Москва
«Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейском музее
До 14 января
Считается, что описывая страхи и трагедии своих героев, Франц Кафка предсказал многие события XX века — от войны до тоталитарных систем в Европе. На новой выставке в Еврейском музее кураторы проследили параллели между творчеством писателя и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. Зрителю предлагают несколько направлений движения, ведущих к центру экспозиции — аллюзии на роман «Замок». Первый маршрут выстроен по мотивам рассказа «Превращение». Трансформацию мировоззрения главного героя визуализируют произведения немецких экспрессионистов — Георга Гросса, Макса Пехштейна, Эгона Шиле и других. А на втором пути воссозданы интерьер конторы, подобной той, где работал и сам Кафка, и главный герой романа «Процесс» Йозеф К. И представлены работы концептуалистов: Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других. Всего в проекте участвует более сотни произведений из Эрмитажа, Пушкинского, Третьяковки и Музея им. Щусева, а также других музейных и частных собраний.
«Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры им. Щусева
До 21 января
К стапятидесятилетию своего основателя Музей архитектуры имени Щусева проводит масштабнейшую выставку. На ней представлены около двухсот архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым в самых разных стилях — от неорусского до конструктивизма — за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено почти шестьсот предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами, моделями и макетами. Зрители познакомятся с главными творениями зодчего, среди них — Казанский вокзал, Мавзолей, гостиница «Москва», Театр оперы и балета в Ташкенте, а также его авангардные искания в лице санатория в Мацесте и здания Наркомдела. Кроме того, на выставке рассказывают о реставраторской работе Щусева в годы Великой Отечественной войны и, конечно, последнем его детище — созданном в 1945 году Музее русской архитектуры.
«Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма
До 21 января
В Музее русского импрессионизма проходит выставка живописи и графики неизвестных художников рубежа XIX–XX веков. Хотя их имена не установлены в силу исторических обстоятельств, эти работы в мастерстве ничуть не уступают картинам знаменитых живописцев. Поэтому кураторы предлагают необычный опыт — абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Пространство музея на минус первом и третьем этажах превратилось в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: «Свет», «Цвет», «Форма», «Композиция», «Фактура», «Точка и линия», «Звук и движение». Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.
«Хроника цветущих событий» в галерее «Триумф»
До 21 января
Выставка продолжает проект «Системная сборка», в котором галерея «Триумф» знакомит зрителей с художественными сценами городов России. На этот раз совместно со студией «Тихая» она демонстрирует разные грани художественной жизни Нижнего Новгорода и работы более двадцати местных авторов. Уличное искусство, ставшее в 2010-х годах визитной карточкой города, представлено в фотодокументациях новых проектов лидеров направления: Никиты Н., команды Bomse, команды «ТОЙ» и молодого поколения художников — Льва Кайса, Никиты Меры, Никиты Этогде, Веры Ширдиной, команды Lovemarket. Можно здесь увидеть и студийные практики, многие из которых экспериментальные — например, скульптурные формы Ивана Белова, графику Владимира Чернышева, объекты Артема Филатова и видео-арт Якова Хорева. Кроме того, часть произведений отсылают к самому Нижнему и его городским артефактам. В наступившем году выставку также покажут в Казани, Перми и Екатеринбурге.
«Парижская квартира» в галерее «Наковальня»
До 21 января
В преддверии Нового года в галерее «Наковальня» решили перенести посетителей в Париж: экспозиция обыгрывает эстетику французских маленьких квартир со множеством крохотных комнат, завешанных работами так плотно, что небольшие пространства превратились в полноценные галереи. А еще коллекционеры соревнуются в продуманности своих коллекций, показывая их своим гостям и меняясь предметами искусства. В качестве произведений искусства и предметов интерьера выступают работы современных художников, среди которых Алина Андрейчишена, Сергей Ануфриев, Ева Бардо, Александр Гореликов, Инна Крыжановская, Александр Крылов, Полина Майер, Влад Мальцев, Евгений Митта, Александра Михалкова, Ринат Мустафин и другие.
«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. Пушкина
До 4 февраля
Пушкинский музей и Эрмитаж снова радуют плодотворным сотрудничеством: их новый совместный проект в ГМИИ не только показывает эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, но и предлагает проследить историю коллекционирования и бытования искусства Испании в России. А она весьма богата. Первая — и на сегодняшний день крупнейшая за пределами родины — коллекция испанской живописи начала формироваться еще в XVIII веке благодаря приобретениям Екатерины II, а затем продолжилась Александром I. В экспозиции показывают более пятидесяти работ из этого собрания: Эль Греко, Веласкес, Рибера, Гойя, Соролья и другие. Также выставку дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания ГМИИ.
«Николай Рерих» в Новой Третьяковке
До 10 марта
Еще один масштабный проект к еще одному стапятидесятилетию — долгожданная ретроспектива Николая Рериха в Новой Третьяковке. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов «мастера гор» — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник. Впервые публике продемонстрируют отреставрированный задник, который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Этот экспонат — теперь самый большой в Третьяковке — приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении — первый этап завершен специально к выставке.
Петербург
«Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже
До 23 января
В новом выставочном пространстве Шуваловского дворца проходит большая ретроспектива Бориса Григорьева — художника-авангардиста, которого называли «историком славянской души». В начале XX века он писал портреты Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Мейерхольда, работал над театральными постановками. Но в 1919 году эмигрировал из России и был забыт на долгие годы. Фонд впервые представит шедевры Григорьева из своей коллекции широкой публике. Среди них — масштабное полотно «Ревизор», уникальный цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», портреты разных лет и южноамериканские пейзажи. Экспозицию дополнят произведения Григорьева из Русского музея, Третьяковки, Пушкинского музея и других коллекций: знаменитые портреты деятелей культуры, образы русского крестьянства, а также бретонские типажи, парижские сценки и декоративное панно, предназначенное для праздничного оформления Петрограда после революции.
«Марк Шагал. Под единым небом» в Bashmakov Gallery
До 18 февраля
На выставке в Bashmakov Gallery, расположенной на территории квартала «Ленполиграфмаш», показывают графику Марка Шагала из коллекции Павла Башмакова. Это одно из крупнейших частных собраний художника-авангардиста. В экспозиции предлагают проследить непростой творческий путь Шагала в его графике. Сюжеты представленных работ хорошо известны: например, гравюры к «Мертвым душам» Гоголя — это самое начало пути, первое сотрудничество с известнейшим парижским издателем Амбруазом Волларом, которое во многом положило начало всемирной известности Марка Шагала, а сами офорты позже принесли художнику Гран-при на Биеннале в Венеции. Зрелый период символизируют работы на библейские сюжеты. Кроме того, на выставке показаны произведения, посвященные важным источникам вдохновения художника: его малой родине Витебску, а также жене и музе Белле.
«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже
До 17 марта
В Петербург привезли уже показанный в московском ГМИИ проект об истории выставок современного искусства, которые проводила Королевская академия живописи и скульптуры в Париже XVIII века, — знаменитых «Салонов». В экспозиции собрали популярную живопись, скульптуру и графику того времени, а также воссоздали характерную многоярусную развеску по жанрам. Большой раздел посвящен «Салонам» Дени Дидро — критическим обзорам выставок в Лувре, затрагивающим вопросы не только истории искусства, но и эстетики и философии. Публиковались они в рукописном журнале «Литературная корреспонденция», который по подписке два раза в месяц рассылался европейским монархам, в том числе Екатерине II. Благодаря таким тесным русско-французским культурным связям в XVIII веке проект смогли организовать своими силами: более ста пятидесяти работ из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской картинной галереи, Архангельского, Павловска и Кусково.
«Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце
До 21 апреля
В Шереметевском дворце — традиционный блокбастер в рамках фестиваля «Дягилев P.S.». Название выставки отсылает к эрмитажной картине Менгса на сюжет древнегреческого мифа, в котором богини Афродита, Афина и Гера олицетворяют аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу. На выставке же решили вспомнить архетипы женщин, вдохновлявших российских художников в разные эпохи, — балерин, певиц и актрис. Открывает экспозицию зал «Мои богини!» — образ фантазийного Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. Другие разделы исследуют три пути художника: «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу» и «Светлый путь». Всего на выставке представлено сорок героинь, их портретов и историй — о любимых моделях Альфреда Эберлинга, балеринах Анне Павловой и Тамаре Карсавиной; о том, как Орест Кипренский уподобил актрису Екатерину Семенову музе трагедии; о том, как Юрий Анненков превратил портрет своей жены Елены в эмблему эпохи авангарда.
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа
До 13 мая
Русский музей показывает свою главную в этом году выставку — масштабную ретроспективу Василия Сурикова к юбилею художника. На ней представлены больше сотни его работ из собраний Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. В их числе знаменитые исторические полотна, реалистичные портреты, а также не столь известные картины на религиозные сюжеты, акварели и образцы книжной иллюстрации. Любопытно, что в работах можно узнать не только знаменитых персонажей прошлого — Александра Меншикова, Александра Суворова, Степана Разина, — но и современников Сурикова, нередко выступавших прототипами героев в исторических сценах. Кроме того, впервые после сложной реставрации на выставке представлены монументальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» — теперь они находятся практически в том же состоянии, какими их создал художник.
Иваново
«Симпатические открытия» в Музейно-выставочном центре
До 15 января
В городе конструктивизма проходит фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». В рамках него в Музейно-выставочном центре открывается любопытная выставка: на ней собрали более сотни работ нонконформистов из собрания Музея АЗ — Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Дмитрия Плавинского, Франциско Инфанте, а также известных современников — Гриши Брускина, Павла Отдельнова, Ирины Кориной, Тимофея Ради и других. На основе этих произведений 1960–2020-х куратор Александр Дашевский создал пространство исторических перекличек и параллелей. Проект построен по принципу зеркала, когда одна эпоха ищет отражения своих надежд, страхов, тупиков и отчаяния в опыте давно прошедшего периода. Таким двойником-собеседником современности на выставке становится Ренессанс — этап длительной трансформации социума, в результате которого появился современный раздираемый противоречиями мир.
Звенигород
«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже
До 25 февраля
Звенигородский Манеж открыл первый после реставрации масштабный проект — еще и в партнерстве с Русским музеем. Куратором выступил его ведущий научный сотрудник Сергей Кривонденченков. На выставке собрали пятьдесят шесть работ главных русских художников-пейзажистов — сорок пять экспонатов из собрания Русского музея и одиннадцать из коллекции Звенигородского музея-заповедника. Отличный шанс увидеть, кто формировал московскую пленэрную школу в период ее расцвета и как ученики Московского училища живописи ваяния и зодчества в конце XIX века постепенно начали отходить от строгих канонов Петербургской академии художеств. Для пущей атмосферности выставку сопровождает мультимедийная программа «Слышать, как трава растет» с образами мест, которыми вдохновлялись художники.
Серпухов
«Братья Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее
С 20 декабря
Повод отправится на выходных в подмосковный Серпухов — большая выставка братьев Маковских в только что отреставрированном Каретном сарае. В экспозицию вошли восемьдесят семь работ из двенадцати ведущих российских музеев, включая Эрмитаж, Русский музей, Третьяковку и ГМИИ. Впервые работы всех циклов Константина и Владимира Маковских собрали в одном месте и, более того, проследили связь их живописи с литературными и музыкальными сюжетами конца XIX века. Ведь дома у Маковских регулярно собирались известные художники, музыканты и писатели. Например, на выставке можно увидеть картину «Скупой рыцарь» Константина Маковского и послушать отрывок из одноименного произведения Пушкина, а «Посещение бедных» Владимира Маковского — это мир, зафиксированный в «Бедных людях» Достоевского. Кроме того, в экспозиции звучит музыка Михаила Глинки, Сергея Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов.
Истра
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» в «Новом Иерусалиме»
До 16 июня
Только что открывшийся проект в Новом Иерусалиме исследует образы и наследие XVI–XVII столетий в искусстве конца XIX — первой трети XX века. В экспозиции представлены более двухсот сорока работ из девятнадцати музейных собраний и частных коллекций, среди которых Третьяковка, Русский, Исторический и Театральный музеи, Абрамцево. На рубеже веков художники часто переосмысливали образы допетровской эпохи, выставка показывает, как проявлялся этот интерес в полотнах Серебряного века. Среди них — работы Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Александра Головина, Константина Коровина, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, вплоть до работ Павла Филонова и его учеников. Интересно, что выставка вступает в диалог с коллекцией музея, которая началась именно со знаковых предметов XVII столетия. Сначала посетитель проходит по залам постоянной экспозиции, в которые частично интегрированы выставочные экспонаты, и только потом попадает в главный зал выставки, разбитый на четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Это визуальные мотивы, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, — вместе они и составляют собирательный художественный образ России XVII столетия.