Искусство

На какие выставки сходить в октябре 2023 года

4 октября 2023 в 13:00
Рассказываем о самых интересных выставках, которые работают в Москве, Петербурге и других городах.

Москва

«Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры им. Щусева

С 4 октября по 21 января

Музей архитектуры имени Щусева проводит масштабнейшую выставку к 150-летию своего основателя. На ней представят публике около двухсот архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым в самых разных стилях — от неорусского до конструктивизма — за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено почти шестьсот предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Зрители познакомятся с главными творениями зодчего, среди них — Казанский вокзал, Мавзолей, гостиница «Москва», Театр оперы и балета в Ташкенте, а также его авангардные искания в лице санатория в Мацесте и здания Наркоминдела. Кроме того, на выставке рассказывают о реставраторской работе Щусева в годы Великой Отечественной войны и, конечно, последнем его детище — Музее русской архитектуры, созданном в 1945 году.

Алексей Щусев. 150
Выставка в Москве / до 1 января

«Николай Рерих» в Новой Третьяковке

С 10 октября по 10 марта

Еще один масштабный проект к еще одному 150-летию — долгожданная ретроспектива Николая Рериха в Новой Третьяковке. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов «мастера гор» — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник. Впервые публике продемонстрируют отреставрированный театральный задник размером 10×23 метра (теперь это самый большой экспонат в Третьяковке), который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Его приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении — первый этап завершен специально к выставке.

Николай Рерих
Выставка в Москве / до 1 января

«Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма

С 12 октября по 21 января

В Музее русского импрессионизма открывается выставка живописи и графики неизвестных художников рубежа XIX–XX веков. Хотя их имена не установлены в силу исторических обстоятельств, эти работы в мастерстве ничуть не уступают известным живописцам. Поэтому кураторы предлагают необычный опыт — абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Пространство музея на –1 и 3 этажах превратится в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.

Автор неизвестен. Коснуться главного
Выставка в Москве / до 1 января

«Зеркало сцены» в «ГЭС-2»

До 17 декабря

В «ГЭС-2» продолжают проекты-исследования, посвященные культуре разных городов России. На этот раз героем выставки стал Челябинск. Она посвящена людям, которые в нем живут, общественным пространствам и потайным уголкам, сообществам и тому, как они воспринимают и создают культуру. Это и есть сцена, фигурирующая в названии проекта.

Выставка состоит из пяти сцен. Каждая из них показывает разные взгляды на жизнь человека в городе и многообразие способов восприятия городской культуры. Среди экспонатов — документы из челябинских музеев, архивов и частных коллекций, а также современная живопись, скульптура, видео-арт, дневниковые заметки, текстиль и театральные декорации. Символическим эпилогом выставки служит аудиоспектакль-­прогулка, в котором режиссер Иван Миневцев и драматург Ирина Васьковская создали коллективную историю любви на основе интервью и воспоминаний жителей Ленинского района Челябинска.

Зеркало сцены
Выставка в Москве / до 1 января

«Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее

До 21 января

В преддверии двухсотлетнего юбилея Третьяковская галерея проводит масштабную ретроспективу Алексея Боголюбова — значимого пейзажиста второй половины XIX века. На ней собрали сто двадцать работ художника из пятнадцати музейных собраний. Особенно знамениты его большие батальные картины, которые до мельчайших деталей достоверно изображают сражения русского военно-морского флота. На выставке эти полотна впервые соединяются с эскизами из целого ряда музейных коллекций.

Кроме того, Боголюбов был передвижником и много путешествовал по Европе: в пленэрных этюдах из этих поездок он запечатлел солнечную атмосферу Италии, красоту швейцарских гор и пасмурность северного французского побережья. Живописные этюды соседствуют на выставке с рисунками из путевых альбомов — это акварели, сепии и пейзажи в технике папье-пелле из Русского музея и Третьяковской галереи, большинство из которых показывают впервые. Также экспозиция раскрывает Боголюбова как приближенного российских императоров, создателя Радищевского музея в Саратове и Общества русских художников в Париже.

Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
Выставка в Москве / до 1 января

«Родченко. Личное» в центре «Зотов»

До 28 января

В Центре «Зотов» открылась выставка, посвященная новатору в области фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александру Родченко. На ней представлено пятьдесят восемь знаковых фотографий двадцатых-тридцатых годов, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и письма. Экспозиция поделена на пять тематических разделов — «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья». Так, посетителям предлагают отправиться вместе с художником на прогулку по городу, отбирая образы и кадрируя сюжеты; встретиться в мастерской с его друзьями и коллегами по цеху; узнать, почему художник предпочитал кепку французской шляпе, кто такие мульки и каких цветов «нет и не будет».

Родченко. Личное
Выставка в Москве / до 1 января

Петербург

«Павел Варфоломеевич Кузнецов» в Русском музее

С 13 октября до 29 января

Павел Кузнецов — один из самых известных художников начала ХХ века, ученик Серова и Коровина, участник «Голубой розы». Однако его монографической выставки ни в Москве, ни в Петербурге не было уже давно. К стасорокапятилетию мастера Русский музей, который обладает большой коллекцией его работ разного периода, проводит большую ретроспективу. На ней представлены и его важнейшие работы 1910-х годов, когда художник начал творческие поездки по Заволжским степям и Туркестану, знакомясь с природой и бытом народов Востока, и полотна советского периода, под стать времени посвященные темам нового колхозного и индустриального строительства. А также натюрморты разных лет, в которых тоже прослеживается влияние соцреализма.

«И просто, и тёмно» в Доме радио

До 5 ноября

Дом радио и MYTH Gallery открыли совместную выставку Вадима Михайлова и Ульяны Подкорытовой. В своих практиках оба художника создают авторские мифологии и псевдофольклорные миры, через которые ищут ответы на вопросы сегодняшнего дня. Название проекта — строчка из стихотворения Марины Цветаевой, которое говорит о загадочном преображении лирической героини, показывая, как одно состояние магическим образом переходит в другое. По сути на этом принципе противопоставления основано и человеческое мышление в целом, и логика мифологического повествования. Он же лежит и в основе экспозиции: мрачные образы Вадима Михайлова представлены на светлом седьмом этаже Дома радио, транслирующие свет объекты Ульяны Подкорытовой, напротив, помещены в подвальный бар. Во время медиации (попасть на выставку можно только с ней) зритель совершит путешествие между полярными мирами верха и низа. Но благодаря превращениям, перевертышам —– добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти — увидит, что на самом деле полярности неразрывно связаны, а темнота — условие существования света.

«Станислав Юлианович Жуковский» в Русском музее

До 23 октября

Станислав Жуковский — один из ярких представителей лирического пейзажа в эпоху серебряного века. Будучи учеником Василия Поленова и Исаака Левитана, он соединил традиции русского реалистического пейзажа и приемы импрессионистов. Его волновали состояния природы на грани смены времен года и часов дня. Поэтому на поэтичных полотнах Жуковского часто запечатлены «лунные ночи», «поздние снега» и «ранние весны».

Также на рубеже веков его более, чем кого‑либо из русских живописцев, волновала тема разрушавшейся старой усадебной культуры. В его интерпретации усадебные пейзажи звучат то оптимистично, то пронизаны светлой меланхолией и предчувствием утрат. И по настроению напоминают рассказы Чехова, Бунина и Белова. Кроме того, верный пейзажному жанру Жуковский изредка писал портреты и натюрморты, создавал театральные декорации, а также возродил старинный жанр усадебных интерьеров и тем самым запечатлел многие безвозвратно утраченные объекты. На выставке, посвященной стопятидесятилетию со дня рождения мастера, можно познакомиться с работами 1890–1920-х годов из собраний Русского музея и Музея-квартиры И.И.Бродского, а также ряда частных коллекций Санкт-Петербурга.

Станислав Юлианович Жуковский
Выставка в Санкт-Петербурге / до 1 января

«Владимир Лебедев. Портрет художника на фоне дневника» в K Gallery

До 10 декабря

В K Gallery открывается выставка советского художника-графика и иллюстратора детских книг Владимира Лебедева. Этот проект в галерее готовили несколько лет — с тех пор, как в ее владение попал личный архив мастера. Открывается он сейчас к выходу двухтомного издания о Лебедеве, для которого заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева расшифровала его рукописный дневник. В экспозиции — работы из этого собрания, а также частных коллекций Москвы и Петербурга. Это как ранние иллюстрации к первой советской книге для детей — сборнику «Елка», так и агитационные плакаты для «Окон РОСТА» и зрелые живописные полотна, за которые советские критики обвиняли художников в подражании импрессионистам и отходу от реализма. Отдельное место отведено графическим листам Лебедева, в которых лучше всего можно разглядеть его дар рисовальщика.

Владимир Лебедев. Портрет художника на фоне дневника
Выставка в Санкт-Петербурге / до 1 января

«Борис Григорьев. Первый мастер на свете» в Музее Фаберже

До 23 января

В новом выставочном пространстве Шуваловского дворца пройдет большая ретроспектива Бориса Григорьева — художника-авангардиста, которого называли «историком славянской души». В начале XX века он писал портреты Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Мейерхольда, работал над театральными постановками. Но в 1919 году эмигрировал из России и на долгие годы был забыт. Фонд впервые представит шедевры Григорьева из своей коллекции широкой публике. Среди них — масштабное полотно «Ревизор», уникальный цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», портреты разных лет и южноамериканские пейзажи. Экспозицию дополнят произведения Григорьева из Русского музея, Третьяковки, Пушкинского музея и других коллекций: знаменитые портреты деятелей культуры, образы русского крестьянства, а также бретонские типажи, парижские сценки и декоративное панно, предназначенное для праздничного оформления Петрограда после революции.

Борис Григорьев. Первый мастер на свете
Выставка в Санкт-Петербурге / до 1 января

Иваново

Фестиваль «Симпатические открытия»

С 6 октября по 10 марта

В городе конструктивизма Иванове проходит фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». В рамках него в «Музейно-выставочном центре» открывается любопытная выставка: на ней собрали более сотни работ нонконформистов из собрания Музея AZ — Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Дмитрия Плавинского, Франсиско Инфанте, а также известных современников — Гриши Брускина, Павла Отдельнова, Ирины Кориной, Тимофея Ради и других.

На основе этих произведений 1960–2020-х куратор Александр Дашевский создал пространство исторических перекличек и параллелей. Проект построен по принципу зеркала, когда наша эпоха ищет отражения своих надежд, страхов, тупиков и отчаяния в опыте давно прошедшего периода. Таким двойником-собеседником современности на выставке становится Ренессанс — этап длительной трансформации социума, в результате которого появился современный раздираемый противоречиями мир.

Звенигород

«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века из собрания Русского музея» в Звенигородском манеже

С 4 октября по 25 февраля

Звенигородский манеж открыл первый после реставрации масштабный проект — да еще и в партнерстве с Русским музеем. Куратором выступил его ведущий научный сотрудник Сергей Кривонденченков. На выставке собрали работы главных русских художников-пейзажистов — учителей, друзей и последователей Исаака Левитана: Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова и других: 45 работ из собрания Русского музея и 11 из коллекции Звенигородского музея-заповедника. Отличный шанс увидеть, кто формировал московскую пленэрную школу в период ее расцвета и как ученики Московского училища живописи ваяния и зодчества в конце XIX века постепенно начали отходить от строгих канонов Петербургской академии художеств. Для пущей атмосферности выставку сопровождает мультимедийная программа «Слышать, как трава растет» с образами тех мест, которыми вдохновлялись художники.

Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века из собрания Русского музея
Выставка в Звенигороде / до 1 января
Расскажите друзьям
Читайте также