На какие выставки сходить в ноябре 2023 года

30 октября 2023 в 19:11
Рассказываем о самых интересных выставках этой осени в Москве и Петербурге.

Москва

«Анатолий Зверев/Евгений Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность» в Музее АЗ

С 17 ноября

В Музее АЗ при участии галереи Pop/off/art открывается выставка, которая выстраивает диалог между двумя легендарными авторами-шестидесятниками — московским художником Анатолием Зверевым и ленинградцем Евгением Михновым-Войтенко (это, кстати, первый его музейный показ в столице). В экспозиции больше ста работ не только из коллекции Музея АЗ, но еще из Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний.

Отправная точка выставки — статья художника Михаила Кулакова, где он в 1981 году сравнивал две яркие фигуры московского и ленинградского андеграунда, рассказывая о творческом подходе каждого, манере общения, привычках, взаимоотношениях с женщинами и алкоголем, и выносил обоим вердикт: гениальны. Это сопоставление-исследование и продолжают создатели проекта. И в то же время предлагают проследить в их работах общие черты художественных экспериментов «оттепели».

«Виталий Барабанов. Хроники внутренней природы» в галерее A-s-t-r-a

До 26 ноября

Без названия, 2023. Из проекта «Виталий Барабанов. Хроники внутренней природы». Смешанная техника, холст, 198×148 см

Персональная выставка Виталия Барабанова посвящена взаимосвязи памяти и личных экзистенциальных состояний. Это своего рода подытог исследования, который художник начал еще в 2019 году в рамках проекта «Perfect Decay». За это время Барабанов пришел к термину «внутренняя природа», которым обозначает метафорическое путешествие во время художественной работы не только по воспоминаниям о знаковых для себя местах, но и в глубь собственного «я». Эти путешествия он фиксирует в своих работах, балансируя между абстракцией и реалистичным изображением.

Чтобы зафиксировать неустойчивость внутренних состояний, которые созвучны изменчивости реальной природы, художник использует некий конструкт сада — разные фрагменты пейзажей. На выставке можно будет увидеть несколько ретроспективных серий на эту тему, а также новые живопись и графику.

«Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры им. Щусева

До 21 января

А.В.Щусев. Проект гостиницы «Москва», перспектива со стороны Тверской улицы. 1930-е

Музей архитектуры проводит масштабнейшую выставку к стопятидесятилетию своего основателя. На ней представят около двухсот архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым в самых разных стилях — от неорусского до конструктивизма. В экспозицию включено почти шестьсот предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами, моделями и макетами.

Зрители познакомятся с главными творениями зодчего, среди них — Казанский вокзал, Мавзолей, гостиница «Москва», Театр оперы и балета в Ташкенте, а также авангардные искания в лице санатория в Мацесте и здания Наркоминдела. Кроме того, на выставке рассказывают о реставраторской работе Щусева в годы Великой Отечественной войны и, конечно, последнем его детище — Музее русской архитектуры, созданном в 1945 году.

«Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века» в Еврейском музее

До 14 января

Считается, что, описывая страхи и трагедии своих героев, Франц Кафка предсказал многие события XX века — от войны до тоталитарных систем в Европе. На новой выставке в Еврейском музее кураторы проследили параллели между произведениями писателя и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. Зрителю предлагают несколько направлений движения, ведущих к центру экспозиции — аллюзии на роман «Замок».

Первый маршрут выстроен по мотивам повести «Превращение». Трансформацию мировоззрения главного героя визуализируют произведения немецких экспрессионистов: Георга Гросса, Макса Пехштейна, Эгона Шиле и других. А на втором пути воссоздан интерьер конторы вроде той, где работал и сам Кафка, и главный герой романа «Процесс» Йозеф К. Там же представлены произведения концептуалистов: Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других. Всего в проекте участвует более сотни произведений из Эрмитажа, Пушкинского, Третьяковки и Музея им. Щусева, а также других музейных и частных собраний.

«Николай Рерих» в Новой Третьяковке

До 10 марта

Н.К.Рерих. Заморские гости. 1901

Еще один масштабный проект к еще одному стопятидесятилетию — долгожданная ретроспектива Николая Рериха в Новой Третьяковке. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов «мастера гор»: от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрези». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник.

Впервые публике продемонстрируют отреставрированный театральный задник размером 10×23 метра (теперь это самый большой экспонат в Третьяковке), который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Его приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении — первый этап завершен специально к выставке.

«Куплю гараж» в Музее Москвы

До 10 марта

Музей Москвы совместно с Музеем транспорта рассказывают о том, как гараж — заветные 18 м² личного пространства — в советские годы становился местом самовыражения и территорией свободы миллионов людей. Здесь не только оставляли машину и коротали часы за ее ремонтом, но и собирались с друзьями, хранили соленья и картошку, устраивали творческие мастерские. Экспозиция поделена на несколько «гаражей», посвященных разным функциям этого пространства в XX веке. Также на выставке представлены легендарные автомобили из Музея транспорта и частных собраний: ВАЗ-2103, «Москвич-407», «Запорожец», ГАЗ-21 «Волга», «Труд» и другие. А среди интерактивных инсталляций — «стратегический запас» с домашними заготовками и «витрина счастья» советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза «Мадонна», радиолы и другими артефактами из фондов Музея Москвы.

Отдельная зона отсылает к загаражным пространствам и формировавшимся вокруг них «детским государствам». Здесь посетители смогут пройти по мини-лабиринту, имитирующему типовые советские гаражи и сараи, с подсказками о прошлом их визитеров. А еще увидеть «за гаражами» граффити от современных стрит-артистов.

Петербург

«Панк-культура. Король и Шут» в «Севкабель Порту»

С 3 ноября

После показа в московском «Винзаводе» масштабную экспозицию о феномене панка привезли в Петербург. Разглядывая интерактивные объекты от Planet9, архивные материалы и современные арт-инсталляции, можно узнать, как эта субкультура влияла на моду, искусство и жизнь людей по всему миру. Выставка построена в виде двух образных таймлайнов: один расскажет об истории жанра от рождения группы Sex Pistols до современного русского панка, а другой — о группе «Король и Шут». Петербург в ее истории занимает особое место: на этот раз появятся материалы о культовом ленинградском панк-рок-клубе Tamtam, где они выступали с со своими первыми концертами. А еще здесь есть зал с работами отечественных концептуалистов и постмодернистов.

«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» в Манеже

До 3 декабря

Петербургский Манеж не перестает радовать сильными выставками — на этот раз в партнерстве с Третьяковкой и Русским музеем. Продолжая проект 2021 года об истории русской скульптуры XVIII–XX столетий, новая экспозиция фокусируется на ее развитии в прошлом веке — наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте этого вида искусства. На выставке собрано более трехсот скульптур из сорока восьми российский собраний. Среди них — работы двухсот ваятелей, в том числе Михаила Аникушина, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи. Интересно, что концепция проекта объединяет два культурных пласта ХХ столетия и предлагает проследить хронику XX века в скульптуре и скульптуру XX века в документальной хронике.

«Андрей Кузькин. Жить забыть жить забыть» в галерее Anna Nova

До 10 декабря

Персональная выставка Андрея Кузькина в галерее Anna Nova — это размышление о жизни и смерти, памяти и забвении. Художника интересуют противоречащие друг другу смысловые установки и вытекающий из них внутренний конфликт. Экспозиция состоит из двух художественных высказываний, которые за несколько лет ничуть не потеряли своей актуальности.

На первом этаже галереи располагается проект 2021 года «Я еще жив. Я еще жива», в котором художник предлагает всем желающим поучаствовать в перформативной акции, написав на подготовленных белых листах А4 текст: «Я еще жив (-а). Имя, фамилия, число, подпись». «Расписка» тут же вставляется в рамку и становится частью экспозиции. Собирая этот архив, Кузькин пытается сохранить личный голос и утвердить ценность единичной жизни. На втором этаже галереи представлена инсталляция 2019 года «Дар забвения, или Формула пустого мира», которая напрямую сталкивает нас с механизмами забывания исторических трагедий и коллективных травм.

«Исчезнет или превратится» в Культурном квартале «Брусницын»

До 10 декабря

В Петербурге уже в седьмой раз проходит Фестиваль искусств Востока DairaFest, который традиционно собирает самобытных художников и музыкантов различных этносов. Центральное событие программы — выставка в пространстве «Брусницын». Это художественная интерпретация исследований семейной памяти и традиций в Азербайджане, Узбекистане, Турции, а также в Татарстане и Дагестане.

Экспозиция разделена на пять глав. Внутри каждой разворачивается история поколений одной семьи, в которой бережно сохраняется какая‑то традиция: ремесленное искусство, духовное знание, музыка, кочевничество или антикварный родовой музей. Посетители словно окажутся в настоящей этнографической экспедиции и попадут в камерное пространство каждой семьи, наполненное звуками их дома, документальными монологами, старинными фотографиями, предметами этнографии, аудиоинсталляциями и видео-артом.

«Школа Филонова» в Русском музее

До 29 января

Т.Н.Глебова. Две художницы. 1939. Холст на картоне, масло.

В Мраморном дворце проводят ликбез по творчеству «филоновцев» — так принято называть участников «Коллектива мастеров аналитического искусства», существовавшего с лета 1925 года до смерти Павла Филонова в декабре 1941-го. За это время его ученики провели несколько ярких выставок, оформили спектакль «Ревизор» в Доме печати и создали иллюстрации для первого русскоязычного издания карело-финского эпоса «Калевала» в 1932 году.

Со всеми этими гранями школы Филонова кураторы и предлагают познакомиться на выставке. На ней представлены эскизы костюмов, иллюстрации, первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, созданные под руководством учителя, и четыре больших панно с выставки в Доме печати: «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской. Кроме того, впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные музеем в последние десятилетия.

«Марк Шагал. Под единым небом» в Bashmakov Gallery

До 18 февраля

На новой выставке в Bashmakov Gallery, расположенной на территории квартала «Ленполиграфмаш», показывают графику Марка Шагала из коллекции Павла Башмакова. Это одно из крупнейших частных собраний художника-авангардиста. Экспозиция предагает проследить непростой творческий путь Шагала в его графике.

Сюжеты представленных работ хорошо известны. Например, гравюры к «Мертвым душам» Гоголя — это самое начало пути, первое сотрудничество с известнейшим парижским издателем Амбруазом Волларом, которое во многом положило начало всемирной известности Марка Шагала, а сами офорты позже принесли художнику Гран-при на Биеннале в Венеции. Зрелый период показывают работы на библейские сюжеты. Кроме того, на выставке представлены произведения, посвященные важным источникам вдохновения художника: его малой родине Витебску, а также жене и музе Белле.

Расскажите друзьям