Открытие «Художественного бюро» в Петербурге
В галерейное дело Надежда Добычина пришла не самым очевидным путем. В 1903 году она приехала из родного Орла в Петербург и вскоре — считай наобум — поступила на двухгодичные курсы лаборатории Лесгафта, которые выпускали педагогов физической культуры. Там преподавал Николай Кульбин — биолог и медик по образованию, главный врач генерального штаба императорской армии, а еще художник-любитель и антрепренер, поддерживавший авангардистов. Познакомившись с ним, Добычина постепенно стала погружаться в мир искусства и стала секретарем его проектов. Несколько лет она помогала Кульбину организовывать лекции и выставки — например, проект «Импрессионисты» в 1909 году. А уже в 1911 году, обзаведясь связями, открыла в Петербурге свое «Художественное бюро» с несколькими экспозиционными залами.
Изначально Добычина объявила себя посредником между художниками и покупателями и, как бы мы сейчас сказали, выступала арт-дилером: подбирала работы для оформления интерьера и консультировала по вопросам искусства. Но довольно быстро бюро стало самостоятельной престижной площадкой, где проходили выставки самых разных современных художников: от членов Академии художеств до мирискусников и авангардистов. Так Добычина оказалась у истоков зарождения российского арт-рынка.
Постоянная выставка современного искусства
Первая выставка открылась в бюро в 1912 году, это, по сути, была постоянная экспозиция современного искусства, состав которой менялся раз в несколько недель. Например, там Роберт Фальк впервые представил картину «Старая Руза» — одну из ранних работ в духе сезаннизма, где уже начинает прослеживаться узнаваемый стиль художника. А полотна молодых авангардистов Натана Альтмана, Василия Кандинского и Ольги Розановой соседствовали с произведениями символиста Николая Милиоти и мирискусников Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой.
Все экспонаты продавались, Добычина получала свой процент от стоимости реализованных с выставки работ, а также брала плату за вход в экспозицию. Вскоре уже в здании на набережной реки Мойки, 36, куда бюро переехало в 1913 году, Добычина стала проводить тематические и персональные выставки — сначала небольшие и графические. Но чем дальше, тем проекты становились масштабнее, и в результате они вытеснили постоянную выставку.
Посмертная выставка произведений Яна Ционглинского
Первым персональным показом живописи в «Бюро Добычиной» стала посмертная выставка Яна Ционлингского — действительного члена петербургской Академии художеств и немаловажного человека в искусстве в начале XX века. Он был одним из основоположников русского импрессионизма, принимал активное участие в организации объединения «Мир искусства», а также много преподавал. Его учениками были Билибин, Филонов, Лансере, Матюшин и Анненков.
После неожиданной смерти Ционлингского в 1913 году Добычина решила организовать его выставку. Помогал ей брат художника Мечислав. Давая объявления в газеты, он собрал у частных коллекционеров удивительное число экспонатов — почти тысячу. Эффект был спорным: критики жаловались на отсутствие художественного отбора (все-таки профильного образования Добычиной порой недоставало) и переизбыток картин, тесно размещенных в небольших комнатах. И все же выставку посетило более 4000 человек; удалось продать около сорока работ на сумму 12 000 рублей, а среди покупателей были Академия художеств, Русский музей и Третьяковская галерея.
Выставка картин Натальи Гончаровой
В 1914 году в «Бюро Добычиной» прошла первая персональная выставка Натальи Гончаровой в Петербурге. По сути, как часто бывает и сейчас, она была продолжением и сжатой версией выставки, показанной в Москве — в Художественном салоне Клавдии Михайловой. Там все прошло спокойно, а вот показ в столице обернулся скандалом. После статьи анонимного критика, возмущенного картинами на библейские сюжеты, через день после вернисажа администрация города потребовала снять двенадцать работ, якобы оскорбляющих чувства верующих. В прессе началась большая кампания в поддержку Гончаровой, и после повторной духовной цензуры картины вернулись.
Эта выставка стала этапной и для художницы, и для галеристки. Для Гончаровой она послужила своеобразным подведением итогов русского периода, так как вскоре художница уехала в Париж работать над дягилевскими «Сезонами». А «Бюро Добычиной» после выставки наконец переехало в новое, более просторное помещение в самом центре столицы — в дом Адамини на Марсовом поле.
Последняя футуристическая выставка «0,10»
Добычина не только сама устраивала выставки, но и сдавала залы в аренду. Тогда в Петербурге было не так много выставочных площадок, и тем самым она сильно поддерживала экспериментаторов. Например, ее залы были основной площадкой для объединения «Мир искусства». А 19 декабря 1915 года прошел безоговорочно самый известный вернисаж в «Бюро Добычиной» — открылась последняя футуристическая выставка «0,10», на которой Казимир Малевич впервые презентовал свой «Черный квадрат». Всего на ней было представлено около полутора сотен работ четырнадцати художников, в том числе Татлина, Пестеля, Удальцовой и Поповой. Периодически Добычина проводила коллективные смотры радикальных авангардистов, и многие экспоненты «0,10» прежде уже участвовали в выставках ее бюро. Однако вряд ли галеристка могла предугадать будущее значение этого проекта для истории мирового искусства.
Выставка картин и этюдов Маневича
Будучи родом из небогатой еврейской семьи, Надежда Добычина часто поддерживала художников-евреев. Одним из них стал Абрам Маневич, который был выходцем из Могилевской губернии, учился живописи в Киеве и Мюнхене, а в 1912–1915 годах жил и работал в Париже. В 1913-м там прошла его персональная выставка, на которой одну из работ приобрел Люксембургский музей. Однако для Петербурга Маневич в те годы был фигурой безызвестной.
Воспользовавшись разрешением на пребывание в России в течение одного года, в начале 1916-го он приехал в столицу и представил около ста своих работ в «Бюро Надежды Добычиной». В постимпрессионистической манере Маневич часто изображал виды провинциальных городов и еврейских местечек, из ряда которых выбиваются картины, написанные в Париже и Венеции. Выставка прошла с успехом: музеи и частные коллекционеры приобрели работы на сумму более 6000 рублей. В их числе — «Пейзаж в парке Монсури», который тогда был продан Академии художеств, а сегодня хранится в фондах Русского музея.
Выставка современной русской живописи
В 1916 году Надежда Добычина показала в своем «Художественном бюро» две «Выставки современной русской живописи», где демонстрировались различные течения авангардной живописи: от умеренных до радикальных. В таких сборных экспозициях некоторые художники удостаивались небольших монопоказов. Причем это могли быть и еще молодые, и малоизвестные авторы, которых Надежда Добычина часто поддерживала. Так, на апрельской выставке наряду с уже знаменитыми Ильей Машковым и Петром Кончаловским отдельную комнату получил начинающий Марк Шагал: это был первый крупный показ его работ в городе. Презентовав его витебскую серию — более шестидесяти произведений, созданных в 1914–1915 годах, — Добычина получила немало критики. Сегодня же это гордость государственных и частных собраний.
Закрытие бюро и участь собрания
С 1915 года помещение бюро периодически пытались реквизировать; несколько раз Добычина, умевшая договариваться с властями, отстаивала его, но в послереволюционных условиях сохранить дело становилось все сложнее. В 1919 году бюро закрылось, но Добычина продолжала помогать знакомым авторам продавать работы музеям и коллекционерам. Например, она открыла выставку с картинами Малевича, Филонова и Татлина к пятнадцатилетию Октября и даже успела поработать в Русском музее. Ему же передала часть своей коллекции, которая в разные годы насчитывала от 80 до 250 работ: что‑то Добычина приобретала сама во время выставок в Бюро, а что‑то получала в подарок или в качестве комиссии. Распроданные при необходимости в советские годы картины для выставки собирали из более чем сорока коллекций, а местонахождение некоторых еще только предстоит узнать.