На какие выставки сходить в феврале 2024 года

31 января 2024 в 14:22
Клод Моне, Николай Рерих, Федор Хиросигэ — рассказываем о самых интересных выставках этой зимы в Москве, Петербурге и других городах. А в нашем телеграм-канале — еще больше выставок, на которые стоит успеть сходить до конца февраля, и промокод на скидку 10% при покупке билетов.

Москва

«Александр Константинов. От линии до архитектуры» в Новой Третьяковке

С 6 февраля по май 2024 года

В сотрудничестве с «ГЭС-2» Новая Третьяковка открывает ретроспективу художника, графика, архитектора и мастера масштабных инсталляций Александра Константинова. Экспозиция включает около сотни работ, охватывая все важные периоды и направления его творчества. Фраза «От линии до архитектуры» отразилась в дизайне экспозиции, созданном командой проектного бюро «Архитекторы асс». Специально к выставке реконструировали один из знаковых объектов Константинова — «Дерево», его создали по эскизам художника в мастерских «Своды» при поддержке Дома культуры «ГЭС-2».

«Группа „13“. В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма

С 8 февраля по 2 июня

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с любопытными и малоизвестными сюжетами отечественного искусства начала XX века. На этот раз в качестве главного героя — группа «13». Так называют объединение московских молодых художников, которое существовало с 1927 по 1932 годы. Все участники были выпускниками «Суриковки», в частности мастерской Владимира Татлина. А в их работах, посвященных динамичной городской жизни 1920-1930-х годов, отражалось искусство старых мастеров, принципы фовизма и импрессионизма. Эти работы и собрали в новой экспозиции, за выбор отвечала приглашенный куратор Надежда Плунгян. В выставку вошла графика и живопись Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Александра Древина, Надежды Удальцовой, которые сопроводит рассказ о судьбе независимых советских художников. Впервые эти работы будут показаны в диалоге с произведениями Эдгара Дега, Жана Франсуа Милле, Мориса де Вламинка и Отона Фриеза.

«Многопридельные храмы эпохи Ивана Грозного» в Музее архитектуры им. Щусева

С 22 февраля по 12 мая

Ближайшая масштабная выставка в анфиладе Музея им. Щусева будет посвящена уникальному явлению русской архитектуры — многопридельным храмам, которые строили по заказам царя Ивана IV Грозного в середине XVI века. Самый яркий пример — знаменитый Покровский собор на Красной площади. Также это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, собор Соловецкого монастыря, собор Бориса и Глеба в Старице. Чтобы зрители максимально полно могли погрузиться в зодчество эпохи Грозного, в экспозиции соберут старинные иконы, фрагменты фресковой живописи, подлинную архитектурную керамику XVI столетия, гравюры, литографии, акварели XIX века, обмерные чертежи, а еще современные графические реконструкции, которые продемонстрируют, как удавалось создавать такие сложные храмовые конструкции.

«„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина

По 10 марта

Пушкинский музей начал год с необычного проекта: на выставке представляют результаты масштабного технико-технологического исследования двух картин из, пожалуй, самой знаменитой серии Клода Моне, которые находятся в собрании ГМИИ, — это «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Технологи, реставраторы и искусствоведы получили уникальную информацию о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также смогли уточнить важные детали, касающиеся истории создания произведений.

«Николай Рерих» в Новой Третьяковке

По 10 марта

На ретроспективе Николая Рериха можно увидеть свыше сотни картин и графических листов «мастера гор» — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрези». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник. Впервые публике продемонстрируют отреставрированный задник размером 10×23 метра, который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Этот экспонат — теперь самый большой в Третьяковке — приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении — первый этап завершен специально к выставке.

Петербург

«Федор Хиросигэ. Лисий огонь» в Anna Nova Gallery

По 25 февраля

Персональная выставка Федора Хиросигэ «Лисий огонь» — это путешествие по мирам авторской мифологии художника, где образ огня освещает путь героев и становится главным посредником между измерениями. Вдохновляясь японским фольклором, буддийскими представлениями о перерождении и образами китайской литературы, художник собирает ядреный постиронический ребус, в котором все не то, чем кажется. Эстетики манги и советского монументализма сливаются воедино. Из родных берез складываются врата тории и тибетские книги, красноволосая девочка становится лисицей, а всепоглощающий огонь вдруг оборачивается очищающей стихией.

«Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже

По 17 марта

В Петербург привезли уже показанный в московском ГМИИ масштабный межмузейный проект об истории выставок современного искусства, которые проводила Королевская академия в Париже XVIII века, — знаменитые «Салоны». В экспозиции собрали популярную живопись, скульптуру и графику того времени — всего почти 200 объектов из крупнейших российских собраний. А также воссоздали характерную многоярусную развеску по жанрам. Большой раздел посвящен знаменитым «Салонам» Дени Дидро — критическим обзорам выставок в Лувре, затрагивающим вопросы не только истории искусства, но и эстетики и философии, которые влияли и на развитие вкусов коллекционеров, и на европейский рынок искусства в целом.

«Помним!» в Русском музее

По 7 апреля

В Русском музее показывают живопись, графику и скульптуры, созданные в осажденном Ленинграде, — всего более 200 работ, многие из которых выставлены впервые. Среди авторов — Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Ярослав Николаев, Александр Русаков, Василий Кучумов и другие небезызвестные советские авторы. В экспозиции — портреты, городские пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты, а также особая форма плаката — возникший в Ленинграде «Боевой карандаш» (можно сказать, наследник знаменитых «Окон РОСТА»). Особое место на выставке занимают образы разрушенных музеев и дворцов. А также произведения монументальной пластики, созданные уже в послевоенное время вместо утраченных объектов, в частности эскизы и модели знаменитых ленинградских памятников на Пискаревском кладбище и площади Победы.

«Сиамак Филизаде. Рожденные пешками» в «Эрарте»

По 14 апреля

В «Эрарту» привезли творчество иранского художника Сиамака Филизаде, чьи работы есть в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Художник создает масштабные пейзажи фантастических мегаполисов, по степени детализации напоминающие классические персидские миниатюры. Люди, предметы и смыслы сплетаются в сложные узоры, которые можно разглядывать часами. Главные персонажи Сиамака — главнокомандующий, алчный пожиратель нефти, клоун, тучный султан и пророк — обычные люди, которые в политических играх, будто в шахматах, воспринимаются как расходный материал, но на самом деле могут перевернуть весь ход игры. На выставке буквально разворачивается панорама новейшей истории воображаемой страны, где отражены социальные потрясения, культурные сдвиги, военные перевороты, межконфессиональные конфликты и прочие горячие темы современности.

«Город-герой Ленинград» в Манеже

По 12 мая

Еще один большой проект к 80-летию освобождения Ленинграда проходит в петербургском Манеже. Это выставка о людях, которые смогли сохранить город и его историческое наследие, а еще продолжали учить детей и совершать научные открытия в самый страшный период блокады Ленинграда — 1941–1942 годы. В то время посетителей перенесет аудиоспектакль, составленный на основе дневников и воспоминаний ленинградцев: женщин, детей, представителей творческой интеллигенции, ученых и всех те, кто не мог покинуть город. Героев озвучили актеры Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Гребельный. В экспозиции — более 600 исторических предметов и произведений искусства из полусотни собраний. В их числе около 200 картин и графических рисунков, среди которых работы Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартиллы, Якова Рубанчика и многих других.

Звенигород

«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века из собрания Русского музея» в Звенигородском манеже

По 25 февраля

Звенигородский манеж открыл первый после реставрации масштабный проект — еще и в партнерстве с Русским музеем. Куратором выступил его ведущий научный сотрудник Сергей Кривонденченков. На выставке собрали 56 работ главных русских художников-пейзажистов — 45 экспонатов из собрания Русского музея и 11 из коллекции Звенигородского музея-заповедника. Отличный шанс увидеть, кто формировал московскую пленэрную школу в период ее расцвета и как ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества в конце XIX века постепенно начали отходить от строгих канонов петербургской академии художеств. Для пущей атмосферности выставку сопровождает мультимедийная программа «Слышать, как трава растет» с образами мест, которыми вдохновлялись художники.

Расскажите друзьям