«Сильфида» (1832)

Не свой, но привезенный, именно этот балет был первым и главным хитом в репертуаре великой танцовщицы Марии Тальони (1804–1884), чьи первые гастроли в Петербурге в 1837 году произвели фурор. Тальони славилась своими романтическими, неземными образами, и для нее воздушный танец на пуантах был не техническим элементом, но средством художественной выразительности. «Сильфида» положила начало моде на романтизм в балете, вершиной которого стала «Жизель».
«Дочь фараона» (1862)

В начале 1860-х во главе труппы еще стоял француз Сен-Леон, но в 1862 году вышел первый крупный балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни — с оглушительным успехом. Балерина Екатерина Вазем вспоминала, что «такого грандиозного зрелища у нас не было, пожалуй, со времен Дидло». Либретто написал Жюль Сен-Жорж по роману Теофиля Готье — та же «команда мечты» ранее придумала сценарий к «Жизели».
«Дочь фараона» была поистине грандиозным спектаклем «в девяти сценах, с прологом и эпилогом»; помимо пышных танцевальных сцен, можно было наблюдать верблюдов, обезьян, льва и даже настоящий фонтан. После премьеры Петипа получил долгожданное повышение и стал балетмейстером Императорских театров. «Дочь» оставалась в репертуаре Мариинского театра вплоть до 1928 года и была одним из любимейших балетов многих танцовщиц, например Матильды Кшесинской.
«Баядерка» (1877)

Премьера нового балета Петипа на музыку Минкуса (вы точно знаете другое его известное произведение — «Дон Кихот») состоялась в 1877 году и ознаменовала новый этап в творчестве балетмейстера, в котором он искал органический синтез музыки, танца и драмы. В «Баядерке» танец уже в какой‑то степени рисует психологический портрет героини. Знаменитый хореографический монолог Никии — это целая история и драма. А завораживающий танец теней из третьего акта стал одной из самых узнаваемых, самых важных кордебалетных сцен в истории мирового балета, безусловным шедевром Петипа. Кстати, считается, что при создании этого акта теней Петипа вдохновлялся классическими иллюстрациями Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте (Рай).
«Спящая красавица» (1890)

Идея балета возникла у директора императорских театров Ивана Всеволожского (балетные предпочитают ставить ударение на предпоследний слог). Он и написал либретто, а музыку сочинил Чайковский. Все трое — Всеволожский, Чайковский, Петипа — работали удивительно слаженно, Чайковский часто приходил к Петипа домой и наигрывал сочиненную музыку на рояле, а балетмейстер двигал на большом круглом столе фигурки из папье-маше. Это был поистине симфонический танец, великолепный театральный симбиоз, в котором музыка не уступала хореографии.
Удивительно, но первое появление «Спящей» было воспринято неоднозначно. Художник Александр Бенуа вспоминал: «В „Спящей“ была занята вся труппа и, кроме того, две итальянские звезды первой величины: синьорина Брианца и синьора Чекетти. Костюмы, сшитые по рисункам самого директора Всеволожского, отличались роскошью, и лучшие наши театральные художники написали эффектные декорации, из которых особенно понравилась движущаяся панорама. Все это не помогло. Рассказывали даже, что сидевший в первом ряду кресел (а не в своей боковой ложе) государь не удостоил Чайковского ни единым словом, что он повернулся спиной к Всеволожскому и сразу по окончании балета отправился к выходу. Такое неодобрительное отношение царя неминуемо должно было привести Всеволожского к подаче в отставку, а самый балет должен был бы быть снят с афиши. Обо всем этом было много разговоров…»
Однако в итоге все обернулось иначе. Модест Чайковский с восторгом писал брату, что вместо «как дела?» люди спрашивали друг друга: «Ты видел „Спящую красавицу“?» Балет-феерия, на который была потрачена четверть годового бюджета императорских театров, навсегда остался в истории мирового искусства как первый истинно русский балет.
«Спящая красавица» по сей день считается эталонным классическим спектаклем, а сложнейший хореографический текст партии главной героини, принцессы Авроры — проверка на прочность и тест на мастерство для любой балерины. Многие современные балетмейстеры представляют свои версии «Спящей красавицы», самой близкой к историческому идеалу считается реконструированная версия Сергея Вихарева, которая иногда идет в Мариинском театре.
«Раймонда» (1898)

Последний значительный балет Петипа, тоже созданный не без активного участия Ивана Всеволожского. Получив от светской дамы Лидии Пашковой сценарий, он предложил Петипа подумать над идеей балета на средневековую тематику и поработать с молодым композитором Глазуновым (Чайковского к тому моменту уже не было в живых). Глазунов работал над своим первым балетом скрупулезно и постоянно консультировался с Мариусом Ивановичем, который присылал ему подробные заказы: «Andante на 24 такта, музыка несколько серьезная», «возобновляется танцевальная музыка, но немного быстрее — 16 тактов».
Премьера «Раймонды» состоялась в 1898 году и была бенефисом (то есть средства от продажи билетов получал бенефициант) выдающейся итальянской танцовщицы Пьерины Леньяни. Спектакль имел успех: публика уже начала привыкать к «серьезной музыке» в балете. Вместе с тем классический балет в том виде, в котором он был знаком зрителям третьей четверти XIX века, уже начал угасать.
«Шопениана» (1908)

«Шопениана» (он же «Сильфиды»), это идеальное воплощение беспримесного «белого балета», была первым шагом к симфоническому танцу, предвестницей знаменитых бессюжетных балетов Баланчина.
Самая известная работа Михаила Фокина стала переломной в восприятии и отношении к классике. В этом спектакле Фокин освободил балет от пантомимы и сюжета; здесь танец — это просто танец, но вдумчивый и почти философский. До «Шопенианы» балерины даже «грустное» адажио танцевали с дежурной улыбкой на лице, а после нее в танце появилось то, что мы считаем типично русским: задумчивые, отстраненные лица без тени улыбки. Плавные линии, певучие руки, значение костюма в рисунке танца — это тоже влияние знаменитого фокинского сочинения.
«Петрушка» (1911)

Если в «Шопениане» Фокин представил публике чистый танец, то «Петрушка» — это вторая половина пазла под названием «классический балет», его пантомимная часть. «Колени вместе, ступни внутрь, спина согнута, голова висит, руки как плети» — такой главный герой, безусловно, был вызовом для любителей классического балета XIX века.
Новаторский балет Фокина на музыку Стравинского, с декорациями Бенуа и костюмами Бакста, долгое время был символом «Русских сезонов» Дягилева, пиком экспериментов, эстетическим манифестом. С «Петрушки» началась карьера Стравинского как выдающегося композитора, а главную роль исполнил Вацлав Нижинский — комета на небосклоне исполнительского мастерства.