Москва
«Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма
До 24 сентября
В Музее русского импрессионизма завершается выставка, посвященная одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В начале XX века она поддерживала многих отечественных художников-новаторов. И собрала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других художников. А в 1910-е годы в своем Художественном бюро в Санкт-Петербурге провела персональную выставку Натальи Гончаровой и «Последнюю футуристическую выставку картин „0,10“», на которой публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Помимо работ из личного собрания Добычиной, в экспозиции можно увидеть и картины с этих легендарных выставок.
«После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 24 сентября
В Пушкинском музее продлили проект о том, как развивалось искусство после финальной выставки импрессионистов в 1886 году — это последний шанс его увидеть. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков наглядно показывают, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, от подражания перешли к созданию новых авангардных течений. Особое внимание уделено пуантилизму, с помощью которого молодые Гончарова, Малевич и Фальк открывали для себя импрессионизм. Также здесь можно проследить переклички между Сислеем и Серовым, Матиссом и Петровым-Водкиным, Сезаном и Машковым. Для этого в трехэтажную постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки встроили русскую живопись из собраний ГМИИ, Русского музея, Третьяковки и региональных музеев.
«Пустая трата времени» в галерее «Наковальня»
До 24 сентября
Расширенная версия проекта, который «Наковальня» показывала на фестивале «Архстояние-2023», — групповая выставка современных художников, которые вдохновляются видеограми, но при этом работают в классических техниках с вековой историей. Многие участники уже знакомы посетителям галереи по персональным проектам, среди них — Александр Крылов, Антон и Артем Матвеевы, Хассан Мустафин, Михаил Рубанков. Также в экспозиции можно познакомиться с выдающимися образцами игрового дизайна, которых куратор Стас Ломакин тоже называет искусством. Получился небольшой музей культовых видеоигр, важный для понимания контекста.
Blazar 2023 в Музее Москвы
С 21 по 24 сентября
Cпутник Cosmoscow — ярмарка молодого современного искусства Blazar — традиционно пройдет в Музее Москвы. Как всегда, свои стенды представят и независимые художники, и галереи; среди них — как московские «Наковальня», A-s-t-r-a и Ruarts Gallery, так и казанский центр современной культуры «Смена» и питерская Didi Gallery. Главное правило: участвовать в ярмарке могут только авторы младше тридцати пяти лет. Кроме того, в этом году своя секция будет у «Агентства креативных индустрий» — оно отобрало двадцать молодых художников, которые смогут представить свои работы и заработать на их продаже. В запущенной в прошлом году секции «Цифровое искусство» можно будет приобрести онлайн-работы. Также в программе — лекции и дискуссии о современном искусстве, российском арт-рынке и коллекционировании.
Cosmoscow 2023 в «Экспоцентре»
С 29 сентября по 1 октября
На этот раз главная российския ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в «Экспоцентре». Пока о программе и стендах известно не так много, но уже объявлены победители некоммерческой программы фонда. «Художником года» стал Артем Филатов. Он представит проект «Все исчезнет!» — серию ручной графики, нарисованной «зеленкой», которая постепенно выцветает при воздействии света. К каждому листу прилагается металлическая скульптура как некая капсула времени для его хранения. «Музей года» PERMM представит проект, посвященный уникальной реновации бывшего здания автомобильного центра под новое пространство музея. Интересно, что павильон в виде тотальной инсталляции для музея проектирует художник Василий Кононов-Гредин. А на стенде «Институции года» музей ZAMAN расскажет о своем понимании «времени» и проектах в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Чувашии и Марий Эл. В дни ярмарки по традиции пройдет и образовательная программа, куратором которой в этом году выступит искусствовед и основатель «Художественного журнала» Виктор Мизиано.
«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ
До 8 октября
В Музее AZ нужно успеть увидеть проект, посвященный главному герою собрания — московскому нонконформисту Анатолию Звереву. Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта фраза и стала смысловым центром выставки. На ней впервые представлены трактаты Зверева, в которых он не раз вступал в диалог с «титаном эпохи Возрождения». Их объединяло созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем — творить без академических норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и чутью. Раскрывая эту идею, на трех этажах музея кураторы показывают более ста семидесяти работ Зверева: не только знаменитые портреты и автопортреты, пейзажи и циклы графики, но и недавно приобретенные полотна «Сосна в Щукино» и «Дворик в Сокольниках», а также портреты поэта Арсения Седугина.
«Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов» в Новой Третьяковке
До 5 ноября
После дебюта в Петербурге в Новую Третьяковку привезли персональную выставку Александра Рубцова. Окончив Академию художеств, он получил звание художника по живописи и право на пенсионерскую поездку. И, совершив путешествие по европейским городам, в 1914 году оказался в Тунисе, где обосновался и стал зарабатывать портретами на заказ. Также художник путешествовал по Алжиру и Марокко, запечатлел пески Сахары и горы Атласской гряды. Работая в манере, близкой к постимпрессионизму, он передавал насыщенный солнечный свет и восточный колорит — изображал элементы мавританского фольклора и арабского быта. И прославился этими экзотическими работами во французских кругах в 1920-е годы. Сегодня большая часть работ Рубцова принадлежит российскому бизнесмену родом из Туниса Меди Дуссу. Для выставки привезли восемьдесят пять картин и рисунков из его коллекции. Также в экспозиции представлены полотна учителя Рубцова — Яна Ционглинского — и работы тунисского периода Василия Кандинского.
«Лев Бородулин. Предугадать момент» в Еврейском музее
До 17 ноября
В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка, посвященная жизни и творчеству легендарного спортивного фотографа-новатора Льва Бородулина, одного из ведущих фотографов журнала «Огонек». Пожалуй, самый знаменитый его снимок тех лет — «С вышки», где спортсменка запечатлена со спины в момент прыжка на летних Олимпийских играх 1960 года. Выставка состоит из пяти разделов, охватывающих все основные этапы его творчества: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль 1973 году. Там он тоже снимал спортивные мероприятия, а также повседневный быт Израиля и, как и во время жизни в СССР, много путешествовал, сохраняя впечатления в фотографиях.
Петербург
«Свешников» в «Росфото»
С 1 сентября
Новая выставка в «Росфото» посвящена легендарному фотографу ленинградского андеграунда Сергею Свешникову. На ней представлено более 200 произведений, где запечатлены художники Тимур Новиков и Сергей Курехин, музыкальные группы «Телевизор» и «Ноль» и другие герои восьмидесятых–нулевых годов. Также зрители увидят работы из серии «Энтропия» — монохромные фотографии, раскрашенные автором вручную; снятый на инфракрасную пленку проект «Монрепо», фотоснимки для пластинок и обложек журналов и отпечатки с негативов, ранее никогда не демонстрировавшиеся широкой публике.
«Архитектон» в «Манеже»
С 13 по 17 сентября
В петербургском «Манеже» впервые пройдет архитектурный фестиваль «Архитектон». В программе, помимо масштабного форума и премии, выставка, где кураторы представят свой взгляд на архитектуру Петербурга через призму истории искусства и современных художественных практик. Например, историк Андрей Ларионов в своем проекте показывает, как менялась ленинградская архитектурная школа в семидесятые–девяностые годы под действием мировых трендов. Раздел «Руина» проекта alterspb под кураторством архитектурного критика Владимира Фролова поможет увидеть, как трактуются темы материала и времени в творчестве нового поколения. А в мультисенсорной интерактивной инсталляции от SA lab и Gonzo: Research&Art покажут Петербург будущего. Также на протяжении всех фестивальных дней будут проходить дискуссии и лекции с участием архитекторов, урбанистов, градозащитников, архитектурных критиков, девелоперов и культурных институций.
«К слову. Еже писахъ — писахъ»
До 24 сентября
Ко дню рождению Анны Ахматовой в Фонтанном доме показывают свыше сотни подлинных рукописей поэтессы и ее современников — эти основные ценности литературного музея редко экспонируются из‑за плохой сохранности и впервые представлены в таком объеме. В полумраке выставки посетители увидят, каким был почерк Николая и Льва Гумилевых, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского. Образный строй экспозиции дополняет видео-арт Сергея Падалко, вдохновленный инсталляцией «Фонтан букв» у входа в музей. Она словно «прорастает» из сада в выставочном зале: буквы появляются на стенах, движутся, распадаются и снова собираются в слова и строчки на поверхности рукописного листа.
«Клин Новикова. Новая академия изящных искусства» в Русском музее
До 25 сентября
Выставка в Михайловском замке приурочена к шестидесятипятилетию Тимура Новикова — художника и создателя движения «Новая академия изящных искусств». Как можно догадаться из названия, Новиков и его сподвижники возрождали традиции академизма и ученичества, но уже в новом, более свободном, ключе, в духе времени перестройки. В экспозиции представлено более шестидесяти произведений двадцати трех художников «Новой академии» в разных техниках — от живописи и скульптуры до видео-арта, компьютерной графики и моды. В них можно проследить, как развивались и экспериментировали неоакадемисты с начала девяностых до завершения десятилетия движением «Новых серьезных» — их первая выставка в 1999 году, кстати, тоже прошла в Михайловском замке, а именно в Николаевских покоях.
«Гравюры и рисунки: диалог искусств. От Дюрера до Гойи»
До 1 октября
В Зимнем дворце открылось новое экспозиционное пространство — Галерея графики, — где раз в четыре месяца будут сменяться выставки западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Их в собрании Эрмитажа более шестиста тысяч, но демонстрируют публике их нечасто: графика быстро выгорает и ветшает вне хранилища. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям. Первая выставка посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, поэтому на ней собрали шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более сотни листов Дюрера, Пармиджанино, Гольциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.
«Борис Казаков. Врачи/Избушки» в Marina Gisich Gallery
С 6 сентября до 25 ноября
Marina Gisich Gallery представляет проект Бориса Казакова — художника-графика и одного из моторов петербургского параллельного кино. Работая в традиции «дикого» рисования ленинградских «Новых художников» и «Некрореалистов» восьмидесятых годов, он создал фильм «Колы», собравший призы престижных международных кинофестивалей и находящийся теперь в коллекции Музея кино в Амстердаме. На время выставки куратор и экспозиционер проекта Катя Бочавар трансформировала пространство галереи в мастерскую художника. Здесь можно не только погрузиться в созданный им «мир врачей и избушек» и увидеть его фильмы, видео-арт, живопись, графику и объекты, но и встретить самого Бориса Казакова. В некоторые дни он будет находиться в пространстве выставки и рассказывать свои истории.