«Как без Путина не может быть России, так без прокрастинации не существую и я»
В августе в ММОМА в рамках V Московской международной биеннале молодого искусства прошла выставка, посвященная прокрастинации. Здесь и далее работы Георгия Чубукина. МОММА 2016
«Прокрастинация — не концепция, не тема, не цель того, что я пытаюсь делать, а скорее что-то похожее на среду, внутри которой создаются мои работы. Она не внутри них, она заполняет все пространство снаружи. Это их родина, настоящая духовная скрепа всего моего творчества. Как без Путина не может быть России, так без прокрастинации не существую и я (смеется). Я одержим виртуальным пространством, мобильными устройствами, операционными системами, приключениями внутри пользовательских интерфейсов. Это тот самый дивный новый мир, который спит с дивным старым миром и порождает все новые и новые плоды, ассоциации и пересечения этой связи. Где-то посередине — я, и где-то там же прокрастинация, которая подобно наркотику делает эти миры все ближе и ближе друг к другу, раскрывает глаза и крутит сознание.
В любом безделье, лени, спокойной и длинной минуте можно найти что-то полезное — форму, идею, настроение, принцип, ауру, пустоту. Только когда я понимаю, что момент проходит без моего участия, я начинаю волноваться. Это, наверное, и есть критическая точка между еще пользой и уже ленью. Прокрастинация — как бытие у Хайдеггера. Оно есть, и черт разберет, осознаем мы это или нет.
Избавление от прокрастинации — лучшее, что могла придумать прокрастинация. Бесконечный круг. Бессмысленно бояться или сопротивляться, прокрастинация — это осознанная необходимость».
«Я в прокрастинацию не очень верю, но готов на что угодно, лишь бы не работать»
«Мне платят за то, что я фантазирую, изобретаю какой-то бред, которого еще не было, галлюцинирую и облекаю галлюцинации в слова, шутки. Фантазирование отложить невозможно. Наверное, когда-то у меня было что-то похожее на прокрастинацию: я был не уверен, что мои идеи имеют какую-то ценность. Но я очень быстро убедился в том, что я хорош, и перестал бояться.
Когда я начал заниматься стендапом, я сразу договорился с клубом и назначил себе дату выступления. На следующий день я понял, что ни одной шутки у меня еще не написано. Когда ты один раз проходишь по этому пути, то понимаешь, что ничего страшного тут нет и все прекрасно работает. Не нужно стесняться и бояться своих идей.
Другим сильным открытием была книжка «The Comic Toolbox», где было правило 9: для того чтобы у вас появилась смешная шутка, нужно придумать 9 несмешных. Я понял, что в этой профессии вообще нет неудач: каждая неудача просто приближает к удаче. И это меня освободило.
Обычно, когда я не пишу, не обсуждаю сценарий, я проговариваю про себя и записываю очень четкие вопросы: что сейчас персонаж меньше всего хотел бы, чтобы с ним случилось? Обычно я понимаю, что именно это ему и нужно дать. Либо: как сделать эту сцену менее клишированной? Ложусь в ванну, выключаю свет и в теплой воде думаю над этим вопросом. Мозг начинает работать, если его не отвлекать лишними проблемами.
Я придумал много разных устройств, чтобы обходить трусость фантазии и неуверенность. Нет моментов, когда я не работаю и мучаюсь от этого. Наоборот, я очень рад не работать, потому что можно отдохнуть от бесконечного внутреннего диалога и продуцирования мыслей и образов».
«В композиторском процессе бездействие очень важно»
«Для меня прокрастинация — это время бездействия при сознательном погружении в размышления, например, о музыке, которая в итоге будет зафиксирована в нотах или словах. Я не задумывался, сознательный это процесс или нет.
В композиторском процессе бездействие очень важно: время, которое тратится на запись партитуры, в моем случае не слишком продолжительное. Процесс прокрастинации, размышления, если он длится долго, дает возможность очистить идею, впоследствии — точно зафиксировать идеальный вариант ее воплощения.
Я все время нахожусь в процессе рассуждения, даже если нет определенной конечной цели. Критическая точка между полезным бездельем и ленью возникает, когда я осознаю, что нашел точную формулировку. В этот момент нужно писать. Если говорить именно о творческом процессе, прокрастинация имеет положительный эффект.
Мне хотелось бы избавиться от прокрастинации в любой другой области, кроме композиторского письма, и я пробую это делать. А в письме сознательное промедление и обдумывание является одной из основ моего подхода к делу, от них незачем избавляться.
Мне интересно выражать прокрастинацию в звуковой речи… В том, как слушатель или зритель проводит время, огромное значение имеет состояние скуки. Более того, несопротивляющееся восприятие требует бездействия. Скука и прокрастинация, мне кажется, находятся рядом друг с другом, хотя друг другу не равны. Скучание для меня очень важно, в отличие от бездействия, не только в музыке, но и в быту. Это оборотная сторона наслаждения временем, наслаждения звуком, изображением — чем угодно. Можно сказать, что я все время работаю с тем, чтобы выразить прокрастинацию в музыкальной, визуальной или вербальной речи. Она растит восприятие. Для взыскательного слушателя/зрителя/читателя этот рост, я уверен, очень важен».
«Надо перестать бояться не соответствовать своим и чужим ожиданиям»
«Работа «Смена» была сделана не для выставки, и получилось, что сам проект критикует офисных сотрудников. Хотя это не было изначально моей целью, я вообще нравоучения в искусстве не люблю. Понятно, что люди, которые работают в офисах, постоянно жалуются на свою жизнь. Бывает, что эти люди занимаются не очевидно полезной деятельностью. И с оглядкой посматривают на других, кто развлекается, путешествует, но сами они редко могут что-то изменить в своей жизни.
Не могу сказать, что я большой прокрастинатор. Скорее наоборот, я хотела бы гораздо больше заниматься творчеством, а не работой. Но иногда наступает прокрастинация из-за боязни начинать какие-то большие проекты. Вместо них ты занимаешься ерундой, откладываешь их на потом. Чтобы избавиться от прокрастинации, надо просто перестать бояться не соответствовать чему-то, своим и чужим ожиданиям».
«В профессиональной технической среде нельзя тратить так много времени на безделье»
«Состояние прокрастинации для меня скорее неосознанное. Есть периоды времени на работе, когда пропадает мотивация, или периоды ожидания между разными проектами. По большей степени все зависит от того, что мы подразумеваем под прокрастинацией: одно дело, когда ты читаешь фейсбук, совершенно неосознанно смотришь какие-то сайты на уровне хаотичного потребления информации, а другое дело, когда ты понимаешь, что у тебя есть свободное время, чтобы просмотреть ресурс, который может быть полезен профессионально.
Иногда я начинаю смотреть сайты, которые мне нравятся. С одной стороны, я убиваю время, потому что цели никакой, с другой — мне попадается что-то интересное, причем совершенно случайно. Какие-то из этих открытий я могу применить.
С возрастом все больше чувствуешь потребность в безделье. Для художников, мне кажется, это неотъемлемая часть поисков, но в профессиональной технической среде нельзя тратить много времени на безделье. А в моей профессии работа происходит в основном технически, вдохновение здесь помогает несильно. Но еще есть отдых — это уже совсем другое. В момент отдыха можно почерпнуть для себя новый опыт, заметить и реализовать что-то интересное.
Если человек становится сильно безынициативен в какой-то момент, он может подсесть на прокрастинацию. Ему будет сложно переключаться между состоянием погружения в проблему и выходу из нее на уровне медитации. А это очень похоже на обсессивно-компульсивное расстройство. Думаю, чтобы себя контролировать, нужно стараться вводить дисциплину».
«Прокрастинация — явление вполне человеческое, в животном мире оно встречаться не может. Потому что животные живут ситуативно, задумываться и планировать для них несвойственно. Был когда-то такой анекдот: представьте, что вы собака, вас посадили в темную коробку. Что бы вы стали делать? И ответ прост: ляжете спать, потому что, когда животное не знает, что ему делать, оно ложится и бережет силы. Поэтому в животном мире с прокрастинацией и не сталкивались».
Человеку вообще тяжело совершать любые усилия. Сложные дела часто требуют от нас больших усилий, и они откладываются на потом: даже само представление о том, что нужно что-то делать, приводит человека в ужас.
Человек переживает, что у него не получится, — и не решается начать дело. Или, если у человека низкая самооценка, он заранее уверен в неуспехе — смысла начинать вообще нет.
Человек слишком долго готовится к чему-то, пытаясь добиться идеала, что тормозит начинание самого дела.
Как жить с прокрастинацией
Нужно понять, что лежит в ее основе. Всегда поможет снижение напряжения. Ведь можно решать задачу не одним махом, а разделить ее на отдельные составляющие, выделить определенное время на подготовку.
Это состояние чаще встречается у людей, не занимающихся творческой работой. Хотя и творчество может быть разным, у каждого свои методы: один заставляет себя писать каждый день, кто-то работает с вдохновением. Прокрастинация здесь может быть скорее процессом накопления, необязательно сразу хвататься за кисточку и начинать рисовать. Иногда нужно просто набраться впечатлений, образов. Вполне возможно, что в творческом акте прокрастинация имеет положительное значение.