— Почему книжные обложки в России так часто такие некрасивые?
— Сегодня я бы сказал, что у тех издательств, которые понимают важность обложки, все с этим в порядке. Стало значительно больше хороших обложек. А издательским домам, о которых вы говорите, наверное, стоит перестать жалеть денег на гонорары хорошим дизайнерам, научиться работать с арт-директорами.
А так причины плохого дизайна везде одинаковы. Низкий уровень владения типографикой у дизайнеров, плохой вкус у людей, принимающих решения, а точнее — отсутствие дизайн-экспертизы внутри компании и неумение ее привлечь снаружи. Самые слабые обложки на русском языке пока, на мой взгляд, во взрослой художественной литературе. Эти же обложки, как правило, и самые дорогие в производстве, потому что там нужно много всего уметь — лаконичной типографикой не обойтись.
— Как влияют на внешний вид обложек интернет и соцсети?
— Скорее влияет дефицит внимания и гиперактивность, общий short attention spanНизкая концентрация внимания.. Тебе нужно очень быстро захватить внимание, дать понять: твое/не твое. Но часть дизайна обложек наших книг связана с бумажными копиями — текстура, фольга, блеск или его отсутствие. И трюк тут в том, нужно одновременно быть и инстаграмным*, и физически привлекательным.
— Как дизайнеры сотрудничают с авторами и редакторами книг при создании обложек?
— Авторы пишут текст, издательства его издают. Издательство вкладывает свои деньги и ресурсы, надеясь, что каждая книга станет успешной, и напрямую заинтересовано в хороших обложках. Автор не будет продавать книгу, так что ее продвижение в значительной степени — тоже работа издательства. Поэтому, несмотря на то что у автора есть голос при принятии финального решения, гораздо важнее выбирать свое издательство и доверять ему.
Редактор в процессе создания внешнего вида книги выступает медиатором между дизайнером или, скорее, арт-директором и автором. Он помогает найти в книге правильные метафоры, кластеры смыслов, слов, из которых можно выстроить обложку, помогает донести идеи автора, или, наоборот, защитить дизайнера от плохих авторских идей.
«Саморазвитие по Толстому»
В этой книге журналистка и стендаперка Вив Гроскоп показывает, как в не очень-то веселой на первый взгляд русской литературе можно найти утешение, радость и даже руководство по тому, как пережить несчастную влюбленность. В 2023 году вышла книга «Прощай, грусть!», в которой Гроскоп проделывает подобный эксперимент и с французской литературой.
«Несколько вариантов обложки это, конечно, не все: обычно есть горы пустой породы, перерытые в процессе ресерча. В случае „Саморазвития по Толстому“ это были ветки исследования, ведущие в разные стороны от навязшего в зубах канонического образа, которым нас всех перекормили в школе. Редкие фотографии, мемы, способы использовать не портрет, а какие‑то связанные с ним штуки.
Понятно, что мой любимый вариант — это классическая тонкая зеленая тетрадь по литературе, перевернутая вверх ногами. Но выбрали мы в итоге рисунок ручкой, фан-арт-портрет, который я нашел где‑то в американской части интернета, и автор с радостью дал нам права. С одной стороны, такая картинка дала мне нужную дистанцию, немного иронии, а с другой, борода — часть бренда Льва Толстого, зачем отказываться от ультраузнаваемого образа?»
«Форпост»
В сентябре 2004 года журналистка «Коммерсанта» Ольга Алленова писала репортажи из Беслана, где террористы захватили школу. В результате теракта, закончившегося хаотичным штурмом, погибли сотни заложников, в том числе 186 детей. В книге Алленова рассказывает историю этой трагедии и показывает, как живет Беслан годы спустя.
«„Форпост“ — документальная книга, пространство метафор тут было максимально узким. Я отталкивался только от эмоций и документальных фактов. Каждый год в Беслане выпускают в небо белые шары, символизирующие души детей. Я сделал вариант, где точками-шариками показал, сколько именно погибло детей и вообще людей (поразившая меня цифра); кучу вариантов с интерьерами и пулевыми отверстиями в стене. Но остановился на том, где изображен школьный коридор, уходящий в темноту, с выщербленными пулями стенами, без окон.
Это кадр из видео, который почему‑то очень задел меня своей жутью. В процессе делания книги я по секундам переживал все, что там происходило, прочитав все документы и посмотрев все фотографии и видео из этой истории, и мне казалось, что можно погрузить читателя в нее, просто поставив его в коридор, где нужно бежать или прятаться и шансы выжить близки к нулю. Вариант с фотографией детей с того Первого сентября сильнее, но они погибли; я подумал, что это слишком — хотя ничего слишком не может быть в этой странице российской истории».
«Инцелы»
Шведский психиатр Стефан Краковски рассказывает о самой странной субкультуре последних десятилетий — одиноких мужчинах, которые, чувствуя себя лузерами, становятся женоненавистниками и обращаются к ультраправым идеологиям. Над инцелами легко смеяться и еще легче их ненавидеть — но Краковски пытается понять, что они чувствуют и можно ли им помочь.
«Здесь очень сложно было что‑то сделать. Все обложки других, англоязычных книг про инцелов выглядели грустно, хотелось чего‑то поживее, чем силуэт печального мужчины. Я крутился вокруг того, что это закрытая субкультура со своим языком, мемами, терминами, и вся эта „листва“В сленге русскоязычных инцелов — „девственник“., „омега“В сленге русскоязычных инцелов — „девственник“. и „черная пилюля“В сленге русскоязычных инцелов — „девственник“. вытащены, конечно, оттуда. Отдельно я пытался разными промтами, связав их с миром инцелов, сгенерить в Stable Diffusion абстрактную иллюстрацию, тревожащую воображение. Получился миллион всякой интересной крипоты. Некоторые из вариантов, обрабатывая и выкручивая, я доделывал и пробовал в роли иллюстраций.
В итоге выжила только картинка реального листа с инвертированным хлорофиллом. Его запутанный граф капилляров показался мне созвучным последовательности всяких маленьких событий и решений, приводящих нас туда, где мы в какой‑то момент оказываемся. Остальные редактору показались слишком тревожными: выбор — это всегда решение коллективное».
В субботу, 15 июля, в ДК «Рассвет» пройдет фестиваль, посвященный пятилетию издательства Individuum.
* Соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской. Ее деятельность на территории страны запрещена.