Школа журналистики на «Стрелке» проходит второй год подряд. В прошлый раз двухнедельный воркшоп проводил редакционный директор ИД The Moscow Times Юрий Сапрыкин. Вместе с ним один из лучших фотографов страны, Юрий Пальмин, учил понимать и снимать архитектуру. В результате студенты выпустили альманах «ВДНХ. Модель в разрезе».
Перед запуском новой школы «Афиши Daily» кураторы и участники прошлогоднего воркшопа рассказали об учебном процессе, финальном проекте о ВДНХ и новых планах.
«ВДНХ — это место с богатейшими культурными пластами, это территория, которая сама рассказывает о себе, и все те способы говорить о городе, которые мы пытались бегло рассмотреть в рамках курса, идеально применимы к ВДНХ — как к городу в миниатюре со своей историей, экономикой и мифологией. В результате мы сделали журнал, который оказался не вполне журналом; здесь собраны почти два десятка статей в разных жанрах (от аналитической статьи про бизнес до лирической зарисовки), которые могли бы появиться на страницах очень разных изданий (от делового еженедельника до литературного альманаха). Мы не предупреждали администрацию ВДНХ о наших планах и не договаривались о том, какая у этого сборника должна быть сверхзадача и какая от него может быть польза, — нам всего лишь хотелось, чтобы каждый из слушателей курса рассказал о выставке свою неповторимую историю. Неважно, под каким углом каждый из авторов смотрел на выставку, — важно, что этот угол он выбрал сам, и мы надеемся, что нам удалось рассказать эти разрозненные истории честно и внятно».
«Готовясь к своему трехдневному курсу на «Стрелке», я прежде всего задумался над двумя вопросами: какую пользу может извлечь из наших встреч студент и какую хорошую для окружающих работу мы сможем произвести. На наше общее счастье, Юрий Сапрыкин свой курс по городской журналистике посвятил ВДНХ. Мы бы и так отправились туда наблюдать жизнь архитектуры в искусственной среде — наподобие зверья в зоопарке. Для начинающего архитектурного фотографа в нашем городе нет более правильной учебной площадки. Здесь можно экспериментировать и, наоборот, предаваться классическим штудиям, можно искать строгие геометрические структуры или упражняться в социальной и институциональной критике. Ограниченные сроком интенсива, мы с радостью взяли на себя роль иллюстраторов и визуальных толкователей текстов, родившихся у участников воркшопа Сапрыкина».
«После воркшопа моя жизнь изменилась довольно кардинально: я наконец-то поняла, что мне необходимо заниматься фотографией более осознанно. Узнав, что Юрий Пальмин возвращается преподавать в Британскую высшую школу дизайна, пошла подавать документы».
Что сделала: Исходила территорию ВДНХ вдоль и поперек, нашла все павильоны, построенные для выставки 1939 года.
«На последнем занятии я сидела и слушала, как Юрий Геннадьевич разбирает тексты, что говорит авторам, и внимательно читала, что написали другие участники воркшопа. Вещи, которые я раньше понимала интуитивно и не могла проверить или объяснить логически, сложились в четкую картинку».
Что сделала: Изучила историю снесенных зданий, выбрала 10 самых ярких объектов, которые были бы украшением ВДНХ и сейчас, но их история сложилась иначе.
«Наши разговоры — так мы называли лекции — помогли посмотреть на город под другим углом, дали новую оптику. Городские темы ведь не исчерпываются условными велодорожками и бесконечными подборками «Чем заняться в парках». Я во всем видела потенциальные темы для материалов — другое дело, что большинство из них так и не написаны. Не могу сказать, что из-за воркшопа я как-то поменяла жизнь, но во время курса я вдохновилась, вспомнила, за что люблю эту профессию, хотя общение и работа с Юрием Геннадьевичем не только веру в журналистику, но и в человечество может вернуть (простите)».
Что сделала: Поговорила с владельцами нескольких точек общепита, у которых не получилось адаптироваться под новые реалии.
«После воркшопа я поменяла взгляд на городскую среду, раньше во всем видела только негатив, агрессию и запреты. Теперь я уже и платные парковки воспринимаю как благо, и широкие тротуары мне нравятся (мы об этом тоже говорили на воркшопе). Я научилась видеть город, который улыбается мне».
Что сделала: Выяснила, зачем в 1939 году на ВДНХ был устроен собственный водопровод, где находилась насосная станция, как из водонапорной башни сделали арт-объект.
«В процессе практических заданий происходит такое глубокое взаимопроникновение опыта и восприятия, что ни с какими книгами и уроками на ютьюбе не сравнится. Если быть откровенным, то воркшоп дал уверенность и силу. Пальмин не жадничал: он дал именно структуру, скелет, систему ценностей, если позволите, которую он выстрадал за долгие и тяжелые годы своей профессиональной деятельности».
Что сделал: Отметил основные символические павильоны на площадях ВДНХ, отснял их, сложил в орнамент в том же положении, как они стоят, и с применением фотоувеличителя перевел на фотобумагу с пленки.
Какой будет новая школа журналистики «Афиши Daily»
Летняя школа для уже пишущих журналистов и фотографов открывает свои двери 2 раза в неделю. Главное условие поступления — возможность потратить месяц своей жизни на сбор материала и написание одного качественного репортажа в рамках большого сюжета «Новые городские легенды», который будет опубликован на «Афише Daily» в октябре.
Школа будет устроена следующим образом: на первом занятии главный редактор сайта Екатерина Дементьева обсудит с участниками возможные темы, а на следующих половина времени будет посвящена рассказам о том, как работает «Афиша», и половина — работе с каждым студентом школы над его материалом. В воркшопах также примут участие другие журналисты «Афиши Daily» — Настя Красильникова, Филипп Миронов, Анна Масловская, Вика Лобанова. Каждый из них расскажет о своем опыте в медиа (не только «Афиша», но и РБК, The Village, Interview, «Дождь», «Сноб» и другие издания) и будет курировать студента по наиболее близкой ему теме.
Когда
16 августа по 8 сентября, 19.30
Купить билет