«Ромео и Джульетта. Вариации» (реж. Петр Шерешевский)
МТЮЗ, Москва
Главный хеппи-энд этого года: в версии Петра Шерешевского Ромео и Джульетта неожиданно неплохо заканчивают. Юные представители бандитских группировок девяностых виртуозно цитируют Бодрийяра и сильно отличаются от поколения своих родителей в золотых цепях и малиновых (здесь желтых) пиджаках. Шерешевский создает чрезвычайно убедительный образ России конца прошлого века и пытается поиграть в Тарантино, придумывая для нас альтернативное развитие известной истории. Слишком устал режиссер от предсказуемо печальных финалов. Если и возможна сказка в 2023-м, то такая.
«Где ты был так долго, чувак?» (реж. Антон Федоров)
Пространство «Внутри», Москва
Создатели спектакля убеждены: главный герой нашего времени — Чебурашка. Здесь эту роль исполняет Роза Хайруллина: ее Чебурашка — только что откинувшийся политзек, на ногах у него сапожки из крокодиловой кожи, он мастерски владеет феней и очень скучает по Гене. Еще имеется Петя: он тоже в который раз откинулся, а дома его ждут жена и сын. Антон Федоров создает бессюжетный замес из русской тоски, цитат из советских кинофильмов, песен группы «Кино», зоны, войны, борща и снега. «Где ты был так долго, чувак?» — бескомпромиссное и абсурдистское свидетельство нашей жизни, от которого полтора часа хохочешь, а потом впадаешь в оцепенение.
«Мандат» (реж. Сергей Женовач)
СТИ, Москва
Человека на сломе эпох, изворотливо пытающегося балансировать между прошлым и будущим, мастерски показал в своем спектакле Сергей Женовач. Его Павел Гулячкин — бывший представитель дворянства, — посреди НЭПа обзаводится самопальным мандатом, дабы провозгласить себя партийным, удачно выдать замуж сестру и тверже встать на ноги. Пьеса Николая Эрдмана, написанная век назад, оказалась очень впору 2023 году. А у Женовача получилась филигранная комедия положений с отличными актерскими работами, сверхточно сопрягающаяся с нашей действительностью.
«Котлован» (реж. Антон Федоров)
«Старый дом», Новосибирск
Первая премьера Антона Федорова в новосибирском «Старом доме», который он недавно возглавил. В спектакле задействована практически вся мужская часть труппы, и каждая роль — произведение искусства. Мужчины в брючных костюмах и резиновых сапогах, с гвоздиками в петличках то ли копают котлован для строительства светлого будущего, то ли роют братскую могилу. Антон Федоров не пытается озвучить текст Платонова во всей полноте, его задача — создать конгениальный платоновскому театральный язык. И с ней он справляется блестяще. Тот спектакль, ради которого можно и в Новосибирск слетать.
«Бесконечная история» (реж. Андрей Гончаров)
МТЮЗ, Москва
Лучший спектакль года для семейного просмотра: режиссер Андрей Гончаров и художник Сергей Илларионов создали невероятной красоты фэнтези по повести немецкого писателя Михаэля Энде. Путешествие в страну Фантазию, чья королева болеет, потому что страну пожирает Ничто, выглядит абсолютно грандиозно: это удивительные миры с кентаврами, огромными пауками, троллями и скалоедами. Произведение Энде стоит в одном ряду с работами Толкина и Льюиса, а Андрей Гончаров добавляет ему постиронии, благодаря чему родители юных зрителей попадают на свой особый уровень понимания происходящего. Спасение мира, находящегося на грани апокалипсиса, — вот, что предложил нам театр в 2023 году.
«Хиросима» (реж. Александр Плотников)
Пространство «Внутри», Москва
Чрезвычайно тихий и сдержанный спектакль об одной из самых масштабных трагедий человечества, сильно повлиявшей на наше прошлое и так отчетливо отражающейся в нашем настоящем. Плотников поставил «Хиросиму» с театральной компанией Жени Беркович «Дочери Сосо». В основе спектакля — документальные свидетельства очевидцев взрыва, собранные журналистом Джоном Херси. Актрисы «Дочерей Сосо» работают с этим текстом максимально деликатно, оставляя зазор между собой и своими героями, точно так же, как последние пытаются дистанцироваться от произошедшего. В результате недоумение, растерянность и страх перед невыразимым буквально густеют в воздухе зрительного зала.
«Маскарад с закрытыми глазами» (реж. Петр Шерешевский)
МХТ, Москва
Петр Шерешевский не только перенес действие «Маскарада» в современность (естественно), но и скомбинировал его с «Новеллой о снах» Шницлера (той самой, по которой Кубрик снял свой хит «С широко закрытыми глазами»). Его Арбенин в прекрасном исполнении Игоря Верника — лермонтовед в московском университете, Нина — его бывшая студентка. С помощью неутешительной пьесы Лермонтова режиссер проверяет современного человека: как обстоят дела с доверием к этому миру и каков сегодняшний уровень допустимых страстей. Там, где раньше накал доходил до убийства жены из ревности, сегодня — только шутки про отравленное мороженое. Но скрытая агрессия, по Шерешевскому, перерождается в иные формы и перетекает из частной жизни в общественную.
«Леопольдштадт» (реж. Алексей Бородин)
РАМТ, Москва
В основе спектакля — новейшая пьеса Тома Стоппарда, прижизненного классика и давнего соавтора Алексея Бородина. Это масштабная и одновременно изящно сотканная история нескольких еврейских семей, проживавших в Вене в районе Леопольдштадт, стартующая в канун XX века и завершающаяся в 1955 году. На фоне глобальных исторических событий складываются и рушатся несколько десятков судеб австрийских евреев. Уютные семейные ужины, любовные перипетии, философские беседы прерываются погромами, Аушвицем и войной. Алексей Бородин поставил спектакль о непреодолимой связи настоящего с прошлым, о беспрерывности исторической памяти, разрушить которую невозможно, а пытаться разрушить опасно.
«Мертвые души» (реж. Андрей Прикотенко)
«Красный факел», Новосибирск
Первая премьера Андрея Прикотенко в возглавленном им «Красном факеле» стала сразу же событием сезона. Убрав первые несколько рядов, они вместе с художницей спектакля Ольгой Шаишмелашвили предельно расширили сценическое пространство, но не стали его заполнять — только десятки фонарей покачиваются над бескрайней русской пустотой. По сцене расхаживают шикарные люди в шубах и фраках, разливается теплый свет, а Чичиков ведет свою зловещую игру. Прикотенко создает красивейшее пространство тотальной мистификации, в котором все скучают, красуются и играют по правилам Чичикова, потому что он единственный смельчак, сумевший эти правила задать. А также единственный, кто знает, как освоить бескрайние земли и бесчисленные души.
«Вишневый сад» (реж. Антон Федоров)
Камерный театр, Воронеж
На сцене старенький «фольксваген» и огромная лужа — в течение всего спектакля милые и нелепые обитатели имения будут вокруг этой лужи метаться и оплакивать не только вишневый сад, но и всю свою неслучившуюся жизнь. Но боль у них, как и всегда у Федорова, отделана филигранным абсурдистским чувством юмора, а потому «Вишневый сад» — это 3 часа 40 минут уморы. Наивысший пилотаж тут демонстрирует Камиль Тукаев, исполняющий роль Гаева — главного мечтателя и авантюриста, истово создающего иллюзию того, что не все еще потеряно. «Вишневый сад» Федорова — это уморительный плач по утраченной жизни и по утерянным опорам.
Билеты