Театр

Новый Богомолов, спор уехавшего с оставшимся — и другие спектакли с фестиваля «Горький+»

14 июля 2023 в 16:33
Фото: пресс-служба фестиваля «Горький+»
Спектакль-форум, спектакль — лента соцсети и спектакль — колонка Богомолова: рассказываем, какие постановки показали на нижегородском фестивале «Горький+», который прошел в минувший уик-энд под предводительством арт-директора Евгения Миронова и программного директора Оксаны Ефременко.

«Горький. Форум»

режиссер Евгений Маленчев

Драматург Карина Бесолти и режиссер Евгений Маленчев взялись за пьесу Горького «На дне» при помощи инструментария форум-театра — технологии, предлагающей зрителю не только вступить в обсуждение острой социальной темы, но даже выйти на сцену и заменить одного из артистов, чтобы разрешить сложную ситуацию. В Москве в этой технике уже много лет работает команда Юлии Шевелевой в центре толерантности, в зоне их внимания оказываются вопросы зависимостей, буллинга, ксенофобии, а целевые показы преимущественно проходят для студентов и школьников.

Маленчев и Бесолти решили совместить художественную и социальную составляющие: разыграв сцены из «На дне», они также предложили альтернативные версии этих сцен, адаптированные под современную действительность. Разнородный зритель фестиваля активно вступил в обсуждение тем трудового рабства и домашнего насилия и предложил массу вариантов разрешения трудных ситуаций, в которых оказались персонажи. По накалу происходящего стало очевидно, что форум-театр — метод, просто необходимый в сегодняшних обстоятельствах: все реже и реже с современным зрителем говорят прямым текстом о по-настоящему острых проблемах, назревших в нашем обществе. Форум-театр — способ с помощью интерактивного театра поднимать самые больные вопросы, из которых, кажется, соткана вся наша сегодняшняя действительность.

«Я был наполнен стихами бабушки»

«немхат», режиссер Саша Шумилин

Саша Шумилин, пермский амбассадор новой искренности, вместе со своей командой «немхат» ставит неконвенциональные задушевные спектакли в оранжереях и бассейнах и уже два раза номинировался на «Золотую маску». Специально для фестиваля «Горький+» «немхат» сочинил нежный спектакль о главных женщинах в жизни — бабушках и матерях — в память о теплых отношениях Максима Горького и его бабушки.

Нижегородская премьера Шумилина — это променад в наушниках по парку 800-летия, во время которого чат в телеграме подкидывает тебе все новые и новые истории, рассказанные нижегородцами (и не только), об их матерях и бабулях. Еще зрителям предложат бинокли, чтобы всматриваться в завораживающие побережья Волги и Оки, а также разглядывать свое туманное прошлое. Кажется, создатели выбрали самую милую часть биографии и творчества Алексея Пешкова и одну из самых красивых локаций города — так что Нижний Новгород и Горький нужны здесь преимущественно для того, чтобы суметь обернуть оптику, направленную наружу, внутрь тебя самого.

«Горький. Удалить из друзей»

режиссер Юрий Квятковский

Горький был очень дружен с Шаляпиным — воспользовавшись этим обстоятельством, режиссер Юрий Квятковский и композитор Николай Попов сочинили музыкальный мультимедийный перформанс о дружбе двух гениев. Длинный стол, по обе стороны которого они располагают зрителей, — это одновременно дружеский стол, за которым не раз сиживали писатель и оперный певец, и своеобразная лента в социальных сетях: на него будут проецироваться и новостные сводки, и документальные кадры, и «кружочки» телеграма — переписка Горького и Шаляпина с бесконечными признаниями во взаимном уважении. Вот такой, например, «кружок» от Шаляпина Горькому:

«Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях!»

Но слишком различным было отношение друзей к происходящему в Советском Союзе: Шаляпин уехал в Париж и был лишен звания народного артиста, Горький был воспет Сталиным и стал главным писателем СССР. С помощью новой академической музыки, прекрасных оперных голосов и стильного диджитал-визуала создатели выстраивают диалог между двумя эпохами и иллюстрируют до боли узнаваемый для современного зрителя конфликт между уехавшим Шаляпиным и оставшимся Горьким. В результате получается самая сильная работа фестиваля.

«Нераскрытые преступления прошлого. Хорошее дело»

Мобильный художественный театр, режиссер Александр Пронькин

Мобильный художественный театр постепенно расползается по стране, теперь добравшись и до Нижнего Новгорода. На этот раз нашему вниманию в приложении представлен true crime подкаст о загадочной серии убийств, совершенных в Нижнем Новгороде в прошлом столетии. Голоса прекрасных Эвы Мильграм (бодрой следовательницы Анны Решительной) и Сергея Епишева (сомнительного алхимика) ведут нас через парк Кулибина в Заповедные кварталы — район, в котором жил Горький и другие деятели искусств, превратившийся теперь в очаровательный арт-кластер, с лекциями, выставками и всякого рода культурные мероприятиями в деревянных избах и садиках.

По дороге будет много загадок, интриг и юморесок, которые удивительным образом сложатся в биографию Горького и историю его детских психологических травм. Так что создатели не только проложили классный и не самый очевидный маршрут, сочинили интригующий сюжет, но и попытались разобраться, каковы психологические истоки творчества сурового Горького, мальчика, «убившего» своего отца.

«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя»

Театр на Малой Бронной, режиссер Константин Богомолов

За последние месяцы Константин Богомолов снискал славу автора бесконечных манифестов, а премьера «Дачников», состоявшаяся в Нижнем Новгороде, явно призвана стать иллюстрацией к громоздким опусам, опубликованным в РИА «Новости». Богомолов-режиссер по-прежнему куда более талантлив, чем Богомолов-колумнист, а потому от его зашкаливающего сценического цинизма случается куда более внушительная оторопь.

Посреди всего происходящего режиссера больше всего волнуют судьбы его уехавшего окружения: персонажей горьковских «Дачников» он превращает в обдолбанных бизнесменов, отчаянно спасающих свои счета на Бали во время боевых действий. В тех же балийских виллах поселились у Богомолова и представители креативного класса — поэты и музыканты, — чья судьба явно заботит режиссера еще в большей степени. Так, удивительным образом главным персонажем пьесы становится Шалимов, в версии Богомолова — Борис Гребенщиков*. Череду шуток про украинских нянь и проституток разбавляют монологи «исписавшегося» гения, ностальгия по Москве, разного рода антидепрессанты и наркотики, суициды и убийства. В антракте звучат композиции БГ, а на экране появляется аккуратный титр о том, что театр авторских отчислений, конечно же, не выплачивает.

Артисты по-прежнему блистательны, зал все так же рукоплещет стоя в течение десяти минут, а спектакль определенно войдет в историю как неутешительный театральный симптом сезона 2022/2023.


* Борис Борисович Гребенщиков признан иноагентом.

Расскажите друзьям