Валерий Гергиев возглавил Большой театр. Чего от него ждать?

6 декабря 2023 в 17:46
Фото: Robbie Jack/Getty Images
Валерий Гергиев — возможно, самый известный дирижер в России, знаток музыки Вагнера, экс-худрук нескольких европейских театров — назначен главой Большого. Рассказываем о том, как произошла смена руководства в главном театре страны и как может развиваться империя Гергиева в будущем.

Художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев возглавил Большой театр. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Михаил Мишустин 1 декабря этого года. Это революционное событие могло бы произойти на две недели раньше, но обо всем по порядку.

В пятницу, 15 ноября, «Известия» первыми опубликовали новость о назначении Гергиева на новый пост. Через несколько часов питерская «Фонтанка» дала более развернутую информацию о деталях этого назначения с комментариями всех «заинтересованных» организаций — точнее, отсутствием этих комментариев. В один момент весь культурный мир страны затаил дыхание в ожидании официального объявления. Некоторые источники утверждали, что это произойдет во время удачно подвернувшегося Культурного форума в Питере в следующие три дня. Однако озвученные журналистами «планы» получили отсрочку ровно в две недели.

Предыстория решения

В феврале 2022 года мэр Милана Джузеппе Сала призвал Гергиева осудить действия России, пригрозив отменой сотрудничества с театром Ла Скала. Глава Милана также отметил, что Гергиев «неоднократно говорил, что близок к президенту Владимиру Путину». Валерий Абисалович был непреклонен в своей позиции, в результате чего и лишился должности в Ла Скале. Также прекратили сотрудничество с Гергиевым Баварская государственная опера, концертный зал Карнеги-холл в Нью-Йорке, Роттердамский филармонический оркестр.

Кэнселинг только набирал обороты. Концерты оркестра Мариинского театра в рамках Люцернского фестиваля в августе 2022-го были отменены. Оркестр Мариинки также не попал на ежегодный фестиваль в финском Миккели и в Большом зале имени Пьера Булеза Парижской филармонии. Попечительский совет Эдинбургского международного фестиваля прекратил сотрудничество с Гергиевым, который был почетным президентом организации.

Ковидный сезон, приведший с собой закрытие границы, ограничение на посещение массовых мероприятий, сложности с логистикой, международная отмена с 2022-го привели театр к большим финансовым потерям. «Урон Мариинскому театру, нанесенный тремя годами, — это примерно 12 млрд рублей, это большие деньги для любого творческого коллектива в мире, включая самые крупные театры», — цитирует Гергиева «Интерфакс».

Такие потери для статуса Гергиева и для кармана его театральной империи не могли пройти незамеченными. Особенно со стороны руководства страны.

22 марта 2022 года на встрече с лауреатами премий президента РФ в области литературы и искусства Владимир Путин выступил с неожиданным предложением. «Как вы относитесь к идее воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое‑то решение, чтобы не было лишних разговоров», — сказал глава государства, и все поняли, что формальное решение уже принято. Осталось только ждать подходящего момента.

По всей вероятности, президент оценил стойкую позицию Гергиева, который с легкостью отменил для себя весь Запад и остался верен своей стране и сценам дружественных стран. Преданность всегда ценилась очень высоко.

История явления

Дирекцию императорских театров учредила в XVIII веке Екатерина II. Ее непосредственным главой был министр императорского двора, в свою очередь, подчиненный только императору и имевший постоянный контакт с государем. Не стоит напоминать, что полномочия Гергиева вполне приближены к полномочиям его исторических предшественников.

В том или ином виде Дирекция императорских театров просуществовала до 1917 года. В связи с утратой приставки «императорские» она и сама стала малополезной.

История циклична, и новый виток мог образоваться в середине девяностых. Тогда в разговоре с Виктором Черномырдиным, премьер-министром страны, Гергиев поднял вопрос о возможном объединении театров. Снова тема возникла в информационном поле в 2002-м, когда был подписан договор о сотрудничестве между театрами. В 2011-м, накануне открытия Исторической сцены Большого, в кулуарах опять проскочил слух об объединении, но с тех пор ничего не менялось.

«Я очень рад, что Валерий Абисалович возглавит Большой театр и что театр сможет больше общаться с дирижером такого уровня. Конечно, интересна идея возрождения Дирекции императорских театров. Эта старая идея когда‑то работала», — отметил петербургский дирижер Фабио Мастранджело в комментарии для «Радио Культура», узнав о назначении Гергиева.

Самый известный альтист планеты Юрий Башмет выразил уверенность в неиссякаемом потенциале Валерия Абисаловича: «У него масса энергии. Наверняка будет что‑то меняться в театре. Раз об этом стало известно, значит, он находит в себе силы и видит перспективу».

Из значимых фигур российской культуры официально никто не выступил против назначения Гергиева на новый пост.

Будет ли объединение двух театров?

Нет.

Во-первых, этого не хочет руководство страны. Представляя нового генерального директора Большого театра, вице-премьер России Татьяна Голикова четко дала понять, что объединения не будет: «Большой и Мариинский театры как существовали, так и будут существовать как самостоятельные юридические лица».

Во-вторых, сам Гергиев очень трепетно относится к пятиглавому Мариинскому театру (Историческая и Новая сцены, концертный зал, филиалы во Владивостоке и Владикавказе). Концертный зал — предмет личной гордости маэстро, и оставлять его на еще больший произвол концертмейстеров — точно не для любящего отца.

Готов ли Гергиев полностью поменять локацию? Тоже сомнительно. Сам он неоднократно говорил, что не готов переехать из Санкт-Петербурга в Москву.

Третьим и немаловажным будет разница между культурой «боления» — то есть похода в театр — в Мариинском и в Большом. В Москве ходят из‑за бренда, из‑за моды, даже из‑за хайпа. В Питере идут за утонченностью и отсылкой к классике. Если в коридорах Большого будут обсуждать новые декорации, то в буфете Новой сцены Мариинского — говорить о зрелости Юрия Смекалова в качестве постановщика. Поэтому, скорее всего, даже с новым руководством Большой останется Большим, а Мариинка — Мариинкой

Почему Большой оказался большим только на бумаге?

В 2019 году всеподсчитывающий Forbes составил рейтинг самых высокобюджетных театров Министерства культуры. На первой позиции в рейтинге — Большой театр с общим доходом 8,628 млрд. Доля бюджетного финансирования — 57%, сумма благотворительных и спонсорских взносов — 976,6 млн. На втором месте — Мариинский театр с общим доходом 6,864 млрд. Доля бюджетного финансирования — 55,5%, благотворительные и спонсорские вклады — 7,7 млн.

Бюджеты разнятся, но уж точно не в разы. Главная разница — в количестве работы, проделываемой театрами. Мариинка в год дает около 1000 представлений (всех форматов и на всех сценах), Большой же в лучшие свои времена не давал более 350 (говорят, что в последний год это число приближалось к 450, когда руководство уже почуяло запах перемен). Следовательно, за большие деньги люди делали меньше работы, а это никому не нравилось в любые времена.

Почему о назначении Гергиева объявили только 1 декабря, а не двумя неделями раньше? Тут мы погружаемся в область догадок и теорий заговора.

30 ноября музыкальный критик Сергей Буланов опубликовал видео, на котором теперь уже экс-глава Большого театра Владимир Урин прощается с театром. Театральный функционер знал о подписанных документах и не противился новому назначению. А ведь были те, кто был против. Даже резко против.

Сразу после публикаций журналистов за кулисами началась своя «постановка». Комментарии псевдоэкспертов о том, что Гергиеву вряд ли «удастся сохранить «особый дух и атмосферу» Большого, о том, что ему не под силу управлять двумя театрами одновременно и о прочей профнепригодности. Особый интерес вызвала «новость» о сборе подписей против назначения Гергиева. Сотрудники, к которым мы обращались за комментарием, не смогли подтвердить факт сбора подписей.

Видимо, вбросы про возможные массовые увольнения, формирование единой постановочной программы и так далее привели к тому, что Минкульт взял небольшую паузу для того, чтобы еще раз прозондировать театральную почву и подобрать правильные формулировки.

Что вменяли Владимиру Урину, у которого оставались четыре года контракта?

Главный оперный театр страны (с притязанием на весь мир) несколько лет существует без музыкального руководителя и главного дирижера — такого в истории никогда не было, да и в сознании не очень укладывается. Репертуарный кризис Большого заметен даже без театрального бинокля. Балета это коснулось меньше, чем оперы, где Сергея Урсуляка в роли постановщика «Евгения Онегина» можно назвать самым большим ньюсмейкером календарного года. На Новой сцене даже устраивали конкурс чтецов: Светлана Крючкова декламировала переписку Чайковского с фон Мекк.

Плюс ни одна оперная постановка не обходилась без приглашенных солистов — своих совершенно нет. Вообще, Большой всегда был центром притяжения иностранных специалистов (до прошлой зимы) и мечтой для всех уездных и провинциальных артистов. Ситуация привела к появлению в театральных кругах шутки о том, что даже на рядовую роль няни из «Евгения Онегина» будут приглашать кого‑то со стороны.

Бесконечное и повальное кумовство в Большом стало притчей во языцех. Часто говорят, что для получения необходимой роли надо было заплатить круглую сумму: «Три-четыре года назад за партию низшего уровня [необходимо было через концертный отдел или ведущего концертмейстера заплатить] 300–400 тысяч [рублей]. <…> [Эта роль давала] престиж, репутацию и возможность работать еще где‑то или, может, продолжить в Большом», — объяснила в приватной беседе солистка одного петербургского театра, которой предлагали такое «повышение» по служебной лестнице (переписка есть в распоряжении редакции).

Последней каплей стал разгоревшийся из‑за несанкционированной записи в очередь за билетами на балет «Щелкунчик» скандал, который обернулся обращением в прокуратуру.

4 ноября стартовала продажа билетов на «Щелкунчик» в кассах театра, 5 ноября билеты начали продавать на сайте Большого. Очереди у касс не иссякали в течение двух суток, поскольку желающие купить билет должны были сначала получить браслет, который даст право покупки, и только потом занять очередь в кассу.

Однако в первый же день продаж на портале бесплатных объявлений стали предлагать как сами билеты, так и места в очереди за 15−50 тыс. рублей. Платформа объявлений самостоятельно начала блокировать продавцов мест в очереди, однако их по-прежнему можно было найти. Некоторые продавцы предлагали билеты на любые спектакли Большого, даже несмотря на их отсутствие в кассах. Появился ряд сайтов, предлагавших билеты только на «Щелкунчик».

Весь этот организационный бардак связывали непосредственно с фигурой экс-директора Большого. Вероятно, что эта история уже ушла в прошлое вместе с заявлением об уходе по собственному желанию со стороны Урина.

Кадры решают всё

Валерий Гергиев всегда и везде полагался на верных себе людей (и, как показала практика, сам платит тем же). Во главе всех подразделений Мариинского давно стоят преданные и проверенные специалисты, но что делать в случае с Большим театром?

Некоторые источники предполагают, что одним из первых людей, на кого Гергиев будет опираться при управлении Большим театром, может стать Николай Цискаридзе. Личность неоднозначная, но с двумя огромными плюсами: он выходец из Большого, знающий всю подноготную изнутри, и доверенное лицо президента страны. Разумно было бы часть питерского менеджмента перевезти в Москву, чтобы помогать тому же потенциально номинальному Цискаридзе.

Проблемным пунктом точно выглядит процесс восстановления былых достижений в опере и балете. Можно, например, отдать эту часть на откуп Теодору Курентзису, который наверняка не будет против поработать на новом поприще. Можно сделать еще хитрее и разделить репертуар: отдать французскую и испанскую часть Начо Дуато, который давно перерос Михайловский театр, а итальянскую — Фабио Мастранджело. В питерских театральных кругах давно говорят о необходимости карьерного роста самого известного итальянца России (Фабио Мастранджело — художественный руководитель Музыкального театра имени Ф.И.Шаляпина, близкий друг Гергиева) и в качестве примера приводят чуть ли не должность главного дирижера Большого.

Не самым слабым видится и вариант с увеличением полномочий для Махара Вазиева, который на протяжении почти 13 лет руководит балетом Мариинки, а с 2016 года является главой балетной труппы Большого.

Естественно, что определенная часть менеджмента вынуждена будет перестроиться под новые рельсы, но хуже уж точно не будет.

Есть ли еще порох в пороховницах?

По данным Министерства культуры, на 2021 год в стране насчитывалось 679 театров, 190 из которых работали в Центральном федеральном округе. Свежие подсчеты за 2022 год демонстрируют снижение количества театров всех форм собственности и подчинения: их осталось только 666. Тем не менее это все еще огромная экономическая, политическая, просветительская и культурная махина. Как бы это не звучало нафталиново, но это важнейший инструмент мягкой силы.

Гергиев весной отпраздновал свое семидесятилетие — для дирижера это возраст зрелости. Евгений Мравинский, многолетний главный дирижер Ленинградской филармонии, управлял оркестром в возрасте восьмидесяти четырех лет. Герберт фон Караян в восемьдесят лет вытанцовывал за дирижерским пультом. Юрий Темирканов, чьим ассистентом долгое время был и сам Гергиев, легко справлялся с любой партитурой на девятом десятке своей недавно оборвавшейся жизни. Великий Артуро Тосканини направлял свой оркестр в унисон и в восемьдесят семь.

Более того, Большой может просто не выдержать неиссякаемой энергии Гергиева, чья жизнь в постоянных перелетах и переездах вошла в театральный фольклор. Большой в последнее время выглядит достаточно неповоротливой махиной, которая с трудом хочет перестраиваться под запросы аудитории. Рихард Вагнер вполне мог бы назвать третье действие своей известной оперы «Полет Валерия», если бы застал количество передвижений маэстро по миру и стране.

В разговоре с журналистами на культурном форуме в Санкт-Петербурге Валерий Абисалович заявил, что «не искал возможности работать еще больше». Маэстро просто продолжит быть собой.

«Изначально Дирекция императорских театров — творческая институция, которая формирует систему государственного воспитания, — рассказывает историк Юрий Соколов. — Иными словами, задается планка, определяющая качество, а также выбор тем и круг произведений для постановок. Но главное — театр больше не является только лишь развлекательным явлением». По всей вероятности, сейчас настало то самое время, хоть и без формальной дирекции. Ближайшие пять лет это покажут.

Расскажите друзьям