Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

«Первая позиция»: как организовано путешествие по истории российского балета

5 апреля 2023 в 17:24
Для нашего спецпроекта о балете авторы выставки «Первая позиция» рассказали «Афише Daily» о вдохновении «Весной священной» Стравинского и Анной Павловой и объяснили, как создавалась выставка, рассказывающая об эволюции балета через историю страны.

«Первая позиция» — межмузейный проект об истории развития балета в России, который позволяет зрителям увидеть сцену не только из зала, но и с другой стороны кулис. Экспозиция делится на тематические разделы, среди которых: «Царская ложа», «Советский балет», «Костюмерный цех», «Анатомия балета», «Лаборатория Лебединого озера». А в команде проекта — бюро Planet 9, известное своими выставками-блокбастерами (среди них — выставка-путешествие «Балабанов» в «Севкабель Порту» в Петербурге и «Виктор Цой. Путь героя» в московском Манеже).

Анна Ялова

Соавтор концепции выставки «Первая позиция», директор ЦВЗ «Манеж»

— Какие события или персоналии стали вашим собственным вдохновением?

— Меня всегда восхищала Анна Павлова — поистине потрясающая женщина, символ целой эпохи русского балета. Ее Умирающий лебедь — эталон [балетного] искусства. Она вдохновляла современников, задавала тренды на сцене, на нее равняются и сейчас, повторяя и интерпретируя ее творчество и неповторимую пластику. Даже знаменитый десерт «Павлова» — один из самых популярных в мире!

Еще мы вдохновлялись высказыванием-призывом Сергея Дягилева «Удиви меня!». Сам по себе Дягилев был неординарной личностью, благодаря его неутомимому характеру и активной деятельности в начале прошлого века русский балет покорил Европу, а затем и многие страны мира. Его любовь к русскому искусству и абсолютная вера в талант русских художников, артистов, композиторов и стали опорой для создания выставочного проекта. Когда мы приходили в фонды музеев, ставших участниками этого проекта, то неизменно говорили фразу Сергея Павловича «Удивите нас!». И после вместе с хранителями музеев, ставших участниками и партнерами проекта, кураторская группа находила для выставки самые интересные произведения, картины, эскизы, фотографии… В какой‑то момент мы даже засомневались, сможет ли петербургский Манеж на 4500 квадратных метров своей площади разместить все сокровища, которые хранят музеи. В результате мы отобрали около тысячи уникальных произведений.

— Что сложнее всего в создании разговора о балете на языке выставки?

— Современные технологии создания выставок дают большую свободу в репрезентации исторического и художественного материала. Кроме огромного количества подлинных предметов искусства, в экспозицию включены мультимедийные инсталляции, которые позволяют показать движение и пластику балетного артиста. В балете важной составляющей частью, помимо хореографии и художественного оформления, является музыка. И в стоимость билета на выставку входит специально созданный для проекта аудиогид, который максимально подробно погружает зрителя в мир танца. Истории о знаменитых танцовщиках, художниках и хореографах рассказаны голосами Юлии Рутберг, Игоря Миркурбанова и Александра Васильева. А для каждого раздела выставки подобраны музыкальные произведения из балетов, которые видит зритель на выставке.

Агния Стерлигова

Соавтор концепции выставки «Первая позиция», архитектор проекта, основатель и генеральный директор бюро Planet 9

— Есть ли балет, который стал вашим вдохновением во время работы над выставкой?

— Я обожаю «Весну священную» Игоря Стравинского: могу слушать эту музыку в наушниках (что иногда и делаю). Для меня все в ней вибрирует каким‑то глухим, внутренним, русским. Этот балет для меня — как перекресток всего, что происходило до 1913-го (это год скандальной премьеры «Весны священной» в Париже), и всего того, что мы подразумеваем под современным балетом сегодня.

— С чего вы начинаете работу над архитектурой выставок-блокбастеров?

— С чтения текстов и материалов, с разговора с кураторами и вовлеченными специалистами, а иногда просто с того, что прихожу на работу в бюро, и мы с коллегами начинаем вспоминать кино, путешествия, картины — да что угодно, что составляет нашу ежедневную жизнь. И такие диалоги — самый мощный источник вдохновения для меня.

 — Как архитектор выставок вы отталкиваетесь в своей работе от конкретных локаций, или ищете под свои идеи подходящее пространство?

 — Сначала мы ищем подходящее пространство (хотя бы по площади и положению в городе), а потом под него подстраиваемся.

 — Есть ли принципиальная разница в организации пространства для выставки про явление (как «Первая позиция») или про одного центрального героя (как, например, «Балабанов»)?

— Конечно! В этом и есть драйв работы с проектами в области культуры: каждая тема уникальна и требует своего собственного прочтения.

Павел Каплевич

Креативный куратор выставки «Первая позиция»

 — В культурном сообществе вас знают как художника и продюсера театра и кино. В проекте «Первая позиция» вы креативный куратор. Что именно было вашей зоной ответственности?

 — Строго говоря, в нашей команде не было четких разграничений: мы все вместе и придумывали, и креативили. Я отвечал за контент выставки, общался с музеями, коллекционерами, институциями, коммуницировал с сотрудниками Манежа. Контент звуковой дорожки тоже был моей задачей. Но, повторюсь, вся команда работала вместе — слаженно и самозабвенно, мы были на связи 24/7.

 — Какой визуальный образ первым приходит вам при словосочетании «русский балет»?

— «Умирающий лебедь», лепесток розы. Словом, все, что летает.

 — Какой костюм/сценография балета был вашим вдохновением для работы над выставкой?

 — Портрет Ивана Якимова в образе Амура работы Николая Аргунова.

Расскажите друзьям