Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

«Просто, как попить воды»: история проекта «Не перепутай!» глазами создательницы

22 декабря 2022 в 17:16
Фото: aaaveriia
«Не перепутай!» — один из самых популярных российских арт-проектов в инстаграме*, который с помощью иллюстраций лаконично рассказывает подписчикам о разнице между такими похожими вещами. Поговорили с основательницей об истории сообщества.
Аверия

Основательница проекта «Не перепутай!», @averiiam

Об идее проекта

Проект «Не перепутай!» — дитя карантина. К ноябрю 2020-го я работала иллюстратором уже почти пять лет, но все время хотелось сделать что‑то свое. Я была дома во Владивостоке, когда мне пришла в голову эта идея. Помню, как сидела у себя в спальне и нарисовала первую картинку, кажется, про село и деревню.

Проект должен был быть простой. Я планировала тратить на него минут 5–10 в день, но заниматься им стабильно, и это сработало. Я выбрала мою любимую самую легкую кисть, легкую нарисовку, легкие фразы. Не скажу, что меня вдохновила именно эта легкость, но благодаря ей я не бросила проект.

В самом начале у меня не было команды. Я не догадывалась, насколько масштабным получится «Не перепутай!», что смогу на этом зарабатывать и откажусь от других проектов, которые меня напрягают.

Первым делом я создала страницу проекта в инстаграме*, потом завела «ВКонтакте», потому что начала замечать плагиат и подумала, что надо там закрепиться. Активно вкладываться в развитие страниц в других соцсетях я начала только после блокировки инстаграма.

О вдохновении

На мысль о манере общения с подписчиками меня навел проект «Десигн». Это очень крупный паблик в «ВК» для дизайнеров. Подача там жесткая, иногда с матом. Мы так не делаем, но иногда доходим до похожей кондиции. Я всегда чувствовала в них что‑то родственное, замечала не официальную, а дружеско-братскую манеру общения, которую и переняла для своего проекта.

Позже я встретила людей, которые начали меня вдохновлять. Это мои коллеги, у которых аналогичные проекты, связанные с иллюстрацией, — @sovetik.mag, @aaa.magazine, @curavamnedura, @moystrakh. Все они, как и я, параллельно работают в коллаборациях. То есть мы предлагаем брендам не просто прорекламироваться, а показать что‑то уникальное вместе с крутым проектом. Я видела эти сообщества раньше и думала: «Блин, вот классно, кто‑то же делает такое, кто‑то владеет этим». И уже спустя несколько месяцев познакомилась с большинством из этих креаторов.

О развитии сообщества

У меня такие посты, которые люди рассылают, репостят, как сарафанное радио. Если публикация про косметику понравилась девочке, она отправит ее подружке, а так как мы затрагиваем очень разные тематики, от мебели до музыки, проект охватывает довольно большое количество людей. После первой крупной коллаборации с @sovetik.mag за месяц, в мае–июне 2021-го, проект вырос от 3000 подписчиков до 30 тысяч.

Примерно в это же время у меня состоялась первая коммерческая коллаборация с Aviasales. Я поняла, что можно идти дальше. С того момента прошло полтора года, и с кем только мы не работали: Michelin, «Авито», Maybelline… Помимо российских, много крупных зарубежных брендов — банки и телефонные операторы. Я не думала, что концепция проекта настолько заинтересует рекламодателей. К тому же оказалось, что у нас рекламные посты заходят даже лучше, чем обычные.

К моменту, когда проект стрельнул и начались коллаборации, я поняла, что могу больше, и начала сама писать во всякие компании: «Ребятки, у меня есть для вас классная идея». Таким образом заказов стало еще больше. Я вывела для себя такое правило: к потенциальному заказчику нужно стучаться самому, иначе никто о тебе не узнает, нужно писать первым и не стесняться. Отправишь 15 сообщений, а два ответят с классным настроением и желанием работать.

О команде

Вначале я придумывала и рисовала иллюстрации сама: не могла выйти из этой зоны комфорта и доверить что‑то другим людям, да и не было надобности. После коллаба с Aviasales решила отпустить все прошлые проекты и сосредоточиться на «Не перепутай!». К зиме заказов оказалось очень-очень много, поэтому я перестала вывозить. Например, как творческий человек, обращала внимание на картинку, а текст могла написать наскоряк. Поэтому подписчики находили в постах грамматические ошибки и писали: «Наймите уже редактора». Так я и сделала. Взяла старшеклассницу Дашу. Идея показалась классной, потому что большую зарплату на уровне опытного редактора я платить не могу, а старшеклассники перед ЕГЭ знают русский язык лучше всех, да и проект может помочь в начале карьеры. Я не прогадала.

Под Новый год, когда поняла, что не справляюсь с объемом работы, я решилась нанять иллюстратора. Я устроила конкурс: сделала зарисовку на тему «Не перепутай!» и предложила желающим нарисовать свою в похожей стилистике и отметить проект. В итоге наняла девочку Мари, которая мне много раз писала. Все проекты за последний год — в основном это ее рука.

По результатам конкурса взяла еще одну девочку, Карину, потому что она угадала, какую кисть я использую. Она — дополнительный иллюстратор, и, когда у нас начинаются завалы, я передаю ей часть работы. Еще у нас есть два копирайтера — Леша и Вася. Сейчас я даю задание обоим и могу выбрать лучший результат. У меня в команде есть еще два человека: Аита, ответственная за «ВКонтакте», и Женя — гуру телеграма.

О создании публикаций

Существует определенная схема создания поста. Идеи рождаются спонтанно. И поехали: начинаешь искать пояснения, рисуешь зарисовки, добавляешь цвета. Иллюстрации создаются в Procreate, но любимую кисточку я нашла еще в Adobe Draw. Фишка стиля — чем проще, тем лучше. Она перекликается с идеей проекта о том, чтобы как можно проще подать информацию о различиях вещей, в нескольких словах, чтоб это было просто, как попить воды.

Подготовка поста вместе с командой обычно занимает день, иногда — пару часов. А сама я могу минут за 15 сесть и нарисовать иллюстрацию, но сейчас делаю так нечасто.

О подписчиках

Идеи для публикаций присылают и подписчики. Настолько много, что в директе набирается больше 5000 непрочитанных сообщений. И иногда мы эти идеи берем. У нас очень много фанатов, которым нравится наша подача. Познавательных проектов полно, но у нашего есть душа, и если посидеть почитать, то эта душа чувствуется.

Помимо положительных откликов, сталкиваемся и с негативом. Появляются люди, которые не согласны с разницей между некоторыми словами или объясняют ее по-другому. Есть ребята, которые спокойно об этом пишут, а есть те, кто переходит на агрессию и мат. В какой‑то момент я решила, что, так как проект авторский, я могу блокировать агрессоров. В то же время некоторые комментарии с полезными правками и дополнениями мы закрепляем или даже переделываем пост в соответствии с ними.

Сейчас я ввожу новый формат рилсов в дополнение к старому, чтобы о нас узнали люди, которые не смотрят посты. Снимаю себя на фоне картинки и, грубо говоря, объясняю словами то, что на ней изображено. И внезапно я столкнулась с таким хейтом… Получила в ответ очень агрессивные комментарии: «Мы можем прочитать сами», «Уберите эту дамочку». А дамочкой была я, создательница проекта, хотя нигде об этом не писала. Получила очень много замечаний по поводу внешности, зрители переходили на личности, писали матом. В какой‑то момент я закрыла комментарии, просто чтобы продолжать снимать, потому что прекращать я не собиралась.

О лучших постах

Успешная картинка — та, которую нельзя оспорить. С однозначно описанной разницей и простой нарисовкой. Пример обратной ситуации: пост про кориандр и кинзу поднял такой бум в комментариях! Мы аргументировали тем, что названия различаются от страны к стране. А нам писали, что кориандр — это только семена кинзы. Такие посты активно комментируют, но это не радует. Если с публикацией можно агрессивно поспорить, всегда думаешь: «Блин, лучше б я вообще не делали».

Среди самых популярных — публикация про камыш и рогоз, я много раз видела ее в других соцсетях и даже на «Пикабу». Все думают, что камыш — это такая цилиндрическая штука, но на самом деле он выглядит как колосок. Больше всего просмотров набирают публикации на актуальные темы. Например, мы использовали картинку из «Игры в кальмара», когда сериал вышел, или под Новый год делали пост про салаты. Охваты были огромными.

Но иногда догадаться, что зайдет, невозможно. Кто‑то из ребят мне сказал, что интернет — то, что надо тестить. И вот у меня залетел на 1,5 млн просмотров пост про виды разъемов USB. Не понимаю почему, ну, значит, нужно было кому‑то очень сильно.

Вообще, мне нравятся те посты, которые вызывали удивление при создании. Например, публикация про бордюр и поребрик. Оказывается, что дело не в регионе, а в том, что у них разная высота: поребрик находится выше тротуара, а бордюр — на уровне.

О плагиате

Плагиат начал распространяться после поста с @sovetik.mag. Сначала было очень много краж, когда просто забирают пост, стирают вотермарку и публикуют у себя. Потом началась другая волна: воры нанимали иллюстраторов, которые полностью перерисовывали пост с тем же текстом. Но так как картинка не скопирована, пожаловаться на нее нельзя. Таким образом у нас воровали посты тоннами.

Один подписчик написал: «Не расстраивайтесь, вы как Louis Vuitton. Их подделывают и продают на рынке, но все знают, что это копии».

В какой‑то момент я настолько разозлилась, что попросила своего одноклассника, который управляет агентством по защите авторских прав, заняться этим. Пока мы заплатили порядка 300 тысяч рублей, чтобы отсудить свои же авторские права. Сейчас мы судимся со многими ребятами, которые у нас воруют, и планируем наказывать их. Это огромный труд — мой, моих коллег, и я думаю, что каждый, кто владеет крупным проектом, сталкивался с подобным воровством.

* Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность и деятельность ее сервисов в стране запрещена.

Расскажите друзьям
Теги: