«Виктор Цой. Путь героя»
Манеж
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/f5/cf5c41243aeccac7182f2840c4e20dc7.png)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/5b/35b9fcef565c150404f3bf0cce4a9949.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/0b/60b65f127614f92f5aae3f6116c43f09.png)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/3f/93f91754758791861e367ee556047d65.png)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/40/d407af1026c2f9cda332525b2833a1f1.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/6e/b6e561ba58faa77ced2685ba0bc307e8.png)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/87/2870e303065b7c12b5ef3b22257aa916.png)
Биографическую выставку в Манеже недавно продлили до 21 июня, в этот день Цою исполнилось бы шестьдесят. Размах выставки-байопика вполне соответствует юбилею: экспонаты предоставили отец и сын музыканта, его гражданская жена и друзья — от Джоанны Стингрей до Рашида Нугманова. А каталог этой выставки оказывается самостоятельной энциклопедией жизни Цоя. Его текстам, пожалуй, не хватает объективности и отстраненности, но это единственный недостаток книги. А вот достоинств масса: кроме очевидных афиш, фотографий и автографов в нем большое внимание уделяется, например, рисункам Цоя, неспроста напоминающим Кита Харинга. Есть и небольшой, но внятный раздел, посвященный стилю музыканта, его подходу к выбору одежды и аксессуаров. В общем, неидеальный и шероховатый, но с большой любовью собранный том «Путь героя» идеально соответствует самому герою.
«Театрократия. Екатерина II и опера»
Музей-заповедник «Царицыно»
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/a3/1a3c846fb159afb5e9662563461a4a4b.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/10/c106da90d579815130d1a66592b37af8.png)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/6c/26c552b2d21c253d257c0d2c31402851.png)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/87/1872aa6f413bba65ec1e184689df5527.png)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/d4/8d48297674622bb3453c38701b2329b2.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/14/d14d541c7420df02866846e59e2fc3f7.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/e9/de97472606d9e5b69d10329f169d150c.png)
На выставке «Театрократия» прошлой осенью и зимой можно было увидеть Екатерину II в не самом очевидном амплуа театральной деятельницы — либретистки, режиссерки и, конечно, критика современного ей театрального процесса. По словам барона Фридриха Гримма, императрица заразила подданных «музыкальным бешенством» и превратила Петербург в оперную столицу. Выставка впечатляет масштабом: над ней работали сотрудники восемнадцати музеев, трех библиотек и Российского государственного архива древних актов. Увидеть в одном месте экспонаты этой выставки теперь можно только в семисотстраничном томе каталога, но хорош он не только этим. Под обложкой — два десятка статей, которые расширят ваше понимание истории театра и истории вообще: от анализа сказочной оперы на либретто Екатерины II до рассказа о «последнем спектакле императрицы» — ее смерти.
«Авангард. На телеге в XXI век»
Музей русского импрессионизма
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/6c/26c7a42f2710381c61fcf780ea760a06.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/4c/64c93272ead332a5fa62ac622332e22b.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/b5/4b53d4ab3ba582acc11f2e3fac717ab5.png)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/f5/1f5d0c4c0f36b3fe4933c84827bc5ed9.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/86/d861dae89dd4e53fa222df32b93fab54.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/bb/6bb0be902c6b6cd0ed44551da17e0984.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/6a/26a2b0a7c7a8dfc4f73a22121ee499e6.png)
Эта выставка хороша уже своей историей: в 1921 году по дорогам Вятской губернии поехали три сотни работ современных художников из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Передвижная выставка должна была проехать по семи городам, но застряла в Яранске. Часть полотен позже перекочевала в другие города, часть осталась в фондах местного музея, и на десятилетия они исчезли из поля зрения даже знатоков авангарда. Выставка, организованная МРИ вместе с «Ельцин-центром» и Энциклопедией русского авангарда реконструирует тот проект, а заодно и показывает весь спектр русского искусства начала XX века — от реалистических портретов Николая Фешина до «живописных архитектоник» Любови Поповой. В каталог вошло и несколько статей, дающих общее представление о контексте времени, но главное сокровище тут — конечно, роскошные репродукции, где редкие картины звезд авангарда соседствуют с неизвестными мастерами вроде Георгия Лазарева, оставшимися на полях истории.