Этот музейно-театральный прием позволил сделать выставку апеллирующей к чувствам: мы как будто восстанавливаем эмоциональную связь с событиями восьмидесятилетней давности.

Оконешников: В этом проекте есть большая взаимосвязь между архитектурой выставки, представленными артефактами и аудиогидом. Именно эта совместная художественная работа кураторов, архитекторов, художников и режиссера для меня самая ценная и интересная: редко в каких проектах можно взаимодействовать с публикой не просто на уровне информации, а именно театральными способами. Вот это, мне кажется, и есть особенность этого проекта.

О том, как рассказывать о блокаде восемьдесят лет спустя

Ялова: Восемьдесят лет — большой промежуток времени. Уходят из жизни ветераны ВОВ, блокадники, мы теряем живую эмоциональную нить с событиями блокады. Раньше школы устраивали встречи с ветеранами, бабушки и дедушки рассказывали свои личные истории внукам и детям. Сейчас эта практика, к сожалению, по вполне объективным причинам исчезает. Для молодого поколения события блокады становятся набором исторических фактов.

У нас на выставке есть два сценария для зрителей: пройти по экспозиции без аудиогида и увидеть историю и события через представленные в экспозиции предметы — а их более шестисот — или надеть наушники и прикоснуться к живой истории. Большинство посетителей выбирают второе.

Оконешников: Конечно, сейчас теряется эта живая связь. И вообще меняется время, люди, контекст, в котором мы существуем — и сегодня надо захватывать внимание зрителей и большими мультимедийными инсталляциями, и уникальными историями. Здесь была проведена огромная исследовательская работа, были найдены уникальные артефакты. И нашей главной задачей было рассказать историю про людей, про то, как они выживали и все-таки продолжали жить. Рассказать и сделать ее понятной современному зрителю.

Об идеальном зрителе проекта

Ялова: Идеальный зритель, вне зависимости от возраста, социального статуса, материального положения, — это тот, кого выставка изменила и позволила по-новому взглянуть на историю восьмидесятилетней давности.

Оконешников: Мы, конечно, надеемся, что выставку увидит и молодое поколение, и взрослые люди, и пенсионеры. У нас нет идеального зрителя, мы просто хотим рассказать какие‑то человеческие истории: про радость, про жизнь, про боль, про трагедию, про эмоции, которые испытывали люди тогда. И если мы сможем сделать так, что человек не просто головой поймет, но и сердцем, почувствует историю блокады города, то задача наша будет выполнена.

О собственных открытиях в ходе работы над выставкой

Ялова: Наша команда работала над этим проектом девять месяцев, и мы были потрясены некоторыми фактами, о которых ранее не знали. Например, что в блокадном городе работало шесть банков, на которых держалась финансовая система города. Или о том, что слепые в бомбоубежищах в абсолютной темноте читали вслух книги, написанные шрифтом Брайля, чтобы успокоить людей.

Оконешников: Все знают знаменитую табличку «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Но мы не знаем истории этой таблички. Когда город окружили, благодаря невероятной воле людей он пережил зиму 1941/1942 года. А в 1943 году, когда руководство группы армии «Север» поняло, что они не могут задушить город голодом, они начали от бессилия обстреливать его. Именно тогда появились таблички об артобстреле. Получается, что эти надписи не только напоминание об опасности, но и символ мужества горожан в блокаду Ленинграда. Это история, которую хотелось бы, чтобы люди, живущие в этом городе, знали.

Ялова: Еще очень трогательную историю рассказывает один из предметов нашей выставки — свадебное платье, в котором влюбленные венчались во время блокады во Владимирском соборе. Даже в это страшное, холодное и полное ужасов время людям хотелось любить, жениться, верить и надеяться. И выставка «Город-герой Ленинград» в первую очередь о жизни, о самопожертвовании, о подвиге людей, сохранивших город.

Расскажите друзьям